Раиса Шевелева
Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
«В какой обруч мы несём?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материал: 4 обруча: в каждом лежит картинка поля, сада, огорода и леса.
Методика проведения: У детей – картинки с дарами природы. Дети под веселую музыку расходятся по комнате когда музыка заканчивается быстро несут картинку к тому обручу где плод вырастили. Необходимое условие правильно принести плод в тот обруч по месту его выращивания (овощи с огорода, пшеницу с поля, яблоки с сада, грибы с леса и т. д.).
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Раз, два,три к дереву беги?»
Цель: закреплять знания детей о листьях деревьях на участке детского сада, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материалы: листья деревьев на участке.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, по команде воспитателя: «Раз, два, три, дерево по листику найди.» - ребята бегая по площадке подбирают к каждому дереву соответствующий листик.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект неживой природы, например, «Земля». Ребенок должен назвать объекты живой природы которые обитают на земле (Человек, животные, растенияи т. д) и бросить мяч обратно. На слово «вода» ребенок назвает объекты живой природы которые обитают в воде (рыбы, черепаха, дельфин, краб,змея и т. д, на слово «воздух» - назвать птицу «сорока,ворона,аист» и т. д.
«Звуки»
Цель: учить детей «слышать» природу, узнавать звуки шум водопада, капли дождя, шум ветра, пение птиц,
Материалы и оборудование. Различные звуки природы.
Ход игры: Воспитатель даёт задание:
Дети закрывают глаза, когда слышите какой-либо звук – угадайте его. Сколько звуков вы прослушали. Воспитатель задаёт детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
«Спроси и угадай».
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Материалы и оборудования:
Мешок, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся муляжи овощей.
Ребёнок должен просунуть руки и ощупать муляж овощей. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Мягкое или твёрдое?
«О каком времени года идёт речь?»
Цель: учить детей различать признаки времен года.
Материалы: на каждого ребенка картинки с признаками времён года весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель называет признаки времени года, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорит воспитатель.
Снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки. (Весна)
Стало жарко, все цветет, улыбается, радуется теплу, нагревается вода в пруду, реке, озере, дни длиннее, ночи короче, птенцы начинают покидать гнезда, наливаются в садах плоды, дети ходят на речку купаться. (Лето)
Поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников. Дождик моросит, ветер в поле воет, земля становится мокрой и холодной. Небо часто затянуто серыми облаками. (Осень)
Замерзание почвы и водоёмов, дни короткие, ночи длинные, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, некоторые животные меняют окраску, солнце светит меньше по времени, насекомые в спячке. (Зима)
Тема: «Природа родного Курского края»
Цель: уточнить и обобщить знания детей о природе и животном мире родного края, повысить интерес к изучению своего края, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к природе.
Материал: игра состоит из 6 больших карт и 36 маленьких карточек. Изображения на больших картах подобраны по темам: Цветущие растения Курского района, звери, птицы, грибы, деревья, насекомые.
Ход игры. Всем игрокам раздается по одной большой карте. Водящий берет маленькие карточки, перетасовывает их, и предъявляет по одной игрокам. Игрок, имеющий на большой карте предъявленное изображение, должен назвать его и забрать маленькую карточку себе, накрыв ею изображение на большой карте. Побеждает тот, кто первым закроет все изображения на большой карте.
«Кто где живёт»
Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Материал: мяч.
Методика проведения: воспитатель кидает мяч ребёнку называет животное, а ребёнок кидая мяч воспитателю назвать мест обитания этого животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо, будка и т. д.).