Александра Быкова
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
воспитатель МБДОУ д/с № 32
Быкова А. В.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагоги (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания
• является основой для интеллектуального развития,
• развивает наблюдательность, внимание,
• позитивно влияет на эстетическое чувство,
• является основой для развития воображения,
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
• влияет на расширение словарного запаса ребенка,
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит необходимо формировать сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.
Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Дидактические игры :
- способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
- выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
- являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Игра «Спрячь мышку (зайку)»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету.
Дидактический материал : листочки бумаги 4 цветов (20 – 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Детям предлагается «спрятать мышку от кошки». Для этого надо закрыть окошко квадратиком того же цвета, что и домик.
«Посади бабочку на цветок»
Цель: учить детей соотносить предметы по форме и величине.
Дидактический материал : плоскостные бабочки и цветы основных цветов разных размеров.
Методические приемы: предложить детям посадить бабочку на цветок того же цвета, маленькую бабочку – на маленький цветок, большую – на большой.
«Найди такой же»
Цель: подбор и называние предметов на ощупь.
Дидактический материал : три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.
«Оденем куклу»
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал : варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Предлагает детям 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал : мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал : разноцветные коробочки, фигурки желтого, зеленого, синего и красного цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал : коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает крышку от коробки, предлагая тоже обвести ее форму пальчиком. Вместе с ребенком закрывает коробку соответствующей крышкой, сопровождая действие словом. После этого предлагает детям выполнить задание самостоятельно.
«Цветные заборчики»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, развитие мелкой моторики.
Дидактический материал : плоскостные домики, счетные палочки красного, желтого, зеленого, синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям «построить» заборчики из палочек около домиков (соответствие цвета заборчика и домика).
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал : разноцветные мячики, корзины.
Методические приемы: разложить мячи разных цветов (красного, желтого, синего, зеленого) в соответствующую корзину.
Игра «Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал : коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
Игра «Почини одежду зайчатам»
Цель: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Дидактический материал : силуэты одежды и геометрические фигуры (заплатки, вырезанные из картона.
Методические приемы: воспитатель обращает внимание детей на порванную одежду зайчат и предлагает ее починить, вставив заплатки определенной формы и цвета.
Игры-шнуровки
Цель: развитие мелкой моторики руки, концентрации внимания,
глазомера, координации и последовательности действий, сенсорного взаимодействия.
Игра «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить детей различать цвет и величину предметов, использовать названия цветов и размеров в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Дидактический материал : плоскостные блюдца и чашки разных цветов и размеров.
Методические приемы: воспитатель показывает перепутанную посуду и предлагает подобрать каждой чашке блюдце.
Игра «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по цвету; развитие усидчивости.
Дидактический материал : шнурки основных цветов, нарезанные коктейльные трубочки (большие) на части около 1 – 1,5 см.
Методические приемы: предложить детям собрать бусы, подобрав по цвету. Можно предложить детям проявить воображение, творчество и собрать разноцветные бусы.
Игра «Найди окошко для фигурки»
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Дидактический материал : геометрические фигуры и карточки с рельефными контурами.
Методические приемы: воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздает детям карточки с рельефными контурами. Предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками контуры окошек и подобрать соответствующую фигуру.
Игра «Собери фигуру»
Цель: упражнять детей в узнавании фигур, их цветов. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
Дидактический материал : плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, разрезанные на две - три части.
Методические приемы: предложить детям собрать фигуры из частей.
Игра «Собери капельки»
Цель: упражнять детей в узнавании и назывании основных цветов.
Дидактический материал : разноцветные капельки и контуры стаканчиков (из картона).
Методические приемы: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета.
Игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Дидактический материал : пирамидка из 4 – 5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
Игра «Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал : комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
Игра «Привяжем к шарику ниточку»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал : разноцветные шарики (кружочки, овалы, листы бумаги, на которых нарисованы ниточки (ленточки узкие) таких же цветов.
Методические приемы: к каждой ниточки подобрать шарик соответствующего цвета.
Игра «Веселый грузовик»
Цель: формировать представление о форме, величине предметов.
Дидактический материал : различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.
Игра «Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал : вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: ребенку предлагается подобрать вкладыш по размеру отверстия.
Игры с прищепками
«Солнышко», «Ежик», «Тучка», «Бабка-коробка»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развитие мелкой моторики.
Дидактический материал : разноцветные прищепки, плоскостные разноцветные предметы
Методические приемы: ребенку предлагается прицепить прищепки к предмету соответствующего цвета.