Полина Демкина
Картотека дидактических игр с палочками Кюизинера для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сушим полотенца
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами;
классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами
(длиннее — короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки : 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных.
Описание.
На подносе лежат палочки двух цветов.
Задания
-Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше?
Публикация «Картотека дидактических игр с палочками Кюизинера для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
(Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета).
— Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько-сколько, поровну.)
— Положите коричневую палочку перед собой. Это — веревочка. Палочки желтого и
красного цвета- «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке.
Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать
полотенце? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до
«полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое.
Вопросы
— Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
— Сколько красных «полотенец»? (Много.)
— Какого цвета полотенец больше (меньше? (Поровну, одинаково, столько -
сколько длинных, сколько коротких; сколько желтых—столько красных.)
Бусы
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов
по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения
(больше, меньше, столько - сколько).
Материал. Цветные счетные палочки : белые, розовые, голубые; карточка.
Описание
Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность
выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в
такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова
белую. Продолжите ряд до конца».
Вопросы и задания
— Какого цвета «бусинки» в этой цепочке?
— Какое число обозначает каждый цвет?
— Какое число обозначает самая длинная «бусинка»?
— Цепочка разорвалась и «бусы» рассыпались. Перемешайте все бусинки. Как узнать,
каких бусинок больше? Меньше?
— Что для этого надо сделать?
Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше.
После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же
последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки.
Числа 1 и 2
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат
сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал. Для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска
20 х 10см, цифры 1 и 2.
Для детей : цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка.
Описание
Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых
кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик — цифра один!»
Воспитатель акцентирует внимание детей : «Белый кубик —это самая короткая "палочка"
в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.)
Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны
совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)
Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.
«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте
посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки
длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка
обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.)
Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому, что в ней две белые
палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку.
Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько
палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой
поставьте два белых кубика.
Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.
«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.)
Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую
цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь
пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
Число 5
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть
числительные по прядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый
счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал.
Для воспитателя: цифры в пределах 5.
Для детей : цифры до 5, цветные счетные палочки в пределах 5.
Описание
На доске цифры 1,2,3,4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать
их. Затем дает задание:
— Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками
цифры.
— Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
— Ккакой цвет обозначает число три? (Голубой.)
— Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
— Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что
можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
— Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.)
— Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.)
— Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.)
— Какой столбик выше —четверимый или пятый? (Пятый.)
— На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех?
— Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените.
— Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике?
Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает: «Где ее надо поставить?» (После
цифры четыре.)
— Назовите все цифры по порядку.
Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти.
Скворечник
Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине,
преобразовывать конструкцию предмета.
Материал. Карточка, цветные счетные палочки : 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная
и 1 белая.
Описание
Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у
домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной
длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?»
Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.
Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов,
читает загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только есть одно окошко,
Не пролезет даже кошка.
Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух
отгадку пока не произносить.
Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее. Вопросы
— Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?
— Какое число самое большое из них?
— Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная
палочка. (Короче.)
Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:
— В какое время года вывешивают скворечники?
— Какие птички в них живут?
— Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем
отличается скворечник от домика?
—А чем похожи скворечник и домик?
Новоселье
Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длинне; соотносить величину предмета с
ограниченным пространством.
Материал. Цветные счетные палочки : белые, голубые, розовые, желтые; картон формата
А4.
Описание
Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает
лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните
о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень
большими. Иначе она не поместится».
Далее педагог перечисляет мебель, которая должна будет стоять в комнате: шкаф,
кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания педагог задает детям вопросы:
— Сколько всего мебели в комнате?
— Что самое высокое в ней?
— Из скольких палочек сделан шкаф? Какого он цвета? А кровать?
— Какое число обозначает каждый цвет? Что выше — шкаф или стол?
— Где стоит шкаф? Кровать? Кресло? Стул? Работа парами
— Сравните интерьеры своих комнат, сопоставляя изображения предметов и их
местоположение.
Дорога к дому
Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в
пространстве на ограниченной площади.
Материал. Карточка, цветные счетные палочки.
Описание
Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу
карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу.
«Это домики, в которых живут Ира и Оля, — говорит воспитатель. — Ира жила в верхнем
домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по
которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой
дорогой. Сделайте эту дорогу».
Вопросы
— По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему.
— Как можно доказать, какая дорожка длиннее?
— Где находится дом Иры? А где дом Оли? Работа парами
— Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее? Способы сравнения длины
различны: с помощью наложения
или приложения палочек (дорог) друг к другу, а также с помощью измерения, взяв за
основу мерку.
Кукла Маша
Цель. Учить детей сравнивать предметы подлине, обозначать словами результат
сравнения (длиннее, короче, равные подлине); моделировать предмет по словесной
инструкции; ориентироваться в пространстве.
Материал. Карточка, счетные палочки : 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1
желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.
Описание
Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек, диктуя последовательность:
— Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по
длине? (Равные, одинаковые.)
— Из двух белых палочек сделайте бантики.
— Белый кубик — шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.)
— Из двух красных палочек сделайте кофточки, положите палочки одну под другой.
— А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по
длине? (Равные, одинаковые.)
— Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по
длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая
длинная.)
— Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте
из них ноги и туфельки.
— Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.)
— Получилась красивая кукла Маша. Кого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая
короткая?
— Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.)
—А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.)
— Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета?
— Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?
— Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту?
Зайка
Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами
результат сравнения.
Материал. Карточка, цветные счетные палочки : 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4
голубые, 1 коричневая и 2 розовые.
Описание
Прочитать стихотворение А. Барто
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до
ниточки промок.
Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить
зайку из палочек, диктуя последовательность:
— Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число
обозначает этот цвет?
— Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы?
—А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет?
— Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся?
— Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?
— Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца.
— Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки. —Давайте сделаем еще одну
скамейку. Сиденье у нее должно
быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек
розового цвета.
— Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)
— Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.) Воспитатель просит кого-
либо из ребят прочитать стихотворение про зайку и ответить на вопрос:
— Почему зайка промок под дождем, сидя на этой скамейке? Потому что она была
высокая.
— С какой скамейки зайке было бы легче спрыгнуть? (Со второй, которая ниже.)
Что можно сказать об этих скамейках? Какие они?
Знакомство с палочками Кюизенера
Цель: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям
сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни
развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Материал: набор палочек Кюизенера, кукла.
Описание
Воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя
пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор палочек). Воспитатель
предлагает детям рассмотреть подарок.
Воспитателю необходимо дать детям возможность рассмотреть цветные палочки,
предоставить свободу, необходимую для того, чтобы сориентироваться в материале.
Наблюдение за тем, как дети играют с палочками, что именно они делают (конструируют,
выкладывают узоры).
Совместно с детьми воспитатель рассматривает палочки, и беседует с ними:
—Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные).
—Сколько палочек? (много).
—Одинакового цвета или разного?
—Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы).
Воспитатель предлагает детям собрать палочки в коробку (когда поймет, что дети наигрались) и поместить ее на полке с играми. Сообщает, что дети в свободное время могут взять палочки и поиграть с ними. Дети с воспитателем благодарят куклу Катю за подарок.
Разноцветные палочки
Цель: Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов,
развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету.
Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.
Материал: наборы палочек (полосок) Кюизенера, кукла, коробки разных цветов.
Описание
Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что кукла Катя хочет с ними поиграть
с палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом. Воспитатель
обращает внимание детей на цвет палочек :
- Какие палочки по цвету?
- Покажите красную палочку (синюю, зеленую, желтую).
- Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите
цвет палочек.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов.
Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить
палочки в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного
цвета, синюю в синюю коробку и т. д.). Дети вместе с куклой и воспитателем смотрят
правильность выполнения задания, совместно исправляют ошибки.
Строим дорожки
Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать,
классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи
слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.). Развивать внимание, память,
мышление.
Материал: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета (можно вырезать
из картона, силуэты гномиков разного цвета.
Описание
Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный, розовый, голубой и т. д.). Рассказывает детям, что получила письмо от жильцов этих домиков — Гномов. В дождливую погоду им трудно пройти к своему жилью. Гномы просят детей помочь, построить дорожки к домам, но так, чтобы они были одинакового цвета с домиками.
Каждый ребенок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. Дети (при необходимости с помощью взрослого) выясняют и уточняют, дорожка какого цвета получилась, что можно I казать о цвете дорожек и домиков, какая дорожка самая длинная, самая короткая.
Появляются гномы, благодарят детей, предлагают детям потанцевать.
Подбери цифру
Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра — цвет. Упражнять
в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, обручи,
карточки с цифрами.
Описание
Воспитатель раскладывает на полу пять обручей. В каждом обруче располагает карточки
с цифрами от 1 до 5 (на начальном этапе обучения берется меньшее количество цифр).
Дети из наборов палочек выбирают по одной палочке и раскладывают их по обручам соответственно цифре. После того, как разложили все палочки из наборов, дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое обручей и исправляют ошибки, если они есть.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в отдельном обруче подбираются палочки одного цвета (в обруче с цифрой 1 — только белые палочки, с цифрой 3 – только голубые и т. п.). Таким образом воспитатель подводит детей к понятию того, что палочки одного цвета обозначают одно и то же число. Каждая палочка обозначает число. Можно провести игру в соревновательной форме. Детей разделить на подгруппы. Каждая подгруппа имеет свой обруч с цифрой. Кто быстрей соберет палочки.
Разноцветные коврики
Цель: Упражнять детей в составлении числа из двух меньших чисел с помощью палочек Кюизенера. Подготовить детей к усвоению понятия «состав числа». Развивать логическое мышление, внимание.
Материал: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, игрушка.
Описание
Воспитатель предлагает детям для мишки (куклы) сделать разноцветные коврики. Воспитатель берет длинную палочку. Детям предлагает найти две другие, короче, чтобы составленные вместе они были равны по длине палочке, которую взял воспитатель. Например, синяя палочка — к ней прикладываются желтая и белая, красная и розовая, голубая и голубая.
Дети составляют цветной коврик из нескольких палочек. Например, синяя палочка — к ней прикладываются три розовых; шесть. белых; голубая, розовая, белая. Мишке (кукле) очень понравились коврики. Можно пред-ложить детям нарисовать такие же коврики на бумаге.
Конструирование геометрических фигур
Цель: Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Материал: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант, карточки-схемы с геометрическими фигурами, образцы геометрических фигур.
Описание
Воспитатель предлагает детям поиграть. Сообщает, что в группе спрятались разные фигуры, но прежде, чем их отыскать, детям нужно отгадать и узнать, что это за фигуры. Воспитатель хвалит детей, и предлагает выложить фигуры с помощью палочек Кюизенера. На раннем этапе можно предложить детям карточки-схемы в натуральную величину палочек, и методом наложения изобразить геометрические фигуры. Когда детьми хорошо усвоен материал о геометрических фигурах, они выкладывают фигуры по памяти из разных палочек (кому какие нравятся). При этом воспитатель обращает внимание детей на то, что квадрат сложен из одинаковых палочек (все стороны равны — палочки одного цвета); прямоугольник сложен из двух видов палочек, две противоположные стороны одного цвета, две другие противоположные стороны другого цвета. Постепенно воспитатель знакомит детей со свойствами геометрических фигур. Целесообразно во время игры найти и посчитать у фигур стороны, углы. В конце игры дети рассматривают друг у друга получившиеся разноцветные фигуры.