Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звуки [Р], [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Рычалка».
Задачи. Упражнять детей в произнесении изолированных звуков "р" и "рь". Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Амурский тигр по Сибири гулял,
громко и сердито рычал: Рррррррррррррррррр.
По уральским лесам рысь бежала,
мягко ласково урчала: рь-рь-рь-рь-рь-рь-рь.
— Дети, в тигров вас превращаю, громко и сердито рычать предлагаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Тигры, звонко-звонко вы рычите, силу свою покажите.
Дети все вместе рычат.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звуки [Р], [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Тигры по одному выступают, рычалку исполняют. Палочкой волшебной кручу, вот тебя рычать попрошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Зд рово! Дети, в рысь вас превращаю, мягко и ласково урчать предлагаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Рыси, мягко-мягко вы рычите, ласково урчите.
Дети все вместе рычат.
— Потрясающе! Тише, тише, тишина! Рыси по одному выступают, рычалку исполняют. Палочкой волшебной кручу, вот тебя рычать попрошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе! Молодцы, дети! Рычалку исполняли, как хищники рычали.
Игровое упражнение «Рычащая песенка».
Задачи. Упражнять детей в произнесении звуков "р" и "рь". Развивать фонематический слух детей.
Упражнение.
Педагог чётко проговаривает слоги.
— Дети, тигр сердито зарычал: "ра-ро-ру-ры". Громко, громко он рычал "ра-ро-ру-ры". Рычащую песенку повторял: ""ра-ро-ру-ры". Дети, песенку тигра повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Вот рысь тихонько зарычала: "ря-рё-рю-ри". Ласково, мягко она повторяла: "ря-рё-рю-ри". Дети, песенку рыси: "ря-рё-рю-ри" запоминаем, мягко, ласково повторяем.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Превосходно, дети! Рычащую песенку повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Песенка снегиря».
Задачи. Развивать фонематический слух. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков.
Упражнение.
— Дети, снегири песенки поют: «Рюм-рюм-рюм». Весну тёплую ждут: «Рюм-рюм-рюм». Дети, песенку снегирей повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют песенку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Прекрасно, дети! Птичьи трели изобразили, песню снегиря повторили.
Игровое упражнение «Песенка свиристелей».
Задачи. Развивать фонематический слух. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков.
Упражнение.
— Дети, свиристели прилетели, тихо песенку запели «Свири-свири-свир!» «Свири-свири-свир!» Дети, песенку свиристелей повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют песенку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Восхитительно, дети! Птичьи трели изобразили, песню свиристеля повторили.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "р"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "р" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Р-р-рак – кр-р-раб – омар-р-р.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звуки "р" или "рь в словах, выделяя их голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Руль – катер – пароход.
2. Рог – баран – корова.
3. Рот – груша – помидор.
4. Сыр – сахар – рябина.
5. Брат – дыра – рубаха.
6. Море – река – родничок.
7. Царь – царица – королевич.
— Очаровательно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "р"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "р" и "рь" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию на вопрос меняем. В апреле бегут ручьи! – В апреле бегут ручьи?
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! В букваре яркие интересные рисунки! Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "р" или "рь" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Ира рисовала прутиком!
2. Мартышки быстро прыгают!
3. В корзине рыжики и грузди!
4. Вере подарили гранатовый браслет!
5. Родничок родня ручейку и реке!
6. Красная брусника растёт в траве у озера!
7. Ира собрала в корзину рыжики и грузди!
8. Ребята резвились и играли в прятки!
9. На завтрак Рома ел ватрушку с творогом!
10. Оркестр играет торжественный марш!
— Обворожительно, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.
Игровое упражнение «Назови слова со звуком "р"».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звуков "р" и "рь" в словах. Формировать умение детей различать на слух слова, в которых есть звуки "р" или "рь". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами.
Упражнение.
Родина моя – российская земля.
Родину люблю, по-русски говорю.
— Дети, Родина наша – широкая, большая страна. Разные народы населяют нашу страну, и все народы знают и любят русский язык. И мы с вами говорим на русском языке. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно чистоговорку ещё раз.
Родина моя – российская земля.
Родину люблю, по-русски говорю.
— Дети, назовите, пожалуйста, слова из чистоговорки, со звуками «р» или «рь». Дети выполняют задание.
— Р-р-родина, р-р-российская, по-р-р-русски, говор-р-рю – в этих словах живут звуки «р» и «рь». Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Родина моя – российская земля.
Родину люблю, по-русски говорю.
—Дети, не забывайте, чистоговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
Дети повторяют чистоговорку по одному.
— Прекрасно, дети! Чистоговорку читали, со звуком «р» играли.