Ирина Изотова
Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к истокам народной культуры «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с народной игрушкой.
Развивающие:
2. Создавать атмосферу эмоционального комфорта и способствовать возникновению у детей и взрослых положительных эмоций от совместной деятельности.
Воспитательные:
3. Воспитывать уважение и любовь к Родине, через изучение традиций народной культуры.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к истокам народной культуры „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Материал к занятию: игрушки деревянные (качалка, кузнецы, крупорожка, куклы тряпичные, кукла соломенная, деревянное ружьё, сучок дерева, сундучок, балалайка, силуэты двух кукол, цветы для украшения- жёлтые и синие по количеству детей.
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия «Ах вы сени, мои сени».
Словарная работа.
Крупорожка, деревянная, балалайка, тряпичная.
Предварительная работа.
Экскурсия в музей «Русская изба» с показом старинных игрушек, просмотр презентации «Старинные игры и игрушки», рассказ воспитателя об игрушках нашего региона.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
Ответы детей :
-Здравствуйте;
-Мы рады вас видеть;
-Добро пожаловать;
-Проходите пожалуйста.
Воспитатель: Как много хороших слов добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».
А теперь: Уши слушают- и всё слышат.
Глаза смотрят- и всё видят.
Ноги-руки не мешают.
А голова хорошо думает.
-Мы с вами находимся в музее «Русская изба», где находятся предметы старины, которыми раньше пользовались наши бабушки и дедушки. Сегодня я расскажу вам про игрушки наших дедушек и бабушек.
-Знаете ли вы, что раньше игрушки для детей делали из материала, который был под руками (солома, дерево, ткань, трава) Я хочу рассказать вам одну историю, про то, как и чем играли дети очень давно, когда игрушки в магазинах еще не продавали.
-«Жили – были Ванечка и Манечка. Каждый день их родители ходили на сенокос и детей с собой брали. Ваня был старше и присматривал за сестрой. Нечем развлечь Ване Манечку. Взял он пучок сухой травы – соломы, повязал его лоскутком и получилась забавная кукла. (воспитатель показывает куклу) А сам стал играть сучком дерева, похожим на зайку. Однажды, родители поехали на ярмарку и привезли новые игрушки: кукла тряпичная – для Манечки, деревянное ружьё – для Ванечки. Манечка и Ванечка были очень рады.»
-Ребята, посмотрите у нас в музее есть разные игрушки ( воспитатель показывает детям деревянные игрушки: игрушка-качалка, кузнецы, крупорожка.)
Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Если игрушки сделаны из дерева, значит они какие? (деревянные) Скажите пожалуйста, для чего нужны игрушки?
Дети: Чтобы играть с ними.
Воспитатель кратко рассказывает о назначении каждой игрушки.
Воспитатель: Ребята, а у меня есть весёлая балалайка, посмотрите, она тоже сделана из дерева, деревянная и она
Игра «Веселая балалайка»
Воспитатель: Ребята, а у меня есть музыкальный инструмент- балалайка, она тоже сделана из дерева, и наша веселая балалайка приглашает всех на пляску. Мы будем передавать балалайку по кругу и говорить такие слова:
«Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс».
У кого из вас в руках окажется балалайка после того, как мы проговорили слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши. (в конце игры – общая пляска) Молодцы
Воспитатель: Продолжаем наш рассказ про игрушки. Ребята, я заметила что тут стоит сундучок, да не простой, а волшебный, и есть указание как его открыть, нужно произнести заветные слова:
-Фу-ты, ну -ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
-Запомнили слова. Давайте вместе кажем ласково (дети вместе с воспитателем повторяют заветные слова)
Воспитатель открывает сундучок и достаёт несколько кукол.
Воспитатель: Девочки, скажите, такие куклы есть у вас? Как вы думаете ребята, из чего они сделаны (рассматривают и обсуждают каждую куклу)
-Скажите пожалуйста, а чем эти куклы отличаются от современных кукол, какими играете вы?
Ответы детей (материалом, одеждой, украшениями и т. д.)
Раньше родители сами мастерили своим детям кукол из тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали их. Тряпичные куклы были в каждой семье, где были дети.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня было приятно беседовать с такими умными ребятами. Если вам понравилась наша экскурсия в музей «Русская изба», то украсьте сарафан нашей куклы жёлтыми цветами, если не понравилось, то синими цветами.
Воспитатель предлагает детям поиграть с игрушками (девочки качают куклу в люльке, поют колыбельную и т. д.)
.