Лысенко Екатерина Юрьевна
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (старшая группа)
1. «Дачный поселок»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Воспитатель, показывая на карточку, говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом, сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку». После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около.
Вопросы:
Публикация «Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (старшая группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- Темочки
– Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома?
– Где стоит лавка?
– Возьмите свои карточки и положите их на большой стол. У нас получился дачный поселок.
– Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом?
– Какие деревья растут на участке?
– Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.)
– У кого из вас самое высокое дерево?
– Что выше: елка или дерево?
– Какой участок вам понравился больше всего? Почему?
– Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.
2.«Елка»
Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Материал. Цветные счетные палочки : 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.
Описание: Воспитатель предлагает детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки нарисованной елки.
Вопросы и задания
– Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.
– Какого цвета самые длинные ветки?
– Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.
– Сколько самых коротких веток?
– По сколько веток одинакового цвета?
– Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Ка кие они по длине? (Одинаковые, равные.)
Работа парами
– Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?
– Какая елка выше?
3. Игра «Новоселье»
Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
Материал. Цветные счетные палочки : белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.
Описание: Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится». Далее педагог перечисляет мебель, которая должна будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания педагог задает детям вопросы:
– Сколько всего мебели в комнате?
– Что самое высокое в ней?
– Из скольких палочек сделан шкаф? Какого он цвета? А кровать?
– Какое число обозначает каждый цвет? Что выше – шкаф или стол?
– Где стоит шкаф? Кровать? Кресло? Стул?
Работа парами
– Сравните интерьеры своих комнат, сопоставляя изображения предметов и их местоположение.
4. Игра «Дорога к дому»
Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу.
«Это домики, в которых живут Ира и Оля, – говорит воспитатель. – Ира жила в верхнем домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу».
Вопросы
– По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему.
– Как можно доказать, какая дорожка длиннее?
– Где находится дом Иры? А где дом Оли?
Работа парами
– Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее?
Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу а также с помощью измерения, взяв за основу мерку.
5.«Кукла Маша»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
Материал. Карточка; счетные палочки : 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.
Описание: Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек, диктуя последовательность:
– Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по длине? (Равные, одинаковые.)
– Из двух белых палочек сделайте бантики.
– Белый кубик – шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.)
– Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.
– А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по длине? (Равные, одинаковые.)
– Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая длинная.)
– Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки.
– Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.)
– Получилась красивая кукла Маша. Какого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая короткая?
– Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.)
– А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.)
– Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета?
– Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?
– Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту?
6.«Зайка»
Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки : 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и 2 розовые.
Описание: Прочитать стихотворение А. Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить зайку из палочек, диктуя последовательность:
– Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число обозначает этот цвет?
– Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы?
– А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет?
– Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся?
– Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?
– Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца.
– Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки.
– Давайте сделаем еще одну скамейку. Сиденье у нее должно быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек розового цвета.
– Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)
– Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.)
Воспитатель просит коголибо из ребят прочитать стихотворение про зайку и ответить на вопрос:
– Почему зайка промок под дождем, сидя на этой скамейке? (Потому что она была высокая.)
– С какой скамейки зайке было бы легче спрыгнуть? (Со второй, которая ниже.)
Что можно сказать об этих скамейках? Какие они?
7. «Кастрюльки»
Цель. Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
Материал. Кастрюля. Цветные счетные палочки в пределах 5; карточка.
Описание: Перед детьми настоящая кастрюля. Воспитатель предлагает им на карточке выложить кастрюлю из любых палочек. По окончании работы дети сравнивают свои кастрюльки с натурой, рассказывают, чем они отличаются, чем похожи.
Вопросы
– Из каких палочек и какого цвета кастрюля?
– Что обозначает каждый цвет?
– Из каких палочек сделаны ручки?
– Сколько их?
Педагог предлагает детям собрать все работы на одном столе – получится магазин кастрюль.
Вопросы
– Какие кастрюли по величине? (Широкая – узкая, высокая – низкая, большая – маленькая.)
– В какой кастрюле можно приготовить суп, кашу, компот?
– Из какой кастрюли можно накормить много людей?
– Из чего делают кастрюли?
8.«Дети нашего двора»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
Материал. Цветные счетные палочки в пределах 5 : по 1 штуке, одна из палочек (любого цвета) в количестве 2 штук.
Описание: Педагог предлагает детям поставить палочки от 1 до 5 по порядку по одной штуке. «Это дети», – говорит воспитатель.
Вопросы
– Какого они роста?
– Кто из них самый высокий? Низкий?
– Сколько лет самому младшему? Самому старшему?
– Сколько лет ребенку в розовой одежде? В голубой?
– Сколько лет ребенку, который стоит между трехлетним и пятилетним детьми?
– В какой одежде дети, стоящие перед четырехлетним ребенком?
– Сколько лет ребенку, который стоит в сторонке?
– Поставьте его рядом с ребенком, которому столько же лет. По сколько им лет?
9.«Скворечник»
Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки : 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.
Описание: Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.
Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только есть одно окошко,
Не пролезет даже кошка.
Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить.
Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее.
Вопросы
– Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?
– Какое число самое большое из них?
– Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка… (Короче.)
Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:
– В какое время года вывешивают скворечники?
– Какие птички в них живут?
– Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домика?
– А чем похожи скворечник и домик?
10.«Число 5»
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей: цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
Описание: На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание:
– Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры.
– Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
– Какой цвет обозначает число три? (Голубой.)
– Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
– Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
– Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.)
– Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.)
– Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.)
– Какой столбик выше – четвертый или пятый? (Пятый.)
– На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех?
– Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените.
– Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике?
Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает: «Где ее надо поставить?» (После цифры четыре.)
– Назовите все цифры по порядку.
Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти.