Валентина Бушукина
Картотека игр и упражнений по обучению грамоте в старших и подготовительных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение №1
Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить — в конце или в начале слова слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную опору в виде схем, которые позволяют детям наглядно представить позицию звука в слове, а также быстрее запомнить изучаемую букву.
Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым.
Утка, усы, отойду, зову, удочка, указка, узор, утренник, удав, крашу, прошу, пляшу, удар, укротитель, удобный, кричу, урожай, улетел, уплыл, ускакать, слышу, поверну,
Упражнение №2
Публикация «Картотека игр и упражнений по обучению грамоте в старших и подготовительных группах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и показать соответствующую схему. (Взрослый кон- тролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука).
Август, альбом, стена, крыша, река, кошка, абрикос, ад- рес, апрель, арбуз, вышла, труба, бочка, Айболит, аист, доч- ка, кочка, мышка, астры, крышка, печка, рыба.
В заключении упражнения ребенку предлагается самосто- ятельно назвать по 5 слов со звуком А в начале и в конце.
У
У
А
А
Упражнение №3
Содержание: прочитать сочетания из знакомых букв слитно, не прерывая голоса, который можно дополнительно контролировать с помощью тыльной стороны ладони, приложенной к горлу.
АУ. УА. АУА. УАУ. УАУА. АУАУ.
ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение позволяет формиро- вать у детей слитность чтения, что особенно важно при пе- реходе к соединению согласных букв с гласными.
Упражнение №4
Содержание: определить позицию звука И (начало, конец) в каждом слове, показать соответствующую схему.
Игорь, игра, проходи, изюм, изгородь, имя, искры, девочки, коньки, отойди, инструмент, индюшка, индеец, Иван, маки, скамейки, хомяки, иголка, очки, уходи, ишак, иволга, круги.
Упражнение №5
Содержание: прочитать слитно, не прерывая голоса, со- четания из 2-х и 3-х знакомых букв.
ИА. ИУ. ИУА. ИАУ. АУИ. УАИ. АИУ. УИА.
И
И
Упражнение №6
Содержание: определить позицию звука К в каждом слове (начало, середина, конец, показать соответствующую схему.
Наибольшую трудность представляют слова, содержащие 2 звука К. При анализе этих слов ребенку следует самостоятельно вписать дополнительную букву К в выбранную схему.
Канава, компот, мак, венок, каток, мука, рукав, буква, кони, колено, кубик, зонтик, блокнот, укроп, тыква, паук, утёнок, пенёк, маяк, холодильник, знакомый, сумка, кусок, кустик, кофейник, кактус, кукла, винтик, куры.
Упражнение № 7
Содержание: прочитать слитно сочетания букв.
АК. ИК. УК. АУК. УАК. ИАК. АИК. УИК. ИУК.
Упражнение №8
Содержание: определить позицию звука Т в словах (начало, середина, конец, показать соответствующую схему. При наличии 2-х звуков Т в слове, вписать ещё одну букву Т в выбранную схему.
Тополь, топот, туфли, бегемот, брат, буфет, такси, таблетка, охота, метка, автомат, бант, минута, нота, трамвай, паста, томат, балет, ворота, танк, самолёт, метла, куртка, торт.
К
К
К
Т
Т Т
Упражнение №9 Содержание : слитно прочитать сочетания букв.
AT. ИТ. УТ. АУТ. УАТ. АИТ. УИТ. ИУТ. ИАТ.
Устно добавить к прочитанному сочетанию букв (до него или после) любые звуки, чтобы получилось слово.
Например: УТро, УТка, автомАТ, пирАТ, кИТ, кнУТ и т. п.
Упражнение №10
Содержание: определить позицию звука П (начало, сере- дина, конец) в словах, указать на соответствующую схему, при необходимости дописать в схему 2-ю букву П.
Пальма, поездка, укроп, грипп, тулуп, поднос, пыль, тропа, кепка, лопата, лампа, папа, павлин, суп, телескоп, павлин, покупка, храп, паста, папка, пальто, купать, сноп.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
СЛОВА ДЛЯ ПОЛНОГО ЗВУКО-СЛОГОВОГО
АНАЛИЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ.
Примечание: схемы изготавливаются из цветного пластика или картона. Слово изображается длинной полоской, на- пример, коричневого цвета, слоги — короткими жёлтыми по- лосками, согласные звуки — синими квадратами, а гласные звуки — красными квадратами. При анализе слов в домашних условиях ребёнок пользуется схемой, сделанной родителями, для групповых занятий логопед, помимо индивидуального ком- плекта каждому ребёнку, изготавливает дополнительно де- монстрационный вариант схемы увеличенного размера. 1 группа слов (односложные слова, состоящие из закры- того слога) : СХЕМА ___
бак, бык, бок, вар, вол, ваш, гол, гам, гул, дар, дым, дом, душ, жук, зал, ком, кот, лом, лак, лук, мак, мыл, иос, наш, пар, пух, пол, рак, рот, сам* сок, сон, сыр, сын, ток, тук, хор, шум, жар. 2 группа (двусложные слова, состоящие из открытых слогов) : СХЕМА _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ванна, ваза, вата, вазы, губы, .жара, жаба, зубы, куры, каша, козы, каша, лапа, Луша, Лара, луна, Лора, Маша, мама, мука, ноги, норы, ноша, наша, Паша, пары, папа, рама, роза, раки, розы, рыбы, рана, рука, сады, совы, супы, Саша, сода, сушу, тазы, Тома, шары, шуба, Шура, шаги.
3 группа (двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов) : СХЕМА
банан, баран, батон, вагон, гамак, газон, дымок, диван, дубок, запах, замок, забор, завал, загон, загар, кулак, кусок, кивок, камыш, кабан, казак, лаваш, пушок, насос, рыбак, рывок, судак, салат, сынок, табун, халат, шалаш, шумим, шуруп, шалун, шагал. 4 группа (двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов) : СХЕМА ___
банка, булка, банты, вафли, горка, галка, гонка, Жучка, зайка, корка, каска, карта, кукла, кошка, лапша, мышка, мушка, марка, маска, майка, мойка, ночка, норка, парта, пышка, пушка, палка, полка, паста, кофта, кусты, ранка, санки, сушка, сосны, туфли, тапки, тайна, точка, форма, халва, чашка. 5 группа (двусложные слова со стечением согласных зву- ков в начале) : СХЕМА
блуза, грозы, врачи, враги, груша, знаки, знали, брала, Клава, крыса, крыша, круги, краны, пруды, труды, рвали, тросы, трусы, травы, трубы, тропы, стоны, слива, спица, стужа, стали, споры, Слава, скала, спина, шкафы, школа, штука, шкура, шпага, шпалы.
6 группа (односложные слова со стечением согласных звуков) : СХЕМЫ
болт, брат, брал, бант, блок, волк, врун, воск, гром, грач, двор, драп, ждал, звал, знал, крот, корм, квас, куст, клок, лифт, лист, мост, мрак, план, край, клык, парк, порт, прут, писк, пуск, рост, рвал, сорт, стол, стул, стон, смотр, сноп, спор, спорт, стук, стоп, торт, трос, тост, трон, холм, флот, шкаф, шарф, шрам, шланг, штык, штамп.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
СОЧЕТАНИЯ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ
ВЫКЛАДЫВАНИЯ ИХ ИЗ БУКВ
РАЗРЕЗНОЙ (МАГНИТНОЙ) АЗБУКИ
Примечание: данный текстовой материал даётся в до- полнение к словам из Приложения №1 после овладения его выкладыванием. Буквенное изображение всех словосочетаний не расходится с произношением, что, несмотря на постепенное нарастание сложности, соответствует реальным возможностям детей данной категории. Кроме того, выкладывание лексических элементов, содержащих большое количество стечений согласных звуков, а также чередований их оппозиционных вариантов, способствует предупреждению нарушений письма у дошкольников.
Наш домик. Наша квартира. Сушу шорты. Катина шуба.
Ромина куртка. Палка сломана. Струны гитары. Строим мост.
Стол сломан. Старушка устала. Картина упала. Мартышка прыгала. Улитка ползала. Пастушок спит. Раскаты грома.
Народы мира.
Мама мыла пол. Папа пилил дрова. Ната гладит рубашку.
Саша варит картошку. Шура солит салат. Бабушка купила торт.
Рома дал булку брату. Жора пилил доски. Кошка лакала суп.
Мама сажала кусты. У жука сломана лапка. У пса плошка пуста.
Мара нашла кошку. Кран сломан. У пруда ходит утка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТОВ
Примечание: данный текстовой материал даётся в допол- нение к Приложениям №1 и №2, когда его написание усвоено ребёнком. Слова, предложения и рассказы пишутся в отдель- ной тетради печатными буквами под диктовку взрослого (слова произносятся целиком, а не побуквенно). Если в предло- жении имеется предлог, его значение и раздельное написание оговариваются заранее.
Избушка. Карнавал. Игрушка. Кукушка. Скакалка.
Кармашки. Карандаш. Катушка. Рубашка. Клара. Стишок.
Рубанки. Рыбалка. Сушка. Квартира. Стаканы. Улитка.
Работник. Бабушка. Пастушок.
Наша кошка умна. Маша упала. Кошка и крыса. Жарим сырники. Бабушкины пышки. Карман с платком. Мама шла на базар. Рыба сом с усами. Банка с грибами. Два стакана. Сосны у гаража. Два барана у забора. Два глаза у рыбы. Салат из капусты. Рукава у рубашки порваны. Лара ставит лампу на стол.
Пастух пас быка. Старик ходит в магазин. Лара ставит лампу на стол. Маша крутит прыгалку. Кошкина плошка у дивана. У забора два куста. Калитка раскрыта. У рыбы два плавника. Вова шагал на рыбалку.
Сумка с булками. Кошка Мурка ловит крысу. В окнах видны лампы. Саша заснул у палатки. Рома шагал в школу.
Наташа жарит картошку. Кролики грызут капусту. Наташа кормит кролика. Шкаф с шубами закрыт. Лара нашла ландыш.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
СТИХИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ БУКВ
Примечание: в стихах внешний вид буквы соотносится с предметом, имеющим сходную форму. Кроме того, для запо- минания в текст вводятся слова с аналогичным звуком, что дополнительно способствует закреплению зрительного образа букв, которые расположены в порядке их изучения на занятиях (авторские тексты совмещены со стихами С. Маршака, С. Михалкова, А. Шибаева и др.) У. Чьи-то два Ушка видны У дорожки. Может быть, это Улиткины рожки?
А. Вот буквА вроде шАлАшА, не правда ль, буква хорошА.
И. Я калИтку мастерИл, верх из трёх дощечек сбИл, сколько здесь дощечек? ТрИ! А какая буква? И!
Ж, К. Буква Ж и буква К — целый ЖуК и полЖуКа.
Т. ВоТ Так Топорик у сТула сТоиТ, мастер теперь ТабуреТ смастериТ.
П. Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали, на хоккее и в футболе буква П — ворота в Поле.
О. О — как Обруч, захочу — по дороге покачу.
Ы. УвЫ, бедняжка буква Ы. И ходит с палочкой, увЫ.
С. Сыра вкуСного куСок или тонкий пояСок. 3. Спину выгнула Змея: «Вроде Завитушки Я!».
Ш. Три Шипа, а снизу палка, чьи-то Шины очень жалко!
Н. Вот Носилки Носят дети, Нам НужНы Носилки эти!
М. Москвичам известно всем - где Метро, таМ буква М.
В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте.
Источник: Ткаченко Т. А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте» М.