Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Шорох».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Шорох ножками шуршал,
Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш.
Шорох ласково шептал:
Ш-ш-ш. Ш-ш-ш. Ш-ш-ш.
Тишина, тишина,
Засыпают все леса.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
— Дети, в шорох вас превращаю, шуршать предлагаю. Чётко шуршать не забываем, ритм соблюдаем. Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
Дети все вместе шуршат. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук, соблюдая ритм.
— Дети, чётко шептать не забываем, ритм соблюдаем. Ш-ш-ш. Ш-ш-ш. Ш-ш-ш.
Дети все вместе шипят. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук, соблюдая ритм.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! По одному выступаем, шипеть начинаем. Палочкой волшебной кручу, вот тебя шуршать (шептать) прошу. Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук, соблюдая ритм.
Игровое упражнение «Машины».
Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука "ш". Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Машины по шоссе летят,
Машины шинами шуршат.
Шшш, шшш, шшш, шшш.
Машины куда-то спешат,
Шины от спешки шуршат.
Шшш, шшш, шшш, шшш.
— Дети, в машины вас превращаю, шуршать предлагаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Машины, глухо–глухо шипите, долго–долго шуршите.
Дети все вместе шипят.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Машины по одному выступают, глухо-глухо напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя шуршать прошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Великолепно, дети! В машины играли, чётко шуршали.
Игровое упражнение «Песенка шин».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, машины по шоссе летят, машины шинами шуршат: "ша-шо-шу-ше-ши". Машины куда-то спешат, шины тихонько шуршат: "ша-шо-шу-ше-ши". Дети, песенку шин повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Волшебно, дети! Песенку шин повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "Ш"».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "ш". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами.
Упражнение.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова состоят из звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим.
Педагог показывает на ухо, затем на рот.
— Дети, я буду говорить разные слова. Когда вы услышите слова, в котором есть песенка: "ш-ш-ш", вы поднимите руки вверх и поймаете слово, хлопните в ладоши, затем отпустите руки вниз. Правило игры понятны?
— Внимание! Тишина! Начинается игра! Уши напрягаем, звуки различаем!
Педагог чётко, медленно произносит слова. Между словами пауза 3 секунды, педагог ждёт, когда дети опустят руки вниз. Дети выполняют задание.
— Шуба, куртка, шапка, шарф, брюки, шорты, ёлки, шишки, шарики, лес, шорох, шум, топал, бегал, шуршал, кричал, шептал, дорога, шоссе, колеса, шины, шерсть, пух, шалаш, дом, конфеты, шоколад, игра, шашки, шкаф.
Педагог мысленно отмечает детей, которые не слышат звук, чтобы провести с ними индивидуальную работу.
— Зд рово, дети! Песенку шороха в слове узнали, слово поймали.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ш"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "ш" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Ш-ш-шум – ш-ш-шиш-ш-шка – мартыш-ш-шка.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звук "ш" в словах, выделяя его голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Шаг – шёлк – шинель.
2. Шар – шея – шиповник.
3. Шум – шашки – шахматы.
4. Шалаш – камыш – ландыш.
5. Мышь – мыши – мышата.
6. Кошка – лукошко – окошко.
— Восхитительно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровая ситуация «Музыкальные слоги».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ш". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Закреплять умение детей согласовывать движения с текстом.
Игра.
— Дети, в Музыкальные слоги играм, чистоговорку повторяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам. Дети хором повторяют слоги.
1. Пляшем с музыкой в душе, ше-ше-ше, … ше-ше-ше.
2. Даша в танце хороша, ша-ша-ша, … ша-ша-ша.
3. Пляшет Даша хорошо, шо-шо-шо, … шо-шо-шо.
4. Я для Даши попляшу, шу-шу-шу, … шу-шу-шу.
5. Танцы наши хороши, ши-ши-ши, … ши-ши-ши.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ш".
— Дети, чистоговорку повторяем, вместе читаем.
Дети и педагог хором повторяют чистоговорку, затем педагог просит повторить индивидуально отдельные предложения
— Замечательно! Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Три притопа, три прихлопа».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.
Пляшем с музыкой в душе, Руки на пояс.
ше-ше-ше, ше-ше-ше. Три притопа, три прихлопа.
Даша в танце хороша, Руки в стороны.
ша-ша-ша, ша-ша-ша. Три притопа, три прихлопа.
Пляшет Даша хорошо, Руки «полочкой» перед грудью.
шо-шо-шо, шо-шо-шо. Три притопа, три прихлопа.
Я для Даши попляшу, Руки на пояс.
шу-шу-шу, шу-шу-шу. Три притопа, три прихлопа.
Танцы наши хороши, Поклон до земли.
ши-ши-ши, ши-ши-ши. Три притопа, три прихлопа.
— Молодцы, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ш"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем, радостно повторяем. Я удивлённо спрашиваю: Машины по шоссе летят? Вы радостно отвечаете. Машины по шоссе летят!
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Мыши шуршат в тишине? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ш" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Саша нашёл камушки?
2. Тише едешь – дальше будешь?
3. Даша сшила шёлковые шторы?
4. В школу шагают малыши?
5. Пушистая кошка на окошке?
6. Шила в мешке не утаишь?
7. У Маши ландыши и ромашки?
8. В шкафу пушистые шапка и шарф?
9. Шикарные машины бесшумно шуршат по шоссе?
10. У нашего Мишки в мешке шишки?
— Зд рово, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.