валентина петровна яушкина
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»
Картотека дидактических игр по экологии для детей дошкольного возраста
Воспитатель: Яушкина В. П.
Саранск 2024.
1. Экологическая игра «Найди листочек»
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев,вспоминать названия деревьев, развивать речь детей ;воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена,дуба, ясеня,березы,один букет у воспитателя.
Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит :
«Раз,два,три – такой же листочек покажи!»Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
2. Экологическая игра " Деревья и их плоды "
Цель игры: учить детей подбирать плоды деревьев,развивать зрительную память,внимание.
Материал: иллюстрации деревьев (ель,рябина, каштан, липа)картинки (шишка,рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход игры: Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева,а затем найти их плоды.
3. Экологическое игра «Какого цветка не стало?»
Цель игры: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия,бегония) развивать зрительную память,воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: цветы «цветы природы».
Ход игры: воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их.
Воспитатель прилагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.
Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.
4. Экологическая игра «Ухаживаем за цветами»
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода ; развивать память,внимательность,воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка ;тряпка палка для рыхления ;пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка,камень,книга и т. д.).
Ход игры: На столе лежат вещи,воспитатель предлагает детям выбрать вещи,которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.
5. Экологическая игра «Магазин цветов»
Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов,растущих в «уголке природы» ;учить описывать растения двумя тремя предложениями развивать связную речь,память.
Материал: растения «уголка природы».
Ход игры:
Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы,но «купить» растения можно лишь тогда,когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка,у нее круглые,пушистые листья. Ее цветы маленькие,красивые, нежные, фиолетового цвета».
6. Экологическая игра «Кто в лесу живет»
Цель: закреплять знания детей о диких животных ; развивать память, речь ;воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек:
«Дикие животные».
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.
7. Экологическая игра «Найди цветок»
Цель: закреплять умение детей находить и называть цвета «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям найти цветок,который он называет. Дети находят его,повторяют его название.
8. Экологическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет ; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет.
Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек,найти то,что он скажет. Поочередно играют все дети.
9. Экологическая игра «Узнайте животное»
Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по из звукам ;
развивать фонематический слух, внимание.
Ход игры
Вариант 1
Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животное. Ребенок издает звуки животного,а дети отгадывают.
10. Экологическая игра «С какого дерева листочек?»
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память,внимание.
Материал: засушенные листочки с деревьев,колокольчик.
Ход игры.
На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает – дети останавливаются и по очереди называют,с какого дерева листочек, у которого они остановились.
11 Экологическая игра «Узнайте по описанию»
Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию ; развивать внимательность, память.
Ход игры.
Воспитатель описывает деревья,кусты,а дети должны угадать дерево или куст.
Например: высокое,стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т. д.
12 Экологическая игра «Овощи фрукты»
Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Ход игры.
На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты,воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.
13. Экологическая игра «Назови дерево»
Цель: учить детей узнавать и назвать деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры.
Воспитатель подводит детей к деревья и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один,два,-к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.
14. Экологическая игра «Кто лишний?»
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление,внимательность.
Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок,насекомое, наборное полотно.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она-
домашнее животное».
15. Экологическая игра «Кто как кричит?»
Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.
Материал : картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают,а потом называют.
16. Экологическая игра «Какой птицы не стало?»
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц ; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц,закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать : кого спрятал воспитатель.
17. Экологическая игра «Назови птицу».
Цель : продолжать учить детей узнавать и назвать перелетных птиц ; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.
Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец,журавль).
Ход игры
Перед детьми на наборном полотне- птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу,тот получает фишку.
18. Экологическая игра «Собери грибы в лукошко»
Цель: развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Материал: Плоскостные лукошки,модель,обозначающая лес, фланелеграф, ка
Картотека игр с водой
«Цветочек»
Необходимый инвентарь: детская лейка, комнатное растение.
Рассмотреть комнатное растение,дать понятие детям о том,чтобы цветы хорошо росли,им необходима вода. За ними нужно бережно ухаживать. Процесс поливки сопровождать художественным словом дожде.
Лейку,леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей –ка.
Рассмотреть капельки воды,оставшихся на листьях,обратить внимание на струйки воды из лейки похожих на дождик.
Игра способствует развитию воображения,моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов,знакомится с растительным миром.
«Разноцветная водичка»
Необходимый инвентарь: 4 прозрачных контейнера,для воды,
Краски 4 цветов (красный,синий,жёлтый,зелёный, кисти по количеству детей.
- С помощью набранной краски на кисточку определённого цвета опускаем ёе в ёмкость с прозрачной водой и перемешиваем. И так выполняем действия со всеми цветами красок. Какого цвета вода получилась в каждом контейнере?Ответ детей.
Игра способствует развитию координации движений пальцев рук,знакомит со свойствами воды.
«Чудо- губка»
Необходимый инвентарь : две ёмкости,поролоновая губки,Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Игра развивает мелкую моторику.
«Лодочка»
Необходимый инвентарь :тазик,бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку,как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги,подуйте на них. Скорее всего,ребёнок повторит ваш действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
«Переливалка»
Необходимый инвентарь :2 стакана,чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку,как можно переливать воду ложками в другой стакан.
Игра способствует развитию мелкой моторики,помогает освоить понятия, пустой,полный.
«Налил-вылил»
Необходимый инвентарь: ёмкость с водой,1 большой стакан и 1 маленький стакан. Поставьте перед ребёнком тазики с водой, покажите, как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий. Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
«Шарики в воде»
Необходимый инвентарь : две глубоких тарелки или два небольших тазика,несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой,салфетка или губка.
-Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в воде.
В такой игре- тренируется мелкая моторика пальцев рук.
«Искупаем замарашку»
Необходимый инвентарь : небольшая пластмассовая или резиновая кукла, параллоновая губка.
Попросите малыша помочь воспитателю вымыть испачканную куклу. Назвать части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку,посмотри, как она испачкалась», и т. д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла.
Игра способствует развитию мелкой моторики моторики и развитию речи.
«Капелька дождя»
Необходимый инвентарь : лейка, пластмассовые игрушки.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки.
Поливайте кукол из лейки, сопровождая действия художественным словом о дожде.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва-
Кап,кап,кап,кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять-
Кап,кап,кап,кап.
Зонтик поскорй раскроем,
От дождя себя укроем.
После «дождя» воспитатель насухо вытирает все игрушки.
Игра способствует развитию речи.
«Тонет – не тонет»
Необходимый инвентарь : тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко,гвоздик, пластмассовый шарик, бусинка,бумажка и т. д.
«Зайка умывается»
Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:
В игре ребёнок запоминает названия частей тела.
Зайка ходит в гости к людям.
Мы с ним вместе мыться будем
Зайка вымыл рот и уши,
Он хороший,он послушный.
Он помоет так же лапки,
Оботрёт их чистой тряпкой. Одевается. Скок, ско-
В гости мчится со всех ног.
«Поровну»
Необходимый инвентарь : три прозрачных стакана,кувшине или чайник с водой, салфетка.
*Воспитатель разливает воду из кувшина поровну во все три стакана.
Когда стаканчики наполнены,вы проверяете результат.
*Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
«Попрыгунчик»
Необходимый инвентарь :2 прозрачных пластмассовых стаканчика для воды, салфетки, тушь (чёрного цвета).
*Пипеткой накапайте в один стаканчик тушь,в другой стаканчик не кладите ничего, затем заливаете водой, перемешивает воду. Пусть ребёнок сравнит цвет воды в обоих стаканах.
*Затем с помощью салфетки- фильтра очистите воду в стакане где добавлена тушь. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения воды в стакане с тушью И что произошло с салфеткой?
«Посадка лука»
Необходимый инвентарь : стаканчики из под йогурта, вода,
Луковицы.
Ребёнок с помощью воспитателя или разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.