Елена Гайдукова
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе на тему
«Волшебница - вода»
Цели и задачи:
закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, вода-растворитель, вода тяжелее воздуха;
развивать навыки проведения опытов;
воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Оборудование:, мультимедийный проектор, проекторный экран; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с кусковым сахаром, ; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; подносы, апельсины, краситель, рыбки.
Ход занятия:
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем,что нас окружает.
Здравствуй, небо! (руки вверх).
Здравствуй, земля! (приседают).
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперёд).
1 .2 .3. 4. 5 (загибаем пальцы рук).
Вместе мы в кругу опять. (берёмся за руки).
Будем дружно мы играть.
В путешествие мы хотим опять. (идут по кругу).
Разрешите представиться :
- Я - Водица-царица
Я приглашаю вас в своё водное царство.
Предлагаю вам отправиться в путешествие на дождевых тучках.
- Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли,что вода
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить.
Без воды нам не прожить!
Вводная беседа.
- Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна вода? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).
- А как человек использует воду?
- Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.
Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».
- Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)
- Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).
Загадки:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь.)
Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку.
Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)
Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым дождик стал,
Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).
Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).
- Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).
- Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).
- А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Почему? (ответы детей) Реки на своем пути к морю проходят к морю проходят горы и почву, где содержаться разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей (почему, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей.
- А как река знает дорогу к морю (ответы детей) Проведем опыт.
Опыт 1. Возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).
А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).
- А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).
Физминутка
К речке быстро мы спустились, (ходьба на месте)
Наклонились и умылись. (действие по тексту)
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Вот как славно освежились! (встряхнуть кисти рук)
Вышли на берег крутой (действие по тексту)
И отправились домой. (подошли к столам)
- Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).
Опыт 1.
- Посмотрите, в стакане обычная вода. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.
Опыт 2.
- Давайте определим, чем пахнет вода? Понюхайте ее. (ответы детей)
Вывод: вода не имеет запаха.
- А какая вода по вкусу? Попробуйте. (ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкуса
Опыт 3.
- Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Перед каждым из вас стоит чашка с кусочками сахара, предлагаю вам из этих кусочков построить свою башню. Как вы думаете, рухнет ли башня, если мы её польём водой (ответы детей) (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что произошло с сахаром после того, как вы вылили воду на сахарную башню? Что случилось с башней (ответы детей)
Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним. Сахар растворяется, башня падает.
- Предлагаю вам провести еще один интересный опыт. В этом нам поможет апельсин.
- Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоема? На столе стоят два стакана воды и два апельсина. В один стакан опустим апельсин. Что произошло с ним? (ответы детей). Второй апельсин мы очистим от кожуры, и опустим во второй стакан с водой. Что произошло? (ответы детей) Как вы думаете, почему?
- В апельсиновой корке много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.
Игра «Капля к капле – будет озеро».
- Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет, а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)
- Вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Подведение итогов.
- Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?
- Почему нельзя прожить без воды?
- Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?
Сюрпризный момент.
Наше путешествие подошло к концу. Чтобы оно вам запомнилось надолго, я хотела бы, чтобы желание каждого из вас исполнилось. (ответы детей). А какой сказочный персонаж, живущий в воде, может исполнять желание? (Ответы детей) Я дарю каждому из вас по золотой рыбке, пусть она всегда исполняет ваши желание.