Светлана Золотарева
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе детей с ЗПР «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Золотарева Светлана Игоревна
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с ЗПР на тему «Состав числа 5 из двух меньших. Решение примеров. Пятиугольник, многоугольник»
Цель: знакомство с составом числа 5, геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.
Публикация «Занятие по ФЭМП в подготовительной группе детей с ЗПР „Состав числа 5 из двух меньших, Решение примеров, Пятиугольник“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Обучение умению раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших составлять целое число на конкретных предметах. Упражнение в решении примеров на сложение двух меньших чисел, составляющих число 5 и вычитание из целого числа меньшего. Знакомство с геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать сосредоточенность, интерес к математическим занятиям.
Оборудование: математический набор, цифры от 1 до 5 на каждого ребенка, счётные палочки, геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, многоугольник, числовые домики на каждого ребенка, цифры большие от 1 до 6, рули с картинками, картинки примеров, цифры на магнитах.
Предварительная работа: изучение состава числа 4. Решение примеров.
1. Организационный момент
Цель: создание мотивации для образовательной деятельности.
Задачи:
1. Психологический настрой на образовательную деятельность.
2. Поддержание интереса к дальнейшей деятельности детей.
Методы и приемы: словесный (стихотворение, вопросы, сюрпризный момент)
Поудобнее мы встанем
Не шумим, не вертимся
Все внимательно считаем
А спрошу вас – отвечаем.
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт: 1-2-3-4-5. Будем весело считать.
- А теперь давайте мы с вами тоже посчитаем. Даша, посчитай, сколько у нас всего в группе окон?
- Денис посчитай сколько у нас на полке книжек?
- Ребята, а как вы думаете, какое занятие у нас с вами будет сейчас?
- Да верно ребята. (Вдруг раздается стук в дверь и детям приходит письмо). Ребята, посмотрите, кажется к нам заходил почтальон, и принес письмо. Давайте скорее узнает от кого оно и что там написано.
Незнайка: Здравствуйте ребята! У меня такая история: вот я люблю играть, но так получилось, что я прогуливал занятия и не научился считать, не выучил геометрические фигуры, не умею решать примеры, но я очень хочу научиться. Поможете мне, ребята? Прошу вас отправить мне видеозапись с вашим занятием, я его посмотрю и обязательно всему научусь. С уважением, ваш Незнайка!
- Ребята мы поможем Незнайке?
- Ну тогда давайте будем включать камеру на телефоне и снимать видеозанятие для нашего Незнайки. Ну чтож начинаем.
2. Введение в тему
Цель: подготовка детей к изучению нового материала.
- Давайте вначале проведем небольшую разминку. Нужно ответить на вопросы, которые я для вас приготовила.
- Какое сейчас время года?
- Назовите времена года.
- Сколько месяцев в году?
- Какой сейчас месяц?
- Назовите весенние месяцы.
- Сегодня среда, а завтра?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если стол выше стула, то стул?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Если брат старше сестры, то сестра?
- Молодцы, ребята, вы, верно, ответили на все вопросы.
3. Основная часть
Цель: знакомство с составом числа 5, геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.
3.1 Объявление темы
Цель: развитие мышления.
- А чтобы узнать, с каким числом мы сегодня будем работать, послушайте внимательно загадку.
На руке малышка Лена
Любит пальчики считать.
У неё, на удивленье,
Каждый раз выходит … (пять)
3.2 Состав числа 5
Цель: Обучение умению раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших составлять целое число на конкретных предметах.
- Верно, вы отгадали. И сегодня мы познакомимся с составом числа 5. Узнаем, как число 5 получить из двух меньших. На доске пять треугольников синего цвета.
- У вас на столах расположены карточки с цифрами, приготовьте их, мы сейчас будем с ними работать.
Обратите внимание, какие фигуры вы видите на доске?
- Сколько всего треугольников? Как вы это узнали? Какой цифрой можно обозначить это количество?
- Давайте мы поселим цифру 5 в числовой домик сверху. (на доске числовой домик).
На магнитной доске размещаю синие треугольники. Вопрос к детям: Сколько синих треугольников? Обозначьте это количество цифрой у себя на столе.
- Сколько треугольников красного цвета? Обозначьте это количество цифрой.
- Значит, пять - это четыре и один. (4 и 1, и наоборот 1 и 4)
Теперь число 5 получим другим способом. Размещаю на магнитной доске синие треугольники. Сколько синих треугольников? Обозначьте это количество цифрой у себя на столе. Сколько треугольников красного цвета? Обозначьте это количество цифрой. Значит, пять - это три и два (3 и 2, и на оборот 2 и 3).
- Давайте для Незнайки еще раз повторим из каких чисел можно составить число 5, а ты запомнил, как можно получить число пять? Да верно. Двухсторонние геометрические фигуры, числовые домики.
3.3 Игра «Гаражи машины»
Цель: продолжать учить правильно соотносить количество предметов с числом.
- А теперь мы немножко отдохнем поиграем в игру «Гаражи и машины»
По группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 5. Педагог раздает детям карточки с кругами от 1 до 5. Дети должны сосчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек и участников. Рули с определенным количеством картинок, числа от 1 до 6 приклеенные к стульям (имитация гаражей).
3.4 Решение примеров
Цель: Упражнение в решении примеров на сложение двух меньших чисел, составляющих число 5 и вычитание из целого числа меньшего.
- Ну дети, мы отдохнули немного и начинаем дальше работать, рассказывать нашему незнайке то чего он не знает.
- А сейчас давайте мы с вами порешаем не сложные примеры, и покажем Незнайке как их нужно решать. Посмотрите, у меня на доске, вот такой пример, только нам ему нужно будет обозначить цифрами. Сейчас каждый будет выходить к доске и скажем так записывать пример с помощью цифр, используя знаки сложения – знак +, вычитания – знак -, равно.
- Молодцы ребята хорошо справились с этим заданием. А сейчас немного отдохнем и снова учится мы начнем. Картинки с примерами, цифры с арифметическими знаками.
3.5. Физкультминутка
Цель: развитие двигательных умений и навыков.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)
- Хорошо, отдохнули немного, продолжаем.
3.5 Знакомство с пятиугольником и многоугольником
Цель: Знакомство с геометрическими фигурами – пятиугольник, многоугольник.
На магнитной доске развешаны треугольники и четырехугольники
- Какая это фигура? Сколько углов в треугольнике? Хорошо.
- Какая это фигура? Правильно это квадрат, а сколько у него углов? Как еще его можно назвать? Какие четырехугольники здесь еще есть? Правильно. Как вы думаете, есть ли такие фигуры, в которых углов больше, чем четыре? У меня есть такая фигура. (на доску вывешивается пятиугольник). Посмотрите внимательно и скажите, чем он отличается от четырехугольника? Правильно. Его называют пятиугольником. Давайте вместе посчитаем углы у этой фигуры.
- Педагог указкой показывает углы, дети считают. Теперь вы знаете, что это.
-Ребята, сядьте ровно, выпрямите спину, теперь возьмите карточки и посчитайте сколько углов у ваших фигур.
(у детей карточки с одной фигурой, у каждого свой многоугольник).
- Поднимите руку у кого нарисован пятиугольник. Теперь у кого шестиугольник. У кого семиугольник?
Педагог проверяет осанку детей, аккуратно поправляет.
- У вас у всех разные фигуры 5-6 угольники. Их можно назвать одним словом -многоугольники. Фигуры у которых больше четырех углов – многоугольники. Повторите. (многоугольник) На доске вывешены геометрические фигуры пятиугольника и многоугольника и у детей у каждого на столах лежат данные геометрические фигуры.
3.6 Игра «Выложи из палочек многоугольник»
Цель: развитие мелких движений рук, умения конструировать.
- А сейчас ребята мы поиграем с вами в игру. Но для начала давайте обменяемся с соседом многоугольником. Вы ему дадите свой, а он вам свой. А сейчас берите счетные палочки и выкладывайте тот многоугольник, который сейчас у вас в руках. Раз, два, три игру начни. Счетные палочки, картинки многоугольников.
4. Заключительная часть.
Цель: подведение итогов занятия.
- Молодцы ребята, мне кажется мы справились со всеми заданиями на сегодня и теперь Незнайка Узнает много чего интересного и теперь видеозапись я думаю можно на этом остановить. И чуть позже мы ее отправим по почте незнайке.
- Давайте с вами вспомнить чем мы сегодня с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что показалось наиболее трудным?