Елена Дёмочкина
Картотека развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека развивающих игр по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста
Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
«Найди предмет»
Цель: формирование у детей навыков сопоставления форм предметов с геометрическими образцами.
Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Публикация «Картотека развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог знакомит с правилами игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается. Если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут сопоставлены с геометрическими фигурами.
«Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки (толстый мишка и тоненькая кукла).
Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитатель примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушкам. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и определять, какая из них короткая, а какая – длинная.
«Широкое - узкое»
Цель: формирование у детей представлений о понятиях «широкое - узкое».
Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов путем сравнения широких и узких ленточек одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски одинаковой длины - широкая и узкая. По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них (эти игрушки можно заменить, например, машинками).
«Три квадрата»
Цель: формирование у детей умения соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал: три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башни. Показывает на фланелеграфе, как это делается: размещает квадраты снизу вверх от большого к маленькому. «Сделайте и вы такую башню на своих фланелеграфах», - предлагает воспитатель.
Геометрическое лото
Цель: формирование у детей умения сравнивать изображение предмета с изображением геометрической фигуры по форме и подбирать к предметам соответствующие геометрические формы.
Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур круга, квадрата, треугольника, прямоугольнику, овала. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар, квадратной (коврик, платок, кубик и другие., овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
В игре принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Какие бывают фигуры»
Цель: формирование у детей знаний новых геометрических форм: овала, прямоугольника, треугольника – через сравнение с уже знакомыми: квадрат -треугольник, квадрат - прямоугольник, круг - овал.
Материал: кукла и геометрические фигуры. Демонстрационный: крупные картонные фигуры квадрата, треугольника, прямоугольника, овала, круга. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Предлагает детям обвести контуры квадрата и треугольника пальцем. Фиксирует их внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично происходит знакомство с овалом и прямоугольником: прямоугольник дается в сравнении с квадратом, овал - с кругом. Фиксируется внимание детей на форме новых предметов.
«Кому какая форма»
Вариант 1. Цель: формирование у детей умения группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, не беря во внимание цвет, величину.
Материал. Мишка и матрешка больших размеров. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на этот поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».
Вариант 2. Цель: формирование у детей умения группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.
«Соберем бусы»
Цель: формирование умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, находить простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
«Наш день»
Цель: закрепление у детей представлений о частях суток, формирование умений правильно употреблять слова, обозначающие части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д., картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например, «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, во время какой части суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в хронологическом порядке. Дети раскладывают свои картинки так же.
«Три медведя»
Цель: формирование у детей навыка сравнения и упорядочения предметов по величине.
Оборудование. У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.
Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и т. д. и рассказывает:«Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул и т. д. для Михаила Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя; в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).
Игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: формирование у детей умения детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал. 2-3 одноцветные (желтые и зеленые) пирамидки с количеством колец не менее семи.
Содержание. Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах колечки от разобранных пирамидок, перемешивает их. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому из них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова «Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
"Лото"
Цель: овладение детьми умением выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Дидактическая игра "Помоги цыплятам"
Цель: формирование у детей умения устанавливать соответствие между множествами.
Содержание. Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но они не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевезти цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других.
" У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение детьми умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, формирование навыка использования в речи понятий: «длинный» - «длиннее», «короткий» - «короче», «широкий» - «шире», «узкий» - «уже».
Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Винни-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с воспитателем они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, шире, узкий, уже.
"Кто скорее свернет ленту"
Цель: формирование у детей отношения к величине как к значимому признаку предметов.
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей : "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
«Волшебные ниточки»
Цель: формирование у детей знаний об образе цифр и навыка в их различении; развитие мелкой моторики рук.
Материал: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
Содержание. 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают из нитки цифру, соответствующую числу.
Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру. превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей. Дети «превращают» нитку в названную цифру.
«Бегите к цифре»
Цель: формирование у детей знания цифр и навыков в их различении, умения ориентироваться в пространстве; развитие слухового и зрительного внимания.
Материал: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Содержание. Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) такое количество раз, которое она обозначает.
«Придите ко мне»
Цель: формирование умения различать цифры и устанавливать их соответствие
числам.
Материал: карточки с цифрами.
Содержание. Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими смотрит, сколько выбежало детей, соответствует ли их количество цифре. Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться.
«Найди портрет числа»
Цель: закрепление умения считать предметы и устанавливать соответствие их количества определенной цифре.
Материал: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.
Содержание. Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Правильно?» Зрители оценивают правильность ответа; ответивший правильно получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.
Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.
«Кривые зеркала»
Цель: формирование умения считать, ориентироваться в цифрах, находить предыдущее и последующее число.
Материал: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).
Содержание. Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9.
Верно ответившие дети получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители.
Можно усложнить задание, сказав детям, что они должны показать определенное число: меньшее или большее.