Галина Железцова
Консультация «Народные игры как традиционное средство педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народные игры как традиционное средство педагогики»
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед ним мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Народные игры как традиционное средство педагогики“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием. В играх дети проводят большую часть времени. Поэтому очень важно, нам воспитателям, создать условия для творческой активности ребёнка. Игра для него не просто забава, а вид деятельности требующей определенного напряжения. В процессе игры ребёнок познаёт окружающий мир, закрепляет знания, полученные на занятии. Играя, ребёнок учится договариваться со сверстниками, уступать место малоактивным детям, правильно подсказывать и направлять его действия. Игра
помогает ребёнку вырабатывать умение доводить начатое дело до конца.
В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. Даже представить себе это трудно.
Игра - неисчерпаемый источник, резервуар бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. В разных народных играх заложены возможности для воспитания в детях активности, сноровки, инициативы, творческой выдумки. В игре удовлетворяется детская жажда физического действия, душевного общения и предоставляется обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывает умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и справедливость.
Народная педагогика вырабатывала строго дозированные, обусловленные возрастным возможностям детей правила пробуждения и развития детской потребности в активности.
Вот поэтому я и обратилась к данной теме, учить детей играя, не забывать истоки своей культуры, родную старину, историю. Мы с вами в детстве, тоже конечно играли в те игры, которые сохранились в народе до того времени. Сохранились, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными. С детского сада помню игры : «Прячу, прячу я платочек», «Змейка», а в старшем возрасте: «Прятки», «Лапта», «Штандер», «Бить- бежать», «Палочка выручалочка» и другие. Во что играют сейчас дошколята? «Вампиры», «Бетманы»- почему? Большой поток информации поступает с экрана телевизора, засилие иностранной идиалогии. Но выход есть. Нам, воспитателям нужно объединить свои усилия с родителями, так как уклад жизни русской семьи таков, что ребёнок подрастая и находясь в орбите постоянной заботы со стороны взрослых, не тяготится ею, так как ему всегда оставляется поле для самостоятельной деятельности.
Показав, чем можно заняться, создав соответствующую предметную среду, взрослый обращается к обычным хозяйственным делам, предоставив ребёнку свободу действий с предложенным материалом. Излишняя, чрезмерная опека не поощрялась в народе. Уже с самого раннего возраста можно предложить родителям играть с детьми в простейшие игры : «Сорока», «Ладушки», «Пальчик» и т. п. ребёнок по примеру взрослого будет стремиться вновь и вновь повторять понравившиеся ему движения.
Идея - занять ребёнка, стимулировать его активность реализуется в народных игрушках : бирюльках, кубарях, шарах - погремушках, куклах из тряпок и соломы, глиняных свистульках. Ими маленький ребёнок играл, а по мере взросления стремился сделать самостоятельно. Выполненные взрослыми с любовью и заботой о малыше самодельные игрушки несли в себе драгоценную способность к преемственности, передовая ребёнку гармоничное ощущение радости игры, труда и красоты.
В болыпенстве своём, русские народные игры, очень подвижны и играются на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, дают массу всяких физических навыков и умений. Есть народные игры, играть в которые нужно уже в детском саду: «Игра - песенка», «Каравай», «Молчанка», «Гуси -лебеди», «Прятки», «Кошки - мышки», «Пятнашки», «Филин и пташка», «Краски», «Заря», «Коршун», «Волк», «Птицелов», «Хромая лиса» и т. д. Но почти каждая игра начинается со считалки. Откуда взялись считалки? Хорошо объяснил это советский учёный В. Аникин: «Происхождение детских считалок, ровно как и скороговорок, восходит к глубокой древности и несомненно связано с древними формами гадании, когда случайное выпадение жребия кому - либо считалось волей провидения судьбы и не могло обижать или восприниматься как несправедливость». Поэтому этот обычай перешёл и в игры. Сочиняли считалки сами же дети. Так они и передавались из поколения в поколения. И я думаю, что разучивать считалки с детьми нужно, чем больше они будут знать считалок, тем веселее станут их игры.
Приложение №1.
А сейчас мне хотелось бы поговорить о истории возникновения
некоторых игр.
Игра - «Пятнашки» называется по разному - «Ловишки», «Догонялки». Игра черезвычайно шумная и подвижная. Между прочим, такую игру очень любят детё ныши всяких животных: котят, щенят, и т. д. Каждый из вас наверняка видел, как они поочерёдно гоняются друг за другом. Значит, и человеческим детёнышам она известна с доисторических времён. В такой игре, да и в любой другой, можно заменить считалку простым способом, которым чаще всего пользовались на Руси. Кто - нибудь, например воспитатель, предлагает: «Сыграем в пятнашки?». И тут же говорит: «Чур не я!». Как крикнули нужно отойти от кучки ребят, последний - пятнашка.
«Кошки - мышки» - это старинная игра настолько известна, что даже название вошло в поговорку. «Играть в кошки - мышки», что значит: хитрость друг с другом, притворно поддаваться, лукавить. Игроку играющему в эту игру, так же, как и настоящей кошке, для этого нужны хитрость, ловкость, быстрота. При этом кошке надо помнить, что если в каком - то месте ей с первой попытки не удалось силой прорваться через круг, то она обязана отойти и попытать счастье в другом месте.
Возникновение игр: «Гуси-лебеди», «Умедведя во бору» -объясняется тем, что сказки и игры, не придумывались просто так, из ничего, а в них отражалась жизнь народа, его быт и обычаи, и конечно же окружающая природа. В старину болыненство русских людей жило в сельской местности. А ведь Россия лесная страна, и с детства дети, слышали разговоры о волках, лисах, медведях, зайцах. Да и самих зверей видели чаще, чем мы с вами, и даже слышали по ночам заунывный вой волка. А домашние животные вообще жили рядом, зачастую в одной избе с людьми. Поэтому в играх очень верно отображались повадки животных. А так как в сказках животные часто разговаривали с людьми, то и в играх были подобные разговоры.
Хороводы водили на Руси с незапамятных времён, игра «Каравай» - это очень древняя игра. Хороводы сопровождались песнями на самые разнообразные темы. Что такое хоровод? Все становились в круг, а дальше по словам старинной книжки, «. притопывали, хлопали в ладоши, подпирались руками в бока, махали вокруг головы веточкой или платочком.» - под звуки инструмента какого - нибудь скомороха. Какой - то отзвук старинных хороводов сохранился в игре - песенке под названием «Каравай». Играя в эту игру даже считаться не нужно, просто сначала ставить в круг самого маленького и так по росту, а еще вариант - у кого сегодня день рождения.
Чему учат игры : в первую очередь - честности. В чём это заключается, все играют, соблюдая правило игры, а один жульничает. Ну, например, подглядывает, когда нельзя, или раньше времени побежит, или начнёт доказывать, что он кого-то запятнал, или наоборот. Эти дети не понимают, что любой обман, даже если тебя тут же не поймали, может дать только временную выгоду. Ведь когда обман войдёт в привычку, то в конце концов, такому человеку перестанут верить. Да и кто захочет с таким дружить. Недаром в старину говорили: «Приятелей много, да друга нет» и ещё : «Без друга - сирота». В игре, как и в жизни нужно учить детей быть честными.
Во - вторых доброте. Доброта - это одно из самых прекрасных душевных качеств. Недаром доброта так часто сочетается с умом. Рассудите сами - ведь чем больше мы помогаем друг другу, тем каждый из нас становится сильнее. К своим силам прибавляются силы твоих друзей. Отвлечь внимание водящего на себя, помочь бежать быстрее, взяв за руку.
В- третьих - игры учат детей быть справедливыми в любой игре. Если честность - это отношение человека к самому себе, то справедливость и великодушие - это отношение к товарищам по игре. В чем это проявляется? Прежде всего, в том, что никогда не нужно нарочно одного ребёнка заставлять долго водить, все играют на равных. Если игроки слабые, неумелые нужно их учить, а не игнорировать и ни в коем случае, нельзя зло шутить и надсмехаться. Игры учат детей умению проигрывать и не быть злопамятными.
В- четвёртых - игры учат выдержке, стойкости, терпению, умение стойко переносить боль от всяких ушибов и падений, в народных играх недопустимы грубые слова, толчки, удары как в любой другой игре.
Народные игры, так любимы и передаваемы из поколения в поколения, постепенно подготавливают детей к взрослой жизни. Закаляют волю, развивают ум и сообразительность, смелость, доброту, чувство справедливости, не говоря уже о крепком здоровье.