ольга семерюк
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
игр на развитие навыка звукового анализа слов
Составитель: учитель-логопед
Семерюк О. А.
Цепочка слов.
Цель. Упражнять детей в определении первого и последнего звука
в словах.
Оборудование. Карточки с предметными картинками.
Публикация «Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Найди место звука в слове.
Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры. Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Подбери слово к схеме.
Цель. Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры. Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.
Найди пару.
Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.
Оборудование. Звуковые часы, набор предметных картинок, слова -паронимы.
Ход игры. Логопед помещает на часах 6 картинок. Например, коса - коса, ком-дом, мак- рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка, тачка-дачка, майка-чайка).
Включи телевизор.
Цель. Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).
Оборудование. Пособие " Телевизор", предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.
Ход игры. Логопед объясняет детям: "Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. 11о этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет.
например: матрешка, аист, кот - МАК. Картинка "мак" появляется на экране.
Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.
Домики.
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).
Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например; Ч или Щ, его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Рыболов.
Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование. Малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки - схемы (начало, середина, конец слова) на каждого ребенка.
Ход игры. "Поймать" слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.
Игра-перфокарта «закрась окошечко, где живет звук»
Цель: определение места звука в слове (начало, середина, кон слова) по представлению.
Описание игры. Для игры изготавливают папки-перфокарты, которых помещают по три картинки, под каждой вырезают по т отверстия — «окошечки» для звуков. В правом углу перфокарты да изображение буквы.
Ход игры. Играет несколько человек, не больше, чем имеет перфокарт. Играющие берут себе по одной перфокарте и, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука названии каждой картинки : находят каждому звуку его «квартир в доме, состоящем из трех квартир-отверстий. Найденное место закрашивается. Ведущий проверяет правильность выполнения задания и разрешает взять следующую перфокарту. Выигрывает те, кто проанализировал правильно большее количество перфокарт.
«Каждому звуку - свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
«Сколько комнат в квартире?»
Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.
Ход игры. Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.
«Длинные и короткие слова»
Цель: научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков в словах.
Ход игры. Ведущий произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое — короче.
«Строители»
Цель: научить определять количество звуков в словах, воспринимаемых на слух.
Ход игры. У детей по несколько домиков с разным количеством окошек. Ведущий создает игровую ситуацию: «Представьте, что вы — строители и сейчас будете строить для слов улицу. Каждый дом — для отдельного слова. Но слова захотят жить в таких домах, в которых для каждого звука будет отдельная комната с одним окошком. Я сейчас буду называть слова, это будущие жильцы нашей улицы, а вы выкладывайте нужные домики в один ряд слева направо. В конце игры кто-нибудь вспомнит, каких жильцов мы ждем в свои дома». Затем ведущий произносит вслух слова, состоящие из трех, четырех, пяти и шести звуков, а дети выкладывают в один ряд домики. После этого один ребенок называет по памяти слова, опираясь на схемы-домики. Можно попросить назвать другие слова с тем же количеством звуков, то есть позвать на новоселье гостей.
Примерный речевой материал для игры: рак, собака, кошка, муха, петух, корова, карп, сорока, вол, жираф.
«Новоселье у зверей»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим ребенком.
Ход игры. У детей — картинки различных животных. Ведущий показывает домики, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук — отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.
«Кого позовут в гости»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребенком.
Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего — какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих, а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, — «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове — названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько в слове-«хозяине», то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выиграет тот, кто раньше созвал всех своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков.
Примерный картинный материал для игры : картинки-«хозяева» : кот, волк, кабан, собака; картинки-«гости» : три звука — оса, сом, жук, рак; четыре звука — коза, сова, бобр, крот; пять звуков — галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков — корова, курица, кролик, ворона.
«Кто куда поселится»
Цель: научить определять количество звуков по представлению.
Ход игры. На столе разложены домики в произвольной последовательности в виде улицы, а под ними во втором ряду — все картинки для заселения домов. Играющие по очереди бросают кубик и берут нужную по счету картинку. Эту картинку нужно подложить к домику с таким же количеством звуков, что и в слове — названии картинки. Игра заканчивается, когда все картинки окажутся в своих домах.
Для игры подбираются домики и картинки, соответствующие друг другу по количеству звуков, чтобы всем хватило домиков, причем в каждом домике поселилась бы одна картинка.
«Кому не подойдет квартира?»
Цель: научить определять количество звуков по представлению.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, только дана одна лишняя картинка. Ее находят во время игры или определяют сразу и откладывают в сторону. Неподходящую картинку нужно менять, чтобы каждый раз сохранялся интерес к этому игровому моменту.
«Телеграфисты»
Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры. Играют двое детей, они — телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы» : произнести слово — название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» — называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.
«Поймай звук»
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной' ха-рактеристике (первый, второй, после определенного звука, перед определенным звуком).
Ход игры. Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает любому играющему мяч и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы, причем к одному и тому же звуку можно предъявить несколько заданий.
«Подбери картинку к схеме»
Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Ход игры. У детей — схемы слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой каждый участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки (в правом верхнем углу каждой картинки помещена буква, а дети должны попросить себе такие, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем дети меняются буквами, и игра продолжается.
«Собери по три»
Цель: закрепление умения находить место заданного звука в слове по представлению.
Ход игры. Для игры используются картинки и схемы из предыдущей игры «Подбери картинку к схеме». Картинки раздают детям, а схемы выкладывают на столе. Ведущий показывает букву, а дети, имеющие картинки, в названии которых содержится соответствующий звук, должны подложить их к схемам. Должно получиться по три картинки под каждой схемой. Затем эти картинки убираются, а ведущий показывает следующую букву. Может так случиться, что не все участники игры сумеют самостоятельно сделать правильный ход; если ребенок подкладывает неправильную картинку, ему указывают на ошибку, картинку возвращают обратно и дают штрафную фишку. Если кто-то пропускает возможность выложить нужную картинку, ему об этом не сообщается, и в конце игры подсчитывается, кто сколько пропустил ходов. За каждую не выложенную картинку тоже назначается одно штрафное очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
«Звуковая линейка»
Цель: Учить определять последовательность звуков в слове, выделять каждый звук.
Оборудование: Звуковая линейка.
Ход игры: Педагог демонстрирует всей группе последовательность звуков в слове, передвигая круг- звук в линейке из одного окошка в другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой самостоятельно.
«Звуковая мозаика»
Цель: Учить определять первый звук в словах.
Оборудование: Разноцветные квадратные жетоны 3x3 см.
Листы с начерченными сетками 3x3, 4x4, 5x5
Квадраты на листах того, же размера, что и жетоны.
Ход игры:
Логопед называет разные слова. Если слова начинается со звука :
(к, (к) - клади красный жетон
(с, (с) - синий жетон
(ж) - желтый жетон
(з, (з) - зеленый жетон
(ч) - черный жетон
«Живые звуки, слоги»
ЦЕЛЬ: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
ХОД ИГРЫ: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
- Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
- Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
- Оля, ты главный звук «и».
- Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.
«Тим и Том»
ЦЕЛЬ: Учить дифференцировать твердые и мягкие звуки.
Ход ИГРЫ:
2 человека Тим и Том: мягкий и твердый =маленький и большой. Том всегда выбирает себе предметы, которые начинаются с твердых звуков, или в которых заданный звук - твердый.
Тим - предпочитает все, что начинается на мягкий звук.
ИГРЫ:
«Том и Тим отправляются в путешествие» «Том и Тим в лесу»
«Том и Тим играют в слова (слоги) - слова, отличающиеся только одним звуком (нос-нёс, лук-люк)» - играть можно с мячиком.