Получи документы

Генезис идей народной педагогики

Соня Псардиева
Генезис идей народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги – классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. (18)

Я. А. Каменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы». Уже первые его работы носили народно – педагогический характер.

Публикация «Генезис идей народной педагогики» размещена в разделах

Он обосновал принцип природосообразности, учитывая народный опыт. Просветительскую деятельность Я. А. Каменский начал как собиратель устного народного творчества, как исследователь народных обычаев и традиций.

Великий педагог – гуманист Я. А. Каменский добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Главное требование к учителю, по мнению Я. А. Каменского – любить, изучать народный язык, устное творчество, быть патриотом родного языка, родной культуры. Изучив народные традиции, Я. А. Каменский творчески использовал их в создании научной теории педагогики, Я. А. Каменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский развил опыт Я. А. Каменского и применения в духовном сплочении народов России. (35)

В разные исторические времена вопросу об особой значимости народной педагогики уделяли большое внимание педагоги и философы, поэты и мыслители. Среди них: М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Н. А. Корф, С. А. Рачинский, Н. К. Крупская, В. Н. Сорока – Росинский, И. Я. Яковлев, В. Шаталов, Б. Никитин, Ш. А. Амонашвили и др.

Ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учётом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье «О народности в общественном воспитании» Ушинский даёт глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в неё принципы воспитания других народов. Каждый народ создаёт свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;

- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;

- народ определяет содержание и характер воспитания;

- всё население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

- воспитание женщин наравне с мужчинами;

- подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке.

В статье «О народности в общественном воспитании» Ушинский пишет: «Всякая живая историческая народность есть самое богатое прекрасное создание божье на земле, и воспитанью остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника».

Народность была основным методологическим принципом строительства народной школы.

Ушинский выделяет признаки народности :

Вера могучие творческие силы народа;

Патриотизм, горячая любовь к Родине.

Воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших воспитательных системах, основанных на абстрактных идеях, или заимствованных у другого народа.

Он видел цель народной школы в подготовке человека к условиям народной жизни и старался доказать, что общественное воспитание тогда даёт хорошие результаты, когда оно учитывает национальные особенности.

В книге «Родное слово» Ушинский доказывает, что только родной язык может оказать влияние на духовное развитие и на формирование национальных черт характера ребёнка. (57)

Ушинский впервые в российской педагогике, употребил термин «народная педагогика» в 1864 году.

Он одним из первых старался обобщить опыт народного воспитания и создать систему русской народной педагогики.

В ряду прогрессивных русских ученых, разрабатывавших эту проблему, особое место принадлежит Петру Федоровичу Каптереву (1849-1922, - одному из наиболее крупных педагогов-теоретиков, внесших значительный вклад в развитие педагогической теории, истории русской и зарубежной педагогики, теории семейного и дошкольного воспитания, педагогической психологии.

Многогранная научно-педагогическая деятельность П. Ф. Каптерева получила признание его современников.

Содействуя развитию отечественной теории дошкольного воспитания, П. Ф. Каптерев, опираясь на богатейший мировой и отечественный опыт в этой области педагогики, внес значительный вклад в разработку как общечеловеческих научно-педагогических начал первоначального воспитания детей, так и национальных начал, соответствующих потребностям России. Педагог правомерно указывал, что теорию детского сада нужно разрабатывать применительно к национальным особенностям народов и отдельных государств. Внимательно изучая общечеловеческий потенциал семейного воспитания, П. Ф. Каптерев, хотя и подчеркивал значение национального своеобразия семейной педагогики, не дал ему такого широкого обоснования и не уделил столь же серьезного внимания, какого заслужил у него общечеловеческий аспект этой проблемы.

Отличительной особенностью концепции П. Ф. Каптерева является постановка проблемы исследования развития прав детской личности как специального предмета историко-педагогической науки, что отражает гуманизм и демократизм мировоззрения ученого. Эта идея, сохраняя свою актуальность и в настоящее время, тесно связана с его определением сущности воспитания в рамках личностно-ориентированного подхода, как целенаправленного процесса, благоприятствующего развитию различных способностей человека.

Ведущие принципы и идеи историко-педагогической концепции П. Ф. Каптерева отражают его антрополого-гуманистический подход к интерпретации педагогических явлений, трактовку направленности мирового историко-педагогического процесса на общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности. (42)

Историко-педагогическая концепция П. Ф. Каптерева отражает его трактовку соотношения общечеловеческого и национального в историко-педагогическом процессе.

Прогрессивное значение для отечественной историко-педагогической науки имели методологические позиции П. Ф. Каптерева по вопросу соотношения общечеловеческих и национальных начал в истории образования и педагогической мысли. Обращение П. Ф. Каптерева к национальным традициям русской педагогики, его творческое отношение к достижениям зарубежной педагогической науки и критика механического перенесения иностранного опыта в практику российского образования без учета его специфики, обоснование им взаимосвязи общечеловеческих, гуманистических и национальных приоритетов образования делает его наследие актуальным в современных условиях развития отечественной педагогической теории и практики.

Педагогическое наследие Толстого, писателя с мировым именем, явилось событием в истории образования России. Педагогика Толстого – это, прежде всего педагогика творческой личности.

В Яснополянской школе претворялась идея свободного творчества ребёнка во время учебно-воспитательного процесса в сельской школе. Толстой любил крестьянских детей, был уверен, что среди них много талантов. (57)

Опыт Яснополянской школы подтверждал, что Россия должна основываться на принципах свободного воспитания без слепого копирования западноевропейского опыта. Толстой сформировал цели народной школы : воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, полученного научного образования. Ученик должен получить систему знаний, которые отражают действительность, труд и жизнь людей, общества.

Гуманное отношение к ребёнку – вот основной принцип свободного воспитания по Толстому. Свободное образование он рассматривал как предоставление народу, родителям определять, чему учить их детей в школах.

Обращаясь к принципам свободы и народности, Толстой стремился создать педагогику, соответствующую образу жизни русского народа. Её главными чертами должны стать любовь к детям, изучение личности ребёнка, умение побуждать его творчество, постоянный педагогический поиск, в котором нужно идти за детьми.

Много сил борьбе за развитие и совершенствование народной школы отдал один из видных представителей демократического направления в отечественной педагогике Николая Фёдорович Бунаков.

Познакомившись с трудами К. Д. Ушинского, он успешно продолжал, свою педагогическую деятельность, отдавшись учительству всей душой.

Школа, по Бунакову, должна удовлетворять интересы и потребности народных масс. Главной задачей народной школы Бунаков считал подготовку детей «не для экзамена, а для жизни». В воспитательной работе с детьми большую роль играл личный пример учителя, Н. Ф. Бунаков разработал, опубликовал и постоянно использовал в работе ряд учебников, которые были распространённы в народных школах. В основе педагогической деятельности Н. Ф. Бунакова лежало понимание исключительной важности образования для народа. Принципами его школы были гласность и открытость, тесная связь с семьёй, научная насыщенность обучения, всестороннее развитие детей.

В основе школы С. А. Рачинского лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и её православные устои.

Он создал сельскую школу, отвечающую интересам народа, «школу благочестия и добрых нравов», школу духовности.

Исходя из своего понимания духовных и практических потребностей крестьянства, С. А. Рачинский создал особый тип русской национальной школы. Задачу школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма. (9)

Вслед за своим предшественником К. Д. Ушинским В. С. Сорока – Росинский рассматривал народность школьного дела как основополагающий принцип российского образования. Национальная школа в понимании В. Н. Сорока – Росинского является синонимом народной школы.

Будучи истинным гуманистом, В. Н. Сорока – Росинский рассматривает национальное сквозь призму общеэтнических и общечеловеческих идеалов и только в этом случае признаёт его педагогическую ценность. Внушение детям нетерпимости к иной нации, национальный эгоизм противоречат, по его мнению, самой сущности педагогики, превращают национальное воспитание в «аморальное начало». Очень современно звучат мысли Сороки – Росинского о значении семейного воспитания, как основы формирования личности ребёнка. Необходимым условием семейного воспитания он считал приобщение к подлинно народной культуре. В. Н. Сорока – Росинский с гордостью писал о величии русской культуры, которую рассматривал как общечеловеческое достояние.

Сегодня актуальна также мысль В. Н. Сорока – Росинского об объединяющей роли русской культуры для представителей многочисленных народностей России.

В. Н. Сорока – Росинский писал, что необходимо различать два понятия – национальное воспитание и воспитание национального чувства, ибо эти понятия далеко не всегда совпадают, и мыслим такой случай, когда при стремлении дать национальное воспитание будет игнорироваться развитие национального чувства.

Один из ведущих мотивов наследия В. Н. Сороки – Росинского – необходимость создания подлинно национальной русской школы. Весьма актуально звучат мысли В. Н. Сороки – Росинского, что именно национальным своеобразием народа определяют цели и особенности образования и воспитания.

В условиях демократизации общества, как никогда возрастает роль школы в воспитании у учащихся чувства гражданской ответственности. По словам Сороки – Росинского, школа должна воспитывать так, как – будто «каждый первоклассник предназначался к занятию государственных должностей, где необходимо иметь хорошо воспитанное государственное чутьё и чувство огромной нравственной, прежде всего, ответственности». Слово «народ» употребляется им в нескольких различных значениях.

Во-первых, слово «народ, народность или нация» понимается как наличное данное время сумма людей, обладающих определенными признаками, отличающими её от других наций: в этом случае народность есть видовое понятие по отношению к человечеству - родовому понятию и логически подчинено ему.

Во-вторых, народность может мыслиться как определённая индивидуальность, соборная, национальная индивидуальность, как известный цельный, единый и развивающийся характер, как духовное единство, как личность со своей своеобразной физиономией.

В эти годы шли активные поиски новых форм обучения, направленного на воспитание социально – активной личности. Быстро развивались многотипные национальные школы. Цель его педагогической деятельности : через развитие самостоятельности, активности, раскрытия способностей интересов помочь детям из бедных семей, до которых никому не было дела, быть в детстве с детьми, развить их творческие силы, сделать их жизнь насыщенной и радостной. С. Т. Шацкий приходит к выводу о том, что народная основа есть суть всей системы воспитания. Трудолюбие, сердечное отношение к людям, взаимопомощь - все эти лучшие черты народного воспитания нужно внести в образовательные учреждения. Сегодня приобрели особую актуальность учебно-воспитательные проблемы, которые решал С. Т. Шацкий: демократические принципы организации школы, ненасилия в воспитании, гуманизм, признание самоценности каждой личности, нравственная чистота в жизненных помыслах и деятельности, прочная опора на потребности социальной среды. (33)

Новаторство А. С. Макаренко – в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которая создана человечеством. А. М. Макаренко с детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций. У него был огромный интерес к миру человеческой культуры. Народная педагогика, с её житейской мудростью, которая имела большое влияние на подрастающее поколение, которая жива сегодня, как неразрывная часть бессмертной народной мудрости, была предметом особого влияния великого педагога. Одной из центральных проблем А. С. Макаренко считал проблему родного языка. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности народов. А. С. Макаренко утверждает большое значение народной педагогики : «Никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Народность педагога видна по трудовым традициям колонии и комунны, которые представляли собой переосмысленные народные традиции. Для Макаренко народ – величайший педагог. Его принцип народности интернационален. (43)

Деятельность А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого была направлена на помощь «Выбитым из социальной колеи детям», то есть они были, по сути, социальными педагогами, а деятельность организованных ими учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.

И сегодня немало таких педагогов они близки и понятны миллионам людей и поэтому народны.

Горячим приверженцем идей К. Д. Ушинского о принципе народности, как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуре, творческих способностей и деятельности был В. А. Сухомлинский. Духовное богатство личности, по Сухомлинскому-это, прежде всего часть духовного богатства нации. Он пишет о необходимости бережного отношения к духовным сокровищам народа, особенно к традиции воспитания подрастающего поколения, о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и в школу. Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык - духовное богатство народа» - пишет Сухомлинский. Принцип народности в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. Особое внимание Сухомлинский уделял воспитанию детей в духе дружбы народов. В основе межнациональных отношений считал он-должны лежать доброта, нравственность, уважение к людям, к общечеловеческим ценностям. Все проблемы воспитания он решал очень конкретно, опираясь на народную педагогику.

1920-е годы-это годы новаторской деятельности ярких педагогов, среди которых заметное место занимали С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко.

Большой популярностью в настоящее время у специалистов пользуются работы по народной педагогике Г. Н. Волкова. В работах Волкова яркий и образный показ нравственного уклада трудового народа сочетается с научными исследованиями педагогических традиций. Г. Н. Волков впервые ввел в 1972 году в нашей стране термин «этнопедагогика».

Предметом этнопедагогики по его определению является педагогическая культура народа, этносоциума, нации или народности.

Г. Н. Волков нашёл в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых». Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики, по его мнению – её связь с жизнью.

Его книга «Этнопедагогика» стала первым опытом создания народной педагогики.

Понятие «воспитание», которое, исследовалось Г. Н. Волковым включает, в себя уход за ребёнком, зашита от внешних невзгод, содействие умственному и физическому росту и развитию, выработку положительных привычек, норм поведения. (12)

Труды Г. Н. Волкова стали направляющими для последующих исследователей.

Первые детские сады, как тип воспитательных учреждений, появились в России в 60-е годы ХХ веке. Они возникли как отголосок фребелевского движения на Западе и работали исключительно по Фребелю, были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положение его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

Слепое копирование фребелевского детского сада привело к тому, что русские дети пели немецкие народные песни, играли в немецкие игры. Несмотря на то, что тексты были переведены на русский язык, они оставались чуждыми для детей. Механическое копирование привело к выхолащиванию сущности системы. (5)

Самым значительным шагом в критической переработке системы Фребеля было стремление преобразовать её в соответствии с идеей народности воспитания, обоснованной К. Д. Ушинским. Эта идея была воспринята прогрессивными педагогами – последователями К. Д. Ушинского. Одними из них были Е. Н. Водовозова и А. С. Симонович. Имя А. С. Симонович вошло в историю дошкольной педагогики, как первопроходца в новом для России деле – разработке теорий и практики общественного дошкольного воспитания. Она пропагандировала идеи К. Д. Ушинского.

Е. Н. Водовозова в основу своей системы семейного и общественного воспитания положила тоже идею народности воспитания. Исходя из идеи народности, она занималась отбором материала для работы с детьми. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитания детей русского фольклора. Своими трудами Е. Н. Водовозова содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она первая в дошкольной педагогике раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей, начиная с раннего возраста. Основой нравственного воспитания детей Е. Н. Водовозова считала воспитания чувства любви к Родине.

В конце XIX начале XX века активное участие в разработке теории дошкольного воспитания принимала Е. И. Тихеева. Она творчески использовала классическое педагогическое наследие К. Д. Ушинского и обобщила опыт работы своего и других детских садов России. Через всю теоретическую и практическую деятельность Е. И. Тихеевой проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, в детском саду и в школе. Она справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии «с высшими законами, социальными и этическими». Основываясь на высказываниях К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеева считала родной язык «главнейшим и основным предметом, образующим фон, на котором развёртывается всё обучение и воспитание в детском саду».

Видным деятелем дошкольного воспитания того времени была Л. К. Шлегер. Она была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий в жизни в России и национальных особенностей русских людей. В практической деятельности в народном детском саду Л. К. Шлегер имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребёнка, индивидуальный подход к каждому ребёнку, забота о здоровье, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающие их самодеятельность, самостоятельность, являлись характерными особенностями педагогического творчества Л. К. Шлегер.

Активное участие в создании системы общественного дошкольного воспитания принимала Н. К. Крупская. Пропагандируя активно идею общественного дошкольного воспитания, она в то же время всегда подчёркивала, сто детские сады должны работать в тесном контакте с семьёй. Много внимания Н. К. Крупская уделяла правильной постановке интернационального воспитания в детском саду. Она считала необходимым, чтобы дети разных национальностей сплачивались в дружный коллектив, чтобы в доступной им форме их знакомили с жизнью, бытом, культурой народов России. (53)

Развитие образования в XX веке характеризовалось значительными изменениями, происходящими как в отечественной, так и в зарубежной школе.

Именно в это время наблюдалось активное развитие системы дошкольного воспитания, и происходили социальные, общественно – политические изменения. Всё это привело к коррекции концепций воспитания.

После революции изменились цели и содержание воспитания, определяемые партийно-государственными органами.

На протяжении XX века для России характерно пренебрежение опытом народной педагогики и отечественной школы.

В это время создавалась впервые государственная система дошкольного воспитания. В 20-е годы открывались национальные школы в национальных республиках и крупных городах со смешанным населением. Издавались на родном языке книги, создавались национальные алфавиты. Преподавание велось на родном языке.

Педагогическая система воспитания детей дошкольного возраста в результате государственной политики в 1991-1994 годах была ориентирована на «глобальное семейное воспитание», что привело к закрытию многих детских садов, потери педагогических кадров. Такая политика помогла высветить положительные стороны общественного дошкольного воспитания.

В современных тенденциях педагогики детства должны быть учтены лучшие народные традиции воспитания в условиях семейного и общественного воспитания.

Публикации по теме:

Особенности использования народной педагогики в гендерном воспитании в процессе социализации детей в условиях ДОУ Примерное комплексно-тематическое планирование Тема. Развернутое содержание работы. Кто в тереме живет. Сентябрь. Знакомить детей с.

Доклад «Мудрые заповеди народной педагогики и современность» Введение Фольклор - это, прежде всего, вполне самостоятельное искусство слова. Однако многообразные функции и связи фольклора (познавательные,.

Фестиваль методических идей (фотоотчет)Фестиваль методических идей (фотоотчет) В нашем городе часто проходят такие мероприятия. В одном из них я приняла участие. В презентации я рассказала коллегам о своём увлечении.

Генезис форм общения у детей Среди дисциплин, разрабатывающих проблемы общения, одно из первых мест по праву принадлежит психологии. В настоящее время в отечественной.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к народной культуре посредством игры с народной игрушкой» Консультация для родителей «Приобщение ребенка к народной культуре через игру с народной игрушкой» Традиционной народной игрушке всегда.

Копилка логопедических находок и идейКопилка логопедических находок и идей Я работаю логопедом 8 лет и все это время узнаю что-то новое, а хочу знать и главное уметь ещё больше! В детском саду у меня есть отдельный.

Несколько идей для сюрпризных моментовНесколько идей для сюрпризных моментов Праздники любят все, а для ребёнка праздник целое событие. Детям, почти как воздух, необходимы праздники и развлечения, ведь ребёнок,.

Семинар для педагогов «Аукцион педагогических идей» «Звуковая культура речи» Форма проведения: Деловая игра «Аукцион педагогических идей» Цель: Повышение творческой активности педагогов,.

Взаимодействие здоровьесберегающих технологий и народной педагогики в контексте гармоничного развития ребёнка-дошкольника Здоровьесберегающие технологии – это,без сомнения, актуальный, активно развивающийся раздел педагогики. Однако при всем своем новаторстве.

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики МБДОУ «Детский сад с. Терновка» Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики. (консультация для педагогов).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Генезис идей народной педагогики
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 16:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Генезис идей народной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Соня Псардиева (УИ 367151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД