Ольга Прутовых
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники.
1.«Опиши предмет»
Цель: формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.
Игровые правила: правильно подбирать мнемоквадраты к описанию игрушки. Безошибочно показывать картинки. При правильном выборе дети хлопают в ладоши, если ошибка- грозят пальчиком.
Публикация «Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Игровые действия: подобрать игрушку и мнемоквадраты, соответствующие и несоответствующие её описанию.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Поочередно по приглашению воспитателя дети находят необходимую мнемокартинку и называют (описывают, что на ней изображено. Далее кто-то один из детей может сам или с помощью воспитателя описать игрушку с помощью мнемокартинок. В знак одобрения дети хлопают в ладоши.
2. «Угадай, что нарисовано»
Цель: развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.
Игровое правило: угадывает тот, кого назовет воспитатель.
Игровые действия: называть признаки предмета по мнемоквадратам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает признаки предмета на мнемокартинках. Обращает внимание на форму, цвет, для чего нужен предмет на мнемоквадратах
3.«Что изменилось?»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость).
Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов.
Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
4. «Волшебные зонтики»
Цель: формирование умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развитие внимания, восприятия цвета, зрительной памяти.
Игровое правило: тот, кто соберет, больше всех пар мнемокартинок, станет победителем.
Игровое действие: найти пару мнемокартинке по схожим признакам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель предлагает детям найти подходящую пару мнемокартинке (зонтику) по схожим узорам.
Правила игры содержат 3 варианта: «Волшебные зонтики», «Поединок», «Ловкач».
5. «Найди лишнюю картинку»
Цель: учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по выбору воспитателя)
Игровое правило: стараться не ошибаться в выборе мнемокартинок.
Игровые действия: поиск лишних мнемокартинок.
Ход игры:игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает детям мнемодорожку, состоящую из 3-4 мнемокартинок, в содержании которой имеется лишняя, неподходящая под описание предмета. Ребенок пытается ее найти и ответить почему он её выбрал. Далее рассказывает о предмете по мнемодорожке.
6. «Назови, что покажу».
Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок ; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.
Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.
Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
- Что это?
Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т. п.
7. «Живой мир».
Цель: закрепить знания о диких и домашних животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных.
Игровые правила: кто быстрее всех сможет правильно разложить мнемокарточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.
Игровое действие: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.
-Ребята, попробуем их описать.
Предлагает описать животное по мнемотаблице.
8. «Лото»
Цель: формирование умения объединять предметы по их месту произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах с помощью мнемокарточек и мнемодорожек; развивать речь детей.
Игровое правило: Закрывать клетки мнемодорожки теми мнекартинками, которые соответсвуют содержанию.
Игровые действия: находить мнемокартинки и закрывать мнемодорожку.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемодорожки, на которых изображены огород, сад, цветник и мнемокартинки с изображением овощей, фруктов, цветов. Воспитатель задает вопросы, о том, что у них в руках. Затем предлагает закрыть все соответствующие клеточки мнемодорожек.
9. "Чего не стало?" (тема по выбору воспитателя)
Цель: формирование умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет воспитатель (сказочный персонаж).
Игровое действие: отгадывание того, чего не стало.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 мнемокартинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из мнемокартинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?"
10. «Какая сказка спряталась?»
Цель: формирование умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Игровое правило: не перебивать рассказывающего по мнемотаблице.
Игровое действие: рассказ с опорой на мнемотаблицу
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку
11.«Магазин»
Цель: формировать умение классифицировать и обобщать предметы, распределяя их по группам; развивать логическое мышление, связную речь детей.
Игровое правило: не ошибаться в выборе.
Игровое действие: поиск мнемокартинок, складывание мнемодорожек.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемокартинки на разные темы, проводит беседу, с целью описания каждой мнемокартинки и что их объединяет и различает по характерным признакам. Далее дети сами составляют мнемодорожки из мнемокартинок по общим признакам. Например, магазин «Музыкальные инструменты» (гитара, барабан, бубен, пианино) и так далее.
12.«Веселые картинки».
Цель: формирование умения заполнять мнемотаблицы подходящими мнемоквадратами, развитие зрительной памяти.
Игровое правило: кто скорее и правильно выполнит, тот и выигрывает.
Игровое действие: заполнить все поля своих мнемотаблиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Например:
"Сложи всю одежду в шкаф".
"Поставь обувь на полочку".
"Повесь головные уборы на вешалку".
"Расставь посуду на столе".
"Помести мебель в комнату".
"Расположи машины на дороге".
"Положи фрукты в корзину".
"Посади овощи на грядку".
"Посади птиц на деревья".
13.«Мемо-игра» ( тема на выбор воспитателя: «Техника», «Автомобили», «Подводный мир», «Домашние животные», «Дикие животные» и т. д.)
Цель: формирование умения находить одинаковые мнемокартинки
Игровое правило: собрать большее количество карточек.
Игровое действие: найти одинаковые пары мнемокартинок.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки. Дети их рассматривают, задают вопросы. Мнемокарточки переворачиваются лицевой стороной вниз и перемешиваются. Дети по очереди открывают по две карточки. Если мнемокартинки совпали, ребенок забирает их себе. Если пары разные, то карточки возвращаются обратно, а игру продолжает следующий игрок
14.«Положи в корзинку»
Цель: формирование умения сравнивать предметы (мнемокартинки); развитие зрительной памяти, речи.
Игровые правила: показывать и называть только одинаковую мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных картинок.
Ход игры: у воспитателя набор мнемокартинок. На них изображены предметы. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки. Затем раздает всем по картинке. Ребенку необходимо найти такую же на столе.
15. «Кто что любит есть?»
Цель: формирование умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.
Игровые правила: показывать и находить только правильную мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных мнемокартинок.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокатинку с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?».
Например:
-Кошка любит пить. (молоко).
-Коза любит есть. (траву).
16. «Какая сказка спряталась?» (сказка по выбору воспитателя)
Цель: формирование умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Игровое правило: не перебивать рассказывающего по мнемотаблице.
Игровое действие: рассказ с опорой на мнемотаблицу
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку
17.«Опиши животное» (по выбору воспитателя)
Цель: закрепить знания о животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.
Игровые правила: правильно составить связной рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Игровое действие: каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.
-Ребята, попробуем их описать.
Предлагает описать животное по мнемотаблице.
18.«Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость,выдержку.
Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.
Игровые действия: отгадывание картинок.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки «Времена года» и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.
19.«Назови, что покажу».
Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.
Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.
Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
- Что это?
Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом (по выбору воспитателя)
20.«Чьи детки»
Цель: закреплять знания о домашних животных и их детенышах; формировать умение соотносить изображение детенышей на мнемокартинке с изображение большого животного на мнемотаблице.
Игровое правило: правильно назвать детеныша.
Игровое действие: найти детеныша, поставить рядом со взрослым животным.
Ход игры: воспитатель подготавливает мнемокартинки с изображением детенышей и мнемотаблицы со взрослыми животными. Дети должны к мнемотаблицам со взрослыми животными подобрать мнемокартинки с их детенышами. Дети произносят характерные звуки для каждого детеныша
21. «У кого что?»
Цель: учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.
Игровое правило: правильно подбирать мнемокартинки.
Игровые действия: найти мнемокартинку.
Ход игры:
Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.
Например:
У кого рога и вымя?. (У коровы)
У кого длинные усы и острые когти?. (У кошки)
У кого копыта и грива?. (У лошади)
22. «Кто где находится?»
Цель: учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение.
Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.
Ход игры:
Педагог предлагает посмотреть на мнемокартинки и сказать, куда спряталась каждая из домашних птиц.
Например:
-Утка спряталась под куст.
-Петух сидит на заборе.
-Гусь стоит около дома.
23.«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение описывать характерные признаки предмета по мнемотаблице или по мнемодорожке.
Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь.
Игровые действия: ощупывание предмета, рассказывание о нем.
Ход игры: воспитатель подбирает знакомые детям предметы и кладет их в мешочек. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь должен отгадать предмет. Затем рассказывает о предмете по мнемотаблице. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут названы
24.«Что лишнее»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость).
Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов, что лишнее.
Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель добавляет одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось, что лишнее. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
25."Когда это бывает?"
Цель: формировать знания о частях суток: день, ночь, их характерных признаках; развитие связной речи, умения составлять небольшой рассказ по мнемотаблице.
Игровое правило: рассказывает тот, кого назовет Буратино.
Игровое действие: описание частей суток.
Ход игры: Показ мнемокартинок с изображением частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Задает вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью? Воспитатель просит подобрать для каждой мнемотаблицы «День», «Ночь» подходящие к описанию мнемокартинки и рассказать уже по готовой мнемотаблице небольшой описательный рассказ.
26. «Кто что ест?»
Цель: учить детей соотносить мнемокартинки с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.
Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокартинки с изображением дикого животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что ест?».
Например:
-Заяц ест траву.
-Медведь ест мед.
Дети находят соответствующие мнемокартинки с изображением продуктов питания.
27.«Времена года»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость,выдержку.
Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.
Игровые действия: отгадывание картинок.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки «Времена года» и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.
28. «Опиши предмет»
Цель: формировать умение подбирать к описанию предмета мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.
Игровые правила: правильно подбирать мнемоквадраты к описанию предмета. Безошибочно показывать картинки.
Игровые действия: подобрать предмет и мнемоквадраты, соответсвующие и несоответствующие его описанию.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Поочередно по приглашению воспитателя дети находят необходимую мнемокартинку и называют (описывают, что на ней изображено. Далее кто-то один из детей может сам или с помощью воспитателя описать предмет с помощью мнемотаблицы. В знак одобрения дети хлопают в ладоши.
29. «Веселые картинки»
Цель: формирование умения заполнять мнемотаблицы подходящими мнемоквадратами, развитие зрительной памяти.
Игровое правило: кто скорее и правильно выполнит, тот и выигрывает.
Игровое действие: заполнить все поля своих мнемотаблиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
"Сложи всю одежду в шкаф".
"Поставь обувь на полочку".
"Повесь головные уборы на вешалку".
"Расставь посуду на столе".
"Помести мебель в комнату".
"Расположи машины на дороге".
"Положи фрукты в корзину".
"Посади овощи на грядку".
"Посади птиц на деревья".
30. «Какая сказка спряталась?»
Цель: формирование умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Игровое правило: не перебивать рассказывающего по мнемотаблице.
Игровое действие: рассказ с опорой на мнемотаблицу
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку
Используемая литература :
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. : Просвещение, 1991.-160с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М. :Мозаика-Синтез, 2014г. -96с.
3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи. -М. :ТЦ Сфера, 2007г. -128с.
4. Опорные схемы в картинках. - Набор из 22 карточек- схем в картинках. - М. : Школьная книга, 2018г. -24с.
5. Большева Т. «Учимся по сказке».-СПб. : «Детство-Пресс», 2001.
6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».-СПб. : «Детство-Пресс», 2009.-64с.