Татьяна Овчинникова
Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
Игра «Кто где?»
Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные жарких стран и севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задаё т детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?»
Темочки:
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети отвечают: «На столе стоит слон». «На столе стоит белый медведь»
Затем воспитатель уточняет, какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.
2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.
Например:
Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],
а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.
Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [ж],
а последний — [ф]. —Жираф стоит под стулом.
Игра «Один — много»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе).
Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.
Например:
Один лев — много львов, один жираф — много жирафов.
При необходимости игру повторяют.
Игра «Чья, чей, чьи?»
Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит назвать признаки животных.
Например:
У медведя уши (чьи? какие) медвежьи, хвост (чей? какой) медвежий.
У тюленя голова (чья? какая). У песца лапы (чьи? какие). У моржа бивни (чьи? какие). У оленя рога (чьи? какие). У пингвина клюв (чей? какой).
У медведя уши (чьи? какие) медвежьи, хвост (чей? какой) медвежий.
Игра «Рассыпанные слоги»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный
запас по теме «Животные жарких стран».
Ход игры. Дети читают стихи и составляют слова из разрозненных слогов.
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе все кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать:
АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-
КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-
МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-
ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!
Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской
Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух.
Ход игры.
Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных. Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.
Игра «Загадки»
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
И петь — не поет,
И летать — не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
(Страус)
Что за коняшки —
На всех тельняшки.
(Зебра)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь
ребятам.
(Верблюд)
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит.
(крокодил).
Некрасивый он, пожалуй.
Вместо носа — шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.
(Слон)
В. Жуковский
На носу он носит рог
И зовётся.
(носорог).
Н. Нищева
Спит зелёное бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть.
Зубы в пасти — просто страсть.
Н. Нищева
Игра «Исправь ошибку»
Цель: развитие образного мышления, умение согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры. Воспитатель говорит словосочетания, а дети исправляют ошибку.
Ловкий обезьяна
Белая медведь
Полярное сова
Северная олень и т. д.
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Раз в глубоком тёмном иле
Рыбку рыбаки ловили,
А к ним в сети угодил
Злой зелёный. (крокодил).
Панцирь крепкий, как гранит,
От врагов он защитит,
И под ним не знает страха
Медлительная. (черепаха).
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это африканский. (слон).
Игра «Кого я видел в зоопарке?»
Цель: учить составлять описательный рассказ
Ход игры: Ребёнок описывает по плану животное не называя его.
План рассказа:
• Кто это?
• Какие части тела у него есть?
• Где живет? (север, юг, средняя полоса).
• Как называется его дом?
• Чем питается? (травоядное или хищное).
• Как называют детенышей?
• Как животное подает голос?
• Какую пользу приносит?
Остальные дети должны отгадать, о ком он говорит.
Игра «Театр»
Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме.
Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных : лисы, медведя, волка.
Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая обезьяна? (хитрая, проворная). Какой тигр? (злой, голодный). Какой белый медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).
Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.
Игра «Звери заблудились»
Цель: учить детей классифицировать животных по месту обитания
На доске картинки с изображением («Севера», «Саванны или Джунгли»).
Детям раздаются картинки диких и домашних животных.
Они подходят к доске по очереди.
Образец речи: «Это лев. Дикое животное. Живёт в саванне»; «Это песец живет на севере. Дикое животное».
Игра «Прятки»
Цель: упражнять в употреблении предлога за, из-за.
Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный жираф.
Ход: Взрослый предлагает спрятать животное за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: «Куда ты спрятал жирафа?», «Откуда выглядывает жираф?» аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.
Игра «Помоги маме найти своих детенышей»
Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, обезьяна и говорит: «обезьяна плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышейобезьяны. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей
Игра «Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.
Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, слон, его детеныша (слоненок, показать на картинке части тела слона, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького слоненка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.
Игра «В зоопарке».
Употребление порядковых числительных. На столе десять картинок с изображением животных. Дети «пришли в зоопарк и увидели много разных животных». Потом они по очереди рассказывают:
«В первой клетке я увидел слона. Во второй клетке я увидел жирафа. В третьей клетке я увидел льва. В четвертой я увидел тигра. В пятой я увидел крокодила. В шестой я увидел дикобраза. В седьмой клетке я увидел антилопу. В восьмой я увидел обезьяну. В девятой я увидел зебру. В десятой я увидел носорога. В зоопарке очень интересно».
Игра «Кого везут в зоопарк?»
Цель: расширение и обогащение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование притяжательных прилагательных; составление сложных предложений с союзом «потому что»); дифференциация животных по месту обитания.
Оборудование: большие картинки с изображением летающей тарелки, грузовика; маленькие картинки с изображением голов и хвостов животных и птиц (петух, курица, гусь, утка; тюлень, олень, белый медведь, морж, песец, полярный волк, пингвин, полярная сова; слон, тигр, лен, верблюд, крокодил, страус, жираф, носорог, черепаха, павлин; кабан, еж, лиса, волк, бобер, белка, заяц, медведь; воробей, ворона, сорока, голубь, синица, соловей).
Вариант 1
Логопед ставит на наборное полотно большую картину с изображением грузовика и сообщает детям о том, что в зоопарк нужно отвезти зверей. далее логопед вставляет предметные картинки с изображением головы и хвоста животного или птицы в прорези грузовика, предлагая назвать, чья голова и чей хвост показались в грузовике и отгадать, кого перевозят в зоопарк.
Образец ответа ребенка: Это львиная голова и львиный хвост, в зоопарк везут льва. В зоопарк везут льва, потому что это львиная голова и львиный хвост.
Вариант 2
Игру можно провести с целью дифференциации животных и птиц по месту обитания. Логопед показывает предметные картинки с изображением животных и птиц, просит детей их назвать. Затем спрашивает, где обитают эти животные и птицы. (В холодных странах, В жарких странах, В лесу, В городе, рядом с человеком.) детям предлагается перевезти в зоопарк сначала только животных и птиц жарких стран, затем животных и птиц стран Севера и назвать, кто остался. (домашние п зимующие птицы, дикие животные.)
Вариант 3
Этот вариант игры можно использовать, когда дети усвоили образование притяжательных прилагательных с помощью различных суффиксов. Логопед сообщает детям о том, что в космосе живут необычные животные, и предлагает назвать, кто прилетел в зоопарк из космоса на летающей тарелке. дети должны назвать, чья голова и чей хвост показались в иллюминаторе летающей тарелки.
Образец, ответа ребё нка: У этого животного носорожий хвост и тигриная голова. У этого животного медвежья голова и лисий хвост.