Наталья Громова
Картотека игр социо-игровой направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр социо-игровой направленности
6 основных правил и условий:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»
2 правило: «смена лидерства».
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.
4 правило: смена темпа и ритма.
5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Публикация «Картотека игр социо-игровой направленности» размещена в разделах
6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
главные задачи игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
Эти игры можно использовать в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
«Буквы-загадки»
1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т. п., в зеркальном отражении.
2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.
3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)
«Эхо»
Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)
Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.
«Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.
Варианты:
-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;
-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т. п.
Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:
-глядеть друг другу в глаза
-вставать, если согласны с высказыванием принимающего
-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.
«Неиспорченный телефон»
Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.
Варианты:
-слово, трудное слово, словосочетание, Ф. И. О., скороговорка (считалка, иностранное слово
-две телефонные линии (эстафета) : быстрый неиспорченный телефон.
«Летает – не летает»
Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения
(самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлённые, одушевлё нные предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух.
Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.
«Спор предлогами»
Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т. д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.
«Рассказ-рисунок о том, что вижу»
Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе, картину и т. п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.
Вариант: дети делятся на две команды и рисуют командой композицию – например, два треугольника, три квадрата и один прямоугольник. Когда рисунок готов, то команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, должен «по рации» объяснить, как изобразить то же самое. Потом это проделывает другой капитан.
«Составь слово»
Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.
Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.
«Пишущая машинка»
Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:
-хлопают перед собой в ладоши
-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)
-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами
- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами
Вариант:
-изменять темп движений,
-вводить речевое сопровождение,
-передавать эстафету глазами, голосом.
«Знаки препинания»
Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ё лочка:, , .).
Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).
«Превращение предмета» (развивает воображение)
Любой предмет (карандаш, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал) предлагается «превратить» в нечто другое. Например, дети по цепочке передают круг и превращают его в колесо, руль, тарелку, стол и т. д., при этом можно выразить словом, а можно показать действием.
«Так и не так»
Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильное и неправильное поведение. Карточки раздаются детям. Ведущий просит рассмотреть их и поднять картинку с «неправильным поведением». Один из детей рассказывает, как нельзя себя вести – о чем его картинка. Остальные дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, и продолжает рассказывать как надо себя вести.
Первый вариант- просто знакомство с правилами поведения. Второй – актерское исполнение детьми заданных рисунками ситуаций.
«Настроение»
Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение жестами.
Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением.
Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки,
Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз, верх – вниз,
легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! Можно вставать! Можно играть!
«Выбор водящего»
— варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
«Угадай-ка»
Ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
«Одно и то же по-разному»
Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит: покажите, как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т. д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать.
Выполнение многих действий может происходить по-разному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и облачко, и даже река. И сидят все по-разному: зайчик не так как курочка, собачка нетак как бабочка и т. д. И даже человек сидит у телевизора не так как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не так как на концерте и т. д.
Упражнение "Мы похожи?»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что.
- Я отличаюсь от тебя тем, что.
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
«Встать «по пальцам»
Так как задание это связано с двигательной активностью, то на занятиях оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. Все дети должны разбежаться на мини-группы по заданному количеству.
Во время выполнения упражнения каждому из детей нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому педагогу, а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть. (Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу). Встать «по пальцам» упражнение, в котором каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.
«Разведчики» (связаться глазами с партнером)
Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в кругу. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». После того как пара образуется можно дать любое дополнительное задание поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т. д. Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или «взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго, «бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т. д.
Педагог обращается к детям: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
«Актеры»
Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают заданную скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании стараются угадать, что им показали
«Испорченный телефон»
Как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
«Азбука городов»
Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой, кто будет начинать. Ребенок произносит, например, следующее: «Я поеду в Астрахань», - и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с буквы «А». Например : «Акул ловить!» (Известно, что акулы в Астрахани не водятся, там скорее арбузы водятся, но для данной игры это неважно, напротив, несообразности вносят в не дополнительное веселье.) Ответив соседу «из Астрахани», он говорит, куда поедет сам (названия городов могут идти по алфавиту, а могут быть произвольно выбранные названия городов) : «Я поеду в Братск!» - и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает: «Баранки покупать. А я поеду в Вологду. Зачем?» …Ну и так далее. Тот, кто ошибся - ответил невпопад, - платит фант или выбывает из игры. Его сосед продолжает игру.
«Путаница»
Выбирается водящий, который отворачивается. Остальные дети становятся вкруг и берутся за руки. Держась за руки, они начинают запутываться – меняться местами, перешагивать через опущенные руки, пролазить под руками и т. д. Когда образовалась путаница зовут водящего, который пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.
«Море волнуется»
Ведущий отворачивается и произносит следующие слова: Море волнуется - раз! Море волнуется - два! Море волнуется – три! Морская фигура – замри! (Фигура может быть лесная, воздушная и т. д.) После этих слов дети принимают застывшую позу. Ведущий, подходя к каждому и рассматривая его, должен угадать кто это или что это.
«Снежный ком»
Ведущий первым называет свое имя. Следующий за ним должен повторить имя ведущего, а затем назвать свое. Следующий из детей повторяет уже два имени и лишь, затем называет свое и т. д.
«Закончи предложение»
Дети встают вкруг. Ведущий предлагает начало фразы одно для всех, например : «Я умею», «Я смогу», «Я хочу» и т. п. Тот, кому ведущий бросает мяч продолжает фразу.
«Как тебя зовут?
Ведущий берет мяч и, назвав свое имя, называет имя того, кому бросает мяч. Тот ловит мяч и продолжает: называя свое имя и имя того, кому бросает мяч.
«Общий круг»
Дети садятся или встают кругом, каждый здоровается со своим соседом, при этом смотрит ему в глаза и улыбается. В это время можно передавать друг другу, какой либо предмет (мяч, цветок, игрушку и т. д.)
«Тело в деле»
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии». Вариант: -дополнить «фотографию» своим пониманием -показать «фотографии» до и после задуманного Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок