Анна Шепелева
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вторая младшая группа
«Продолжи предложения»
Цель: развивать воображение и связную речь.
(Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:
Если в комнату принесли кусочек льда, то.
Мальчики весело смеялись, потому что.
Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что.
Когда наступает день рождения, то.
Если пойдет сильный дождь, то.)
«Разложи картинку»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.
«Хорошо-плохо» (по лексическим темам)
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Средняя группа
«Дай определение словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный.
«Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Большой подарок – маленький
Светлое небо – тёмное
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
«Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь.
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- белый, синий, трава, красный
«Подбери овощи и фрукты по цвету»
Цель: развитие сенсорики.
Ход игры: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету.
Старшая группа
Лото «В мире растений»
Цель: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.
Ход игры: Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.
Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.
«Добавь слова»
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
Предложения для игры:
Девочка кормит собаку.
Пилот управляет самолётом.
Мальчик пьёт сок.
Подготовительная группа
«Отгадай предмет по признакам»
Цель: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий - папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.
По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова - признаки.
«Живые звуки»
Цель: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Ход игры: Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д., затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый) : один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А], другой - согласного (например [М]).
Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «подружились», получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.