Александра Быкова
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/с № 32
Быкова А. В.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Средняя группа
- Темочки
Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагоги (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания
• является основой для интеллектуального развития,
• развивает наблюдательность, внимание,
• позитивно влияет на эстетическое чувство,
• является основой для развития воображения,
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
• влияет на расширение словарного запаса ребенка,
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.
Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Дидактические игры :
- способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
- выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
- являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Игра «Спрячь мышку (зайку)»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету.
Дидактический материал : листочки бумаги 4 цветов (20 – 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Детям предлагается «спрятать мышку от кошки». Для этого надо закрыть окошко квадратиком того же цвета, что и домик.
«Посади бабочку на цветок»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и величине.
Дидактический материал : плоскостные бабочки и цветы основных цветов разных размеров.
Методические приемы: предложить детям посадить бабочку на цветок того же цвета, маленькую бабочку – на маленький цветок, большую – на большой.
«Найди такой же»
Цель: подбор и называние предметов на ощупь.
Дидактический материал : три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.
«Оденем куклу»
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал : варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Предлагает детям 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал : мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал : разноцветные коробочки, фигурки желтого, зеленого, синего и красного цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал : коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает крышку от коробки, предлагая тоже обвести ее форму пальчиком. Вместе с ребенком закрывает коробку соответствующей крышкой, сопровождая действие словом. После этого предлагает детям выполнить задание самостоятельно.
«Цветные заборчики»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, развитие мелкой моторики.
Дидактический материал : плоскостные домики, счетные палочки красного, желтого, зеленого, синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям «построить» заборчики из палочек около домиков (соответствие цвета заборчика и домика).
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал : разноцветные мячики, корзины.
Методические приемы: разложить мячи разных цветов (красного, желтого, синего, зеленого) в соответствующую корзину.
Игра «Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал : коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
Игра «Почини одежду зайчатам»
Цель: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Дидактический материал : силуэты одежды и геометрические фигуры (заплатки, вырезанные из картона.
Методические приемы: воспитатель обращает внимание детей на порванную одежду зайчат и предлагает ее починить, вставив заплатки определенной формы и цвета.
Игры-шнуровки
Цель: развитие мелкой моторики руки, концентрации внимания,
глазомера, координации и последовательности действий, сенсорного взаимодействия.
Игра «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить детей различать цвет и величину предметов, использовать названия цветов и размеров в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Дидактический материал : плоскостные блюдца и чашки разных цветов и размеров.
Методические приемы: воспитатель показывает перепутанную посуду и предлагает подобрать каждой чашке блюдце.
Игра «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.
Дидактический материал : шнурки основных цветов, нарезанные коктейльные трубочки (большие) на части около 1 – 1,5 см.
Методические приемы: предложить детям собрать бусы, подобрав по цвету. Можно предложить детям проявить воображение, творчество и собрать разноцветные бусы.
Игра «Найди окошко для фигурки»
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Дидактический материал : геометрические фигуры и карточки с рельефными контурами.
Методические приемы: воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздает детям карточки с рельефными контурами. Предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками контуры окошек и подобрать соответствующую фигуру.
Игра «Собери фигуру»
Цель: упражнять детей в узнавании фигур, их цветов. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
Дидактический материал : плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, разрезанные на две - три части.
Методические приемы: предложить детям собрать фигуры из частей.
Игра «Собери капельки»
Цель: упражнять детей в узнавании и назывании основных цветов.
Дидактический материал : разноцветные капельки и контуры стаканчиков (из картона).
Методические приемы: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Дидактический материал : пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
Игра «Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал : комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
Игра «Привяжем к шарику ниточку»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал : разноцветные шарики (кружочки, овалы, листы бумаги, на которых нарисованы ниточки (ленточки узкие) таких же цветов.
Методические приемы: к каждой ниточки подобрать шарик соответствующего цвета.
Игра «Веселый грузовик»
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал : различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.
Игра «Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал : вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: ребенку предлагается подобрать вкладыш по размеру отверстия.
Игры с прищепками
«Солнышко», «Ежик», «Тучка», «Бабка-коробка»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развитие мелкой моторики.
Дидактический материал : разноцветные прищепки, плоскостные разноцветные предметы
Методические приемы: ребенку предлагается прицепить прищепки к предмету соответствующего цвета.