Инга Бульбас
Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание формируется в основном в наглядно — образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе познавательно - экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Публикация «Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специальных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка, его личности.
Творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Особое внимание необходимо уделять таким элементам экспериментирования как цель, идеал, предвидение способов достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Развитие способности ребенка экспериментировать представляет собой систему, в которую включены демонстрационные опыты, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственной среде группы. Каждое фундаментальное естественно - научное понятие, с которым мы знакомим детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, движение, звук, свет и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.
В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыты и эксперименты проводятся чаще всего в старшем дошкольном возрасте, в младшем возрасте используют отдельные поисково - познавательные действия. Опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.
Закрепляя представления о сезонах года, необходимо в экспериментальной форме проводить опыты, направленные на характеристику сезона.
Опыты, проводимые с предметами неживой природы зимой. Выявление свойств и качеств снега, льда, воды.
Опыт № I.
ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.
Налить из - под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха в комнате и на улице. Определить причины замерзания.
Опыт № 2.
ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.
Принести снег и лед в помещение и наблюдать за таянием снега и льда.
Опыт № 3.
ЦЕЛЬ: подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.
Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.
Опыт № 4.
ЦЕЛЬ: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него лепить, он должен быть влажным.
Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.
Опыт № 5.
ЦЕЛЬ: подвести детей к пониманию защитных свойств снега.
В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дней сугроба.
Опыты с растениями. Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.
Опыт № 1.
ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу и необходимости влаги для роста растений.
Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена сухие и проращенные. Прорастить лук в пустой банке и в банке с водой.
Опыт № 2.
ЦЕЛЬ: подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости света для роста растений.
Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.
Опыт № 3.
ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу, что для роста растений необходимо тепло.
Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое - в холодное.
Опыт № 4.
ЦЕЛЬ: доказать разную потребность растений во влаге.
Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.
Опыты с животными. Выявление органов чувств животных.
Опыт № 1.
ЦЕЛЬ: определить, хорошее ли обоняние у кошки (собаки). Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами. Опыт № 2.
ЦЕЛЬ: выяснить, хорошо ли слышит кошка (собака).
Предложить детям шепотом позвать животное, поскрести ногтем по поверхности стола.
Опыт № 3.
ЦЕЛЬ: выяснить, какой корм любит животное.
Разложить перед животным разные виды корма.
В зимнее время года, учитывая подготовленность детей и воспитателей можно планировать и проводить опыты на развитие сенсорных способностей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира - их объединяют в раздел «измерения».
Опыты, направленные на развитие умения обобщать и классифицировать объединены в раздел «Вещество».
Опыты, направленные на знакомство детей с простейшими физическими понятиями «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «Человек и закон природы» способствуют подведению детей к выводу о том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира.