Зарема Туккаева
Картотека прогулок. Сентябрь, первая неделя. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
1 Неделя Сентября. (дополн. материал)
Тема недели «До свидания лето, Здравствуй детский сад»
Стихотворение недели :
Я с утра иду веселый,
Солнце улыбается,
Мы активно с утра
В садик собираемся.
Вот пришел я – здесь друзья,
Вместе мы - одна семья.
Принимай любимый сад,
Самых лучших дошколят.
Пословицы о дружбе:
Будете друг за друга держаться – можете ничего не бояться.
Дружба — великая сила.
Друг дороже денег.
Друг научит, а недруг проучит.
Приметы осени:
Публикация «Картотека прогулок, Сентябрь, первая неделя, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осенние прогулки и наблюдения
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Сентябрь
- Темочки
листья на деревьях стоят желтые, но долго не опадают – долго не будет мороза; береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней
Птицы низко летят – дожди к нам хотят; Мордашку кошка спрятала – холода нагрянули.
Поговорки про осень
Осень – время еды (поговорка говорит о сборе урожая).
Осень богатая – зима сытная (если собрано много урожая, значит в зимнее время будет доступное питание).
Осенью любая птица богатая (на полях есть чем поживиться).
Несколько часов дождливых – много дней сохнет земля.
Сентябрь – проводы лета, встреча холодов.
День не работал – урожай прохлопал.
Ноябрь – зимний порог (к зиме готовы).
Ноябрь – на носу морозы.
Словарь: недруг, дошколята, нагрянули, незрелые семена,
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки или сами дети. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Подвижная игра «Через ручеёк». Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Правила:
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной.
Подвижная игра "Солнышко и дождик".
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать внимание.
Описание.
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку».
«Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп
На сигнал «дождь идет, скорей домой»
Воспитатель говорит «Солнышко светит» Дети встают по кругу. Идут по кругу.
Хлопают стоя на месте.
Ритмично притопывают на месте.
Ритмично хлопают в ладоши,
дети убегают
Игра повторяется.
Подвижная игра «К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.
Ход игры: Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.
Карточка 1. Осень наступила.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны-темны ночи
Воспитатель загадывает детям загадки.
• Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
• На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)
• Без рук, а холст ткет. (Паук.)
Рассказ воспитателя:
Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».
Сентябрь зовут его «запевалой осени» и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Вопросы:
• Почему сентябрь называют «златоцветником»?
• Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
• Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Опыты, эксперименты
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход опыт : В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Прочитать и обсудить с детьми признаки, приметы осени.
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
Индивидуальная работа : «Допрыгай до флажка», «В воротики».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в подлезании.
Подвижная игра «Через ручеёк». Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Подвижная игра «Через ручеёк». Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.
Правила:
Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.
Перебираться можно только по сигналу.
Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке, веранде.
Цель: воспитывать стремление к труду.
Карточка 2. Наблюдение за цветником
Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какими стали цветы на клумбе?
• Почему они завяли?
• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
Опыты, эксперименты «Свойства мокрого песка».
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Ход опыта : Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.
Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Прочитать и обсудить с детьми признаки, приметы осени.
Пословицы о дружбе
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
Индивидуальная работа : Д. игра «Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое.
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая.
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный. и тд
Подвижная игра «Через ручеёк». «Солнышко и дождик»
Трудовая деятельность
Сбор цветов в коробочки.
Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.
Карточка 3. Целевая экскурсия по территории дс
Цель: формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре, сезонных изменениях; учить наблюдать за растениями, закреплять знания народных примет; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот,
В огороде листик вишни на дорожку упадет.
Это первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их покроет тень, станет пасмурной река —
Третья верная примета осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны лягут белые туманы,
А потом уж жди не жди —-моросящие дожди
Пеленой затянут просинь. Значит, наступила осень.
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Летел пан, на воду пал, сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. (Дождь.)
Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.
Одним проходу не дает, других он прогоняет. (Ветер.)
Вопросы: Какое время года наступило? Какая погода бывает осенью? Что происходит с деревьями? Куда собираются птицы? Как мы с вами одеваемся?
Опыты, эксперименты «Движение воздуха».
Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Пословицы о дружбе
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад. Мамы за детками пришли»
Индивидуальная работа Д. игра «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.
Подвижная игра «К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.
Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев
Карточка 4. Что такое туман
Цели: знакомить и формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за природными, сезонными явлениями; подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Ход прогулки
Беседа. Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.
Вопросы.
Какое небо во время тумана? Как вам дышится? Какой воздух — влажный или сухой? Густой ли туман? Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?
Опыты, эксперименты «Что в пакете?».
Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Ход опыта : Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Дидактическая игра «Да или нет».
Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Загадка.
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем мы сапоги? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать!
Прочитать и обсудить с детьми признаки, приметы осени.
Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом, ,. (не бывает). Мороз летом. (не бывает).
Снег зимой. (бывает). Капель летом. (не бывает).
Подвижные игры по выбору детей.
Трудовая деятельность: Уборка веранды после прогулки. Сбор выносного оборудования
Карточка 5. Наблюдение за березой
Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
выделяя признаки живого; воспитывать бережное отношение к дереву.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Осенью желтоватые. (Береза.)
Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева. Воспитатель задает детям вопросы.
Какие изменения произошли с деревом? Что произошло с листьями березы?
Какого они цвета? Много или мало листьев на березе? Когда дует ветер, что происходит с листьями?
Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?
Опыты, эксперименты «Бумажные кораблики».
Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.
Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают.
Прочитать и обсудить с детьми признаки, приметы осени.
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
Подвижная игра «Через ручеёк», «Солнышко и дождик».
Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев