Млада Сидорова
Картотека музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкально-дидактических игр
1. «Волшебные часы»
Цель: Повторение и закрепление изученного материала.
Методика применения:
Под музыку ведущий (воспитатель или ребенок) вращает стрелки часов. Затем музыка останавливается, и дети по указанию стрелки определяют, что они будут делать (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах или читать стихи). Исполняется репертуар по выбору детей.
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
2. «Лесенка»
Цель: развивать умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии)
Репертуар: «Лесенка» Е. Тиличеевой
Методика применения:
Педагог исполняет на металлофоне знакомую попевку, затем предлагает поочередно музыкальные загадки:
1. Исполняет без слов 1-ю фразу (мелодия вверх, но не доигрывает последний звук «соль»
2. Исполняет 2-ю фразу (мелодия вниз, но не доигрывает нижний звук «до»
Дети должны определить пропущенные звуки, на соответствующую ступеньку положить фишку того цвета, которым раскрашена ступенька.
Задание можно усложнить: педагог исполняет звуки мажорного трезвучия (вверх или вниз, пропуская любой звук. Дети отмечают фишкой этот звук.
3. «Три медведя»
Цель: развивать регистровый слух детей
Методика применения:
Вспомнить русскую народную сказку «Три медведя»: кто каким голосом разговаривал. Затем дети по звучанию регистра музыки определяют, кто из медведей подходит к домику. Ведущий (а затем ребёнок) вставляет в окошко домика правильную картинку.
4. «Солнышко и дождик»
Цель: развивать у детей представление о различном характере музыки
Методика применения:
Детям раздаются карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальные произведения. Дети поочередно определяют каждое из них, закрывая пустые квадраты на основной карточке квадратами с условным изображением.
Музыкальный репертуар:
«Рондо-марш» Д. Кабалевского
«Ходит месяц по лугам» С. Прокофьева
«Зима» М. Крустицкого
5. «Узнай песню по картинке и спой»
Цель: развивать у детей музыкальную память, соотносить художественный и музыкальный образ.
Методика применения:
Детям предлагается рассмотреть большую карточку «Музыкальный телефон» или «Музыкальный домик», на которых расположены цветные картинки, отражающие содержание знакомых песен. В центре вращающаяся стрелка. По желанию ведущий-ребёнок вращает стрелку к той иллюстрации, которую выберет сам. Дети должны узнать название песни и исполнить её.
6. «Море»
Цель: развивать у детей способность различать изменение динамики музыки
Методика применения:
Дети слушают в записи произведение Римского-Корсакова «Океан-море синее».
После исполнения делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание детей на разное состояние моря: то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог показывает иллюстрации к этим состояниям. Музыка прослушивается ещё раз, дети обращают внимания на изменения в характере музыки. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, раскладывая карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
7. «Угадай, кто танцует»
Цель: учиться различать танцевальные жанры польки и вальса
Методика применения:
Детям рассказывают, что у мальчиков и девочек разный характер, и они любят танцевать разные танцы: девочки больше любят плавный вальс, а мальчики – весёлую озорную польку.
Ведущий раздаёт детям карточки, объясняя, что бантик означает девочек, а кепочка – мальчиков. Исполняются фрагменты полек или вальсов. Если звучит вальс, дети поднимают карточку с бантиком («танцуют девочки», если звучит полька – карточку с кепочкой («танцуют мальчики»).
8. «Чей замок?
Цель: Развитие воображения и образного мышления детей.
Методика применения:
Дети рассматривают изображения двух замков и размышляют, кто мог бы жить в таком замке и какой характер у хозяина этого замка. Затем звучат два музыкальных фрагмента: П. Чайковский «Фея Драже» (СД№1) и М. Мусоргский «Катакомбы» (СД№25, и дети определяют, какой замок определяет каждый из фрагментов.
9. «Сколько нас поёт?
Цель: развитие гармонического слуха
Методика применения:
Ведущий играет на инструменте 1, 2 или 3 звука. Дети определяют количество звуков и поднимают карточки с изображением нужного количества поющих в соответствии с количеством звуков.
10. «Что делают дети?»
Цель: различать характер и жанр музыки
Методика применения:
Ведущий играет на фортепиано музыкальные фрагменты различного характера. Дети показывают через движения характер музыки или называют её жанр. Воспитатель показывает соответствующую музыке картинку
11. «Весело-грустно»
Цель: учиться различать характер и лад музыкального произведения.
Методика применения: детям раздаются карточки красного и синего цвета. Музыкальный руководитель играет музыкальные фрагменты, дети поднимают красную карточку, если музыка весёлая (мажорная) или синюю, если музыка грустная (минорная). Воспитатель показывает картинку с зайчиком, соответствующую характеру музыки.
12. «Что делают зайцы»
Цель: развитие чувства ритма, различения характера музыки
Методика применения:
Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке. «Здесь живут маленькие зайчики. А что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку.» Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют, что делают зайки (веселятся или спят) и вставляют соответствующую картинку в прорези на игровом поле.
13. «Узнай настроение»
Цель: Развивать умение различать характер и лад музыки.
Методика применения:
Ведущий исполняет музыкальные фрагменты различного характера. Дети определяют, какое настроение передает музыка (веселое, грустное, и поднимают соответствующую карточку. Ведущий показывает для проверки картинку.
(Предварительно рассмотреть с детьми картинки с масками, определить настроение каждой из них)
14. «Уложим кукол спать»
Цель: Учить детей различать звуки терции: ми-соль.
Методика применения:
Спеть песню Тиличеевой «Спите куклы». Затем проиграть отдельно два звука, на которых построена песня, и показать карточки, соответствующие этим звукам. Ведущий играет то один, то другой звук, а дети показывают соответствующие карточки.
15. «Колокольчики»
Цель: Развивать звуковысотный слух у детей.
Методика применения:
Группе детей раздаются карточки с колокольчиками з-х цветов.
Красный (дон, обозначает низкий звук,
Желтый (дан) - средний,
Зеленый (динь) – высокий.
Ведущий играет на металлофоне звуки разной высоты, дети поднимают соответствующие карточки.
16. «Кого встретил колобок?»
Цель: Развивать у детей представления о регистрах (высокий, средний, низкий).
Методика применения:
Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют персонажей. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определенном регистре: «Заяц»-в высоком регистре, «Волк» - в среднем, «Медведь» - в низком. После прослушивания каждой пьесы дети отгадывают, кто изображен в музыке и передвигают линейку. Рядом с колобком в окошке показывается соответствующий персонаж.
17. «Где мои детки?»
Цель: развивать у детей звуковысотный слух.
Методика применения:
У детей в руках карточки с изображением птиц (по одной).
Ведущий рассказывает, что в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, и т. д. Мамы потеряли своих детей и стали их звать. Ведущий показывает большую картинку с изображением (например: утки, и поет: «Где мои детки? Кря! Кря!»
Дети, у которых оказались карточки с изображением утят, поднимают их и поют: «Кря-кря! Мы здесь!» Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.
18. «Узнай звуки по длительности»
Цель: Развивать у детей чувство ритма.
Методика применения:
Детям раздаются карточки с ритмическими схемами. Дети отхлопывают ритмический рисунок.
19. «Три чуда»
Цель: Развитие образного мышления и воображения
Методика применения:
Предварительно прослушивается произведение Римского-Корсакова «Три чуда» и обсуждается особенность каждого музыкального образа, его выразительных средств.
Затем дети слушают произведение ещё раз и поднимают соответствующую карточку на каждый музыкальный образ.
20. «Наши любимые пластинки»
Цель: Повторение и закрепление пройденного материала и развитие образного мышления
Методика применения:
Детям говорят, что сломался проигрыватель. Пластинку показывают и предлагают самим её озвучить (в соответствии с картинкой). Далее пластинку устанавливают на диск, а дети поют знакомую песню хором или индивидуально.
Игру можно использовать в сюжетно-ролевых играх в «семью», «День рождения кукол» и т. д.
21. «Сколько ступенек?»
Цель: Развитие слуха и слухового внимания
Методика применения:
Ведущий играет на фортепиано или металлофоне 3,4 или5 последовательных звуков. Дети определяют, сколько у лесенки ступенек и показывают соответствующую карточку.
22. «Превращения»
Цель: Развитие образного мышления и творчества, выразительности движений
Методика применения:
Ведущий по очереди вытаскивает различные образные картинки. По взмаху волшебной палочки дети превращаются в то, что изображено и выразительно двигаются под музыку.
23. «Мир эмоций»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей
Методика применения:
Дети с воспитателем подбирают к каждой картинке подходящее лицо, выражающее определённую эмоцию, и поясняют свой выбор. Затем через движения и мимику изображают каждую эмоцию под музыку.
24. «Поле чудес»
Цель: Игра-концерт на повторение пройденного материала
Методика применения: Детям показывают игровое поле с картинками, изображающими «пение», «танец» или «игру на музыкальных инструментах». Звучит музыка, а один из детей вращает стрелку. По окончании музыки стрелка замирает, указывая на одну из картинок (ближайшую по часовой стрелке). Дети по картинке определяют, что им следует делать и выполняют данное действие. Репертуар – по выбору детей.
25. «Бубенчики»
Е. Тиличеева см. «Музыкальный букварь» с. 76
Цель: Различать звуки мажорного трезвучия, развитие слуха.
Методика применения:
Ведущий раздаёт детям карточки разного цвета, напоминает звучание каждого из бубенчиков, вспоминает песню. Далее на металлофоне или фортепиано исполняется один из звуков. Дети определяют, какой из бубенчиков звучит и поднимают соответствующую картинку.
26. «Птички»
Цель: учить различать плясовую и колыбельную музыку
Методика применения:
Детям раздают карточки 2 видов: с весёлой птичкой и спящей. Звучит музыка различного характера, а дети поднимают карточку, соответствующую музыке.
27. «Три поросёнка»
Цель: развитие звуковысотного слуха
Методика применения:
Ведущий рассказывает, что в домике живут три поросёнка. У каждого из них свой голос – высокий, низкий или средний. Затем показывается изображение каждого из поросят, сопровождаемое соответствующим звучанием нот трезвучия на металлофоне или фортепиано. Дети поочередно пропевают звуки трезвучия («Ниф-ниф», «Нуф-Нуф», «Наф-Наф»). Затем ведущий играет 1 из звуков, а дети определяют, «чей голос доносится из домика». В окошечке появляется соответствующий поросёнок.
28. «Что снилось детям?»
Цель: развивать понимание образного содержания музыки, закреплять пройденный материал.
Методика применения:
Звучит колыбельная музыка. Ведущий показывает картинки со спящими девочкой и мальчиком и предлагает угадать, что снится каждому из них. Звучат уже знакомые детям фрагменты музыкальных произведений, а дети называют, что приснилось девочке или мальчику.
Другой вариант: звучат незнакомые произведения, а дети по характеру музыки определяют, что снилось девочке и мальчику.
29. «Длинные и короткие звуки»
Цель: развитие чувства ритма детей
Методика применения:
Детям показывают 2 матрёшек и просят сравнить их.
Ведущий вспоминает вместе с детьми, что и музыкальные звуки бывают разные по длительности - длинные и короткие. Чередование длинных и коротких звуков называется «ритм». Его можно прохлопать и проговорить: длинный звук «та-а», короткие «ти-ти». На ковролине выкладываются различные ритмы из длинных и коротких полос. Дети проговаривают и прохлопывают их.
30. «Весёлые интервалы»
Цель: развитие гармонического слуха детей
Методика применения:
Детям предлагают погулять по зоопарку. Показывают картинки живущих там животных. Различные истории-сказки о животных сопровождаются звучанием их интервалов (Каждому интервалу соответствует образ одного из животных). Затем дети по звучанию интервала узнают, какой персонаж появился. Воспитатель показывает картинку.
31. «Узнай и спой»
Цель: развитие интонационного слуха
Методика применения:
Воспитатель показывает картинки, дети вспоминают и поют знакомые попевки. Затем дети поочередно вытаскивают одну из маленьких картинок и исполняют соответствующую ей попевку.
32. «Я шагаю вверх»
Цель: развитие умения слышать и петь поступенные движения мелодии вверх и вниз на 3, 5 и 7 ступеней
Методика применения: Вначале дети поют с показом руки поступенного движения вверх и вниз звукорядов из 3, 5 и 7 ступеней, в соответствии с показанной карточкой:
«И-ду вверх, и-ду вниз!», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз!», «Я по ступенькам вверх иду, потом обратно побегу!»
Затем звучат различные звукоряды, один из детей выбирает подходящую карточку, дети показывают направление движения мелодии.
33. «Ритмическое рондо»
Цель: развитие чувства ритма и формы
Методика применения: Ведущий объясняет детям, что такое форма рондо. Дети разучивают ритм рефрена. После этого несколько человек составляют из карточек ритмы эпизодов, а вся группа их прохлопывает. В конце прохлопывается всё произведение целиком: А- Б- А- В- А- Г- А- Д- А
34. «Весёлые поезда»
Цель: закрепление изученного материала
Методика применения:
Дети рассматривают картинки, связанные с образным содержанием знакомых песен (верхний поезд) и музыки для слушания (нижний поезд). Дети узнают произведение и исполняют его (песни) или называют композитора, а произведение звучит в записи.
35. «Музыка дождика»
Цель: развитие чувства ритма
Методика применения:
С детьми поётся попевка «Дождик» с прохлопыванием ритма. Музыкальный руководитель выкладывает ритм на игровом поле с помощью капелек – больших и маленьких. Произведение поётся и прохлопывается ещё раз. Затем выкладывается новые ритмы, вначале музыкальным руководителем, затем самими детьми. Дети прохлопывают каждый ритм.
36. «Схемы танцев»
Цель: развитие ориентации в пространстве и понимания логики построения танца
Методика применения: Музыкальный руководитель рассматривает с детьми схемы танцев и объясняет их. Затем дети учатся быстро выстраиваться в соответствии со схемой.
37. «Звуки вокруг нас»
Цель: развивать слуховое внимание, воображение и творчество
Методика применения:
Воспитатель беседует с детьми о разных звуках, окружающих нас в природе: деревянных, стеклянных, металлических, шуршащих и т. д. и предлагает попробовать подобрать к ним музыкальные инструменты.
Далее дети рассматривают картинки и выбирают музыкальные инструменты. Под музыку иллюстрируют предложенные картинки.
38. «Эмоции»
Цель: развитие эмоциональной сферы
Методика применения:
Воспитатель с детьми рассматривает и обсуждает картинки, изображающие различные эмоции. Затем звучат музыкальные фрагменты, а дети подбирают к ним соответствующие картинки и объясняют свой выбор.
39. «Симфонический оркестр»
Цель: закрепление знаний инструментов симфонического оркестра
Методика применения: Дети слушают музыкальные фрагменты и выбирают картинку с тем инструментом, который звучит.
Другой вариант:
Дети выбирают из всех инструментов только инструменты предложенной группы:
Духовые (медные или деревянные)струнные или ударные.
40. «Музыкальная азбука»
Цель: знакомство с различными средствами музыкальной выразительности музыки
Методика применения:
С детьми рассматривают картинки и объясняют, какие средства музыкальной выразительности они обозначают. Дети исполняют песни или попевки по выбору, стараясь передавать то средство выразительности, которое показывает музыкальный руководитель.
41. «В гостях у сказки»
Цель: развитие образного мышления и воображения, координации движений
Методика применения:
Воспитатель предлагает детям путешествие по сказкам с помощью волшебных звуков. Под музыку вращается стрелка часов, по окончании музыки останавливается. Дети с помощью движений изображают сказочного героя, на которого указывает стрелка часов (ближайшего по часовой стрелке)
42. «Музыкальный магазин»
Цель: развитие тембрового слуха
Методика применения:
Детям показывают изображение музыкального магазина и рассказывают, что некоторые инструменты раскупили и надо принести их со склада. А какие инструменты нужны мы узнаем по их звучанию. Дети слушают музыку, определяют инструмент и находят соответствующую карточку.
43. «Помогите почтальону»
Цель: развитие тембрового слуха
Методика применения:
Почтальону нужно разнести бандероли с нотами для музыкантов, которые живут на улице До-ми-соль. Но аист-почтальон попал под дождь, и адреса на конвертах размокли. Видны лишь имена адресатов: кузнечик-скрипач, комар-трубач, гусеница-гитаристка, жук-в-бубен-стук, бабочка-колокольница.
Помогите почтальону узнать, где кто живёт! Послушайте, какие инструменты играют в каждом домике.
44. «Кот и птички»
Цель: Развитие слуха, умение различать направление движения мелодии.
Методика применения:
Детям рассказывают историю про кота. Который полез на дерево, чтобы поймать птичку, но ветка обломилась, и кот упал. Птички улетели. Рассказ сопровождается музыкой - вначале восходящей, затем нисходящей.
После рассказа дети слушают восходящий и нисходящий звукоряды и определяют в каком направлении движется кот (вверх или вниз).
45. «Угадай на чем играю»
Цель: Формировать умение чувствовать и различать тембр звучания музыкальных инструментов.
Методика применения:
Воспитатель за ширмой играет на каком-либо инструменте, а дети определяют, какой инструмент звучит. Затем ребенок, который определил звучание инструмента, играет на нем в кругу, а дети пляшут (или маршируют под барабан)
46. «Узнай и сложи попевку»
Цель: Развивать ритмический слух, умение соотносить звуки по длительностям.
Методика применения:
Воспитатель выставляет на фланелеграфе карточки с ритмическим рисунком песенок-попевок. Ребенок узнает, отхлопывает ритм и выкладывает ритмический рисунок на столе.
47. «Чей это марш»
Цель: Развивать интерес к музыке, формировать умение чувствовать выразительные особенности музыки (темп, ритм, динамику). Различать виды марша (спортивный, военный, сказочный, детский)
Методика применения:
Детям предлагается прослушать музыкальные фрагменты различных маршей и определить, кто может шагать под такую музыку.
48. «Кто шагает по тропинке»
Цель: Развивать умение чувствовать музыку, ее выразительные особенности
(динамику, темп, ритм).
Методика применения:
1-ый вариант игры. Детям показывают изображение леса и тропинки. По звучанию музыки дети определяют, кто шагает по тропинке, и передают в движении музыкальный образ.
2-ой вариант игры. (различение вальса и польки) Дети пошли за грибами в лес. Девочки идут спокойно, плавно под вальс, а мальчики идут вприпрыжку под польку.
Дети слушают музыку и определяют, кто сейчас шагает – мальчики, или девочки.
49. «Кто сидит в пруду»
Цель: Развивать интерес к музыке различного характера и умение различать жанр музыкального произведения (вальс и польку).
Методика применения:
Рассказать детям об обитателях пруда. Рыбка, которая живет в пруду, движется плавно, а лягушки весело резвятся. Затем звучат различные отрывки музыкальных произведений (вальсы и польки, дети определяют, кого изображает музыка.
50. «Кошка и кот»
Цель: Развивать умение различать регистр.
Методика применения:
Обсудить с детьми, как мяукает кошка (тоненько на высоких звуках, а как мяукает ко
(низко). Исполнить попевку в высоком и низком регистрах. Мелодия попевки исполняется в разных регистрах, а дети определяют, чей голос звучит – кошки или кота.
51. Снежная горка»
Цель: Развивать умение определять направление движения мелодии (вверх или вниз)
Методика применения:
Дети слушают восходящие и нисходящие звукоряды и определяют, куда движется лыжник (с горы или на гору).
52. «Кто как идет»
Цель: Развивать умение чувствовать музыку, ее характер и выразительные особенности (динамику, темп, ритм, согласовывать с ней движения, развивать выразительность, четкость и ритмичность.
Методика применения:
Дети делятся на три команды (медведи, лисы, волки). Звучат музыкальные фрагменты. Команда, услышавшая свою музыку, выходит на середину зала (на полянку) и изображают как ходят медведи, волки, лисы. Затем роли меняются и игра повторяется.
53. «Кошка и котята»
Цель: Развивать ритмический слух, умение соотносить звуки по длительностям
Методика применения:
Детям показывают изображение кошки и объясняют, что она зовет котят долгим, протяжным звуком: «Мя-а-у», а котята ей отвечают отрывисто: «мяу, мяу».
Затем воспитатель выкладывает ритмический рисунок из картинок на фланелеграф, дети вместе с воспитателем прохлопывают и проговаривают его. Ритмические рисунки меняются, игра продолжается дальше.
54. «Кто гулял в саду?»
Цель: Обогащать опыт музыкального восприятия. Развивать умение определять характер и жанр музыкального произведения.
Методика применения:
Воспитатель рассказывает, что в саду поспели яблоки. Мальчик и девочка по очереди приходят в сад убирать урожай. Догадайтесь по характеру музыки, кто сейчас собирает яблоки в саду (девочки - полька, мальчики – марш)