Филюза Байгильдина
Картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека опытов и экспериментов
для дошкольного возраста
Опыты. Воздух.
Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Цель игры: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Игровой материал: воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий).
Публикация «Картотека опытов и экспериментов для дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход игры:
Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и прочее). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой – мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).
Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).
Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.
Опыты. Воздух.
Игра «Что в пакете?»
Цель игры: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игровой материал: полиэтиленовые пакеты.
Ход игры:
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец, так чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Опыты. Свет, цвет.
Игра «Что в коробке?»
Цель игры: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Игровой материал: коробка с крышкой, в которой есть прорезь, фонарик, лампа.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно, обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветлил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Опыты. Вес, притяжение.
Игра «Легкий – тяжелый».
Цель игры: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые; научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий).
Ход игры:
Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:
- игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает. Почему Гена возьмет игрушки большого размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
- игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;
- игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.
Затем взрослый предлагает детям выбрать угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашщка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.
Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий – тяжелый» с учетом размера и материала.
Опыты. Звук.
Игра «Что звучит?»
Цель игры: научить определять по издаваемому звуку предмет.
Игровой материал: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
Ход игры:
За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что сними сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т. д.).
Эксперимент : прокати шарик
Цель: познакомить с движение тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: желобок, шарик- колобок, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход эксперимента:
Воспитатель. Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик – колобок. Посмотрите, какой он красивый.
Первый эксперимент. «Шарик – колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он движется вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость, останавливается).
Второй эксперимент. «Шарик – колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону желобка приподнять) покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с больше скоростью, чем по прямой).
Воспитатель. Как вы думаете, по какой Дорожке шарику – колобку больше понравилось кататься? (Ответы детей).
Потом дети рисуют колобков и подводят итоги своей экспериментальной деятельности ( по прямой дорожке шарик-колобок катился медленно и вскоре остановился: скорость движения была маленькой; с наклонной плоскости шарик-колобок двигался с большой скоростью и укатился далеко).
Эксперимент : послушный ветерок
Цель: продолжать знакомит с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.
Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из такни, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход эксперимента:
Воспитатель. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Первый эксперимент. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.)
Второй эксперимент. Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.)
Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
Эксперимент : мыло – фокусник.
Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; Развивать наблюдательность любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Материал: ванночка, кусочек мыла (туалетного и хозяйственного, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход эксперимента:
Воспитатель. Хотите поиграть с мылом?
Дети. Да!
Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое и душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрое движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.)
Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? (В ней появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету.) Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги (сухое мыло гладкое; мыло смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намыливать влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь).