Савченко Татьяна
Картотека дидактических игр по приобщению детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Народные подвижные игры
Благовещение
— птиц на волю отпущение. Раньше в Москве на Благовещение соблюдали обряд «отпущения птиц на волю». Утром горожане покупали у ловцов птиц и туг же выпускали их, пасечники выносили улья на луга. Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что Благовещение – день несчастный: ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят, поэтому избавлялись от сглаза, прыгая через костры: окуривали свои платья для того, чтобы предостеречь себя от «обаяния». Кто на Благовещение счастливо сыграл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру.
Публикация «Картотека дидактических игр по приобщению детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Курилка
Играющие садятся в ряд, и кто-либо зажигает тонкую лучинку. Когда она хорошо разгорится, ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не гаснет. Тот из играющих, в чьих руках лучина потухнет, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором:
Жил-был курилка.
Жил-был душилка.
Уж у курилки,
Уж у душилки
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Не умри, курилка,
Не умри, душилка.
Жив, жив курилка.
Жив, жив душилка.
Пчелки и ласточки
Играющие дети — цветочки — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на поляне и напевают:
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры:
Пчелы летают по всей площадке. Гнездо ласточки находится на возвышении.
Пчелы
Дети по считалке делятся на две равные команды. Одна команда – пчелы, другая – цветы. Сначала пчелы ловят цветы. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри», и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчелы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается. Играющие поют:
Пчелки, пчелки!
Жальца-иголки,
Серые, малые,
Крылышки алые.
Поверху летают,
К цветам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают,
ж-ж-ж!
Филин и пташки.
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы летают, на сигнал «филин» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.
Жаворонок.
С помощью считалки выбирается жаворонок. В руке у него колокольчик. Он выходит в середину круга, который образуют играющие. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом текста играющие закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, звеня колокольчиком, осторожно кладет колокольчик за чьей-либо спиной. Тот, кто нашел колокольчик становится жаворонком.
Потом колокольчик прячут в любом удаленном от детей месте комнаты.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!
Ворон.
Играющие выбирают ворона и зайца, остальные дети – зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
– Ворон, ворон, что ты делаешь?
– Ямку копаю.
– На что тебе ямка?
– Денежку ищу.
– На что тебе денежка?
– Ситчику купить.
– Зачем тебе ситчик?
– Мешочек сшить.
– Зачем тебе мешочек?
– Камешки класть.
– На что тебе камешки?
– В твоих деток кидать.
– Что тебе мои детки сделали?
Ворон поет:
В огород мой прибегали,
Городьбу разломали,
а репу да мяточку
потоптали пяточками.
Карр!
Ворон бросается на зайчат, а заяц их защищает. Битва продолжается до тех нор, пока ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из зайчат. Этот зайчонок становится вороном.
Игра продолжается.
Коршун.
Играющие встают в круг, ведут хоровод я поют:
Коршун, коршун, колесом,
Твои детки за лесом
Пить, есть просят,
Работать не могут.
Я их кормила,
Я их поила,
Спать уложила,
Рогожкой накрыла.
В Середине круга стоит коршун и копает землю, его спрашивают:
– Коршун, коршун, что делаешь?
– Ямочку рою.
– Зачем тебе ямочка?
– Копеечку ищу.
– Зачем тебе копеечка?
– Иголочку да ниточку купить.
– Зачем иголочка?
– Мешок сшить.
– Зачем мешок?
– Камушки класть.
– Зачем камушки?
– В твоих детей бросать.
Все разбегаются, коршун ловит.