Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет Звуки [Л], [Л’]
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Орёл».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "л". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Высоко в горах
слышим клёкот орла
Кл-л-л. Кл-л-л. Кл-л-л.
Высоко в небесах
слышим клёкот орла.
Кл-л-л. Кл-л-л. Кл-л-л.
Клёкот орла повторяем,
Клекотать начинаем.
Кл-л-л. Кл-л-л. Кл-л-л.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет Звуки [Л], [Л’]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
— Дети, в орлов вас превращаю, клекотать предлагаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой. Дети выполняют задание.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Орлы по одному выступают, звонко-звонко напевает. Палочкой волшебной кручу, вот тебя клекотать прошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе, дети! В орлов играли, звуки звонко повторяли.
Игровое упражнение «Весёлая песенка».
Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "л" и "ль".
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, песенку весёлую напеваем: "ла-ло-лу, ля-лё-ли". Песенку весёлую запоминаем: "ла-ло-лу, ля-лё-ли". Дети, песенку весёлую "ла-ло-лу, ля-лё-ли" повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Прелестно, дети! Весёлую песенку повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "л"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "л" и "ль" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "л" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Стул-л-л – стол-л-лы – л-л-лежанка.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звуки "л" или "ль в словах, выделяя их голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Клён – липа – калина.
2. Лес – лесок – подлесок.
3. Ландыш – клевер – василёк.
4. Фиалка – тюльпан – лилия.
5. Шмель – пчела – поляна.
6. Лес – дятел – иволга.
7. Клёст – филин – лебеди.
8. Боль – палец – зелёнка.
9. Соль – салат – луковица.
10. Лето – июль – лимонад.
— Великолепно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровая ситуация «Игла».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звуков "л" и "ль" в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух, память, внимание детей.
Игра.
— Дети, вы знаете, что такое игла?
— Игла – это длинный тонкий острый инструмент для шитья. Дети, игру начинаем, предложения со мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку, произнося строчки с разной интонацией.
Дети хором и по одному повторяют предложение.
1. Лы-лы-лы – у вас нет длинной иглы?
2. Ла-ла-ла – у нас есть длинная игла!
3. Ле-ле-ле – расскажи нам об игле.
4. Ла-ла-ла – для чего нужна игла?
5. Ла-ла-ла – для шитья нужна игла!
6. Лой-лой-лой – ты умеешь обращаться с иглой?
7. Лу-лу-лу – осторожно я беру иглу.
8. Лю-лю-лю – пальчик я не уколю!
9. Лой-лой-лой – аккуратно шью иглой.
10. Лу-лу-лу – положу на место иглу!
Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, сохраняя интонацию, чётко произносили звук "л".
— Очаровательно, дети! О игле рассказали, чётко звуки произносить не забывали.
Игровое упражнение «Назови слова со звуком "л"».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звуков "л" и "ль" в словах. Формировать умение детей различать на слух слова, в которых есть звуки "л" и "ль". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами.
Игра.
— Дети, что такое лавка?
— Лавка – это широкая доска на ножках. На лавке сидят или лежат. Дети, что такое булавка?
— Булавка – это маленький предмет с острой иглой. С помощью булавки можно что-то закрепить, приколоть. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно чистоговорку.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
— Дети, назовите, пожалуйста, слова из чистоговорки, со звуком «л» и «ль». Дети выполняют задание.
— Дети, вы обратили внимание, что звуки «л» и «ль» мы слышим не только вначале слова (Лена, лавка, лень, но и середине слов: искал-л-ла, бул-л-лавку, упал-л-ла, зал-л-лесть. Повторите, пожалуйста, эти слова, выделяя звук «л» или «ль».
Дети выполняют задание.
— Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
—Дети, не забывайте, чистоговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
Дети повторяют чистоговорку по одному.
— Прелестно, дети! Чистоговорку читали, со звуком «л» играли.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "л"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "л" и "ль" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию на вопрос меняем. В мае тепло! – В мае тепло?
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Лимоны лежат на блюдце! Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "л" или "ль" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Пчёлы летят в улей!
2. Лида купила кольцо!
3. Лиза поливает лилии!
4. Алёша лепил из глины льва!
5. Лена ела солянку и котлеты!
6. В июле льют сильные ливни!
7. Лиса ласкает маленького лисёнка!
8. На лесной поляне зацвели лютики!
9. У Любы цвели лилии и колокольчики!
10. Маленькое дело лучше большого безделья!
— Отлично, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.