Получи документы

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Скоморошки»

Ирина Пашкевич
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Скоморошки»
▼ Скачать + Заказать документы

Приложение -2.

Кружок - средней группы (см. приложение)

С роки Тема занятия Содержание

Сентябрь

1 неделя «Во саду ли, в огороде» Д/и «Что растёт в саду и в огороде?». Загадывание загадок об овощах и фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл».

2 неделя

«Чудесный мешочек» Повторение песенки «Наш козёл «Д/и «Чудесный мешочек».

3 неделя «Коровушка и бычок» Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.

Публикация «Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Скоморошки“» размещена в разделах

4 неделя «Бычок – чёрный бочок» Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»

Октябрь

1 неделя «Приглашаем в гости к нам» Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

2 неделя

«Гуси - лебеди» Знакомство со сказкой «Гуси - лебеди». Разучивание потешки «А, тари, тари, тари».

3 неделя «Золотое веретено» Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое Веретено»

4 неделя «Сошью Маше сарафан» Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А, тари, тари, тари».

Ноябрь

1 неделя «Волшебные спицы» Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

2 неделя «Лисичка со скалочкой» Знакомство с предметом обихода - скалкой. Знакомство со сказкой «лисичка со скалочкой».

3 неделя «Петушок - золотой гребешок» Упражнение в вежливом обращении к гостю, дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

4 неделя «Чудесный сундучок» Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

1 неделя «Здравствуй, зимушка - зима» Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2 неделя «Зимовье зверей» Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

3 неделя «Одень зверей» Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей».

4 неделя «Сею, сею, посеваю, с новым годом поздравляю!» Знакомство с празднованием нового года. Разучивание колядки «Щедровочка».

Январь

3 неделя

«Сундучок Деда Мороза»

«Лиса и козел» Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел».

4 неделя «Веселые ложки» «Заюшкина избушка» Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

Самостоятельные пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

1 неделя «Кто же в гости к нам пришёл?» Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».

2 неделя «Русская балалайка» Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки О балалайке.

3 неделя «Лисичка - сестричка» Знакомство со сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк».

4 неделя «Масленица дорогая наша гостьюшка дорогая» Знакомство с масленицей. Разучивание песенки «Блины»

Март

1 неделя «При солнышке -

тепло, при маггушке - добро» Беседа о маме с включением

пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

3 неделя «Весна, весна, поди сюда!» Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание закличек о весне.

4 неделя «Пришла весна!» Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации «Пришла весна!».

Апрель

1 неделя «Шутку шутить - людей насмешить» Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.

2 неделя «Небылица - небывальщина» Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

3 неделя «Русская свистулька» Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек

4 неделя «Чудесный сундучок» Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Узнай по звуку». Слушанье народных мелодий.

Май

1 неделя «Времена года» Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

2 неделя «Волшебная палочка» Узнавание знакомых сказок по отрывкам из низ, иллюстрациям, предметам.

3 неделя «Игра с колобком» Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок»

4 неделя «Прощание с избой» Знакомство детей с новой сказкой. Прощальное чаепитие.

Кружок «Скоморошки»-старшая группа.

С роки Тема занятия Содержание

Сентябрь

1 неделя «Что летом родится, - зимой

пригодится» Беседа о лете. Народные пословицы, поговорки, приметы, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы

2 неделя

«Гуляй да присматривайся» Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Д/и «С какого дерева листки?». Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень».

3 неделя «Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «мужик и медведь». Д /и «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

4 неделя «Хлеб - всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда - цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе

Октябрь

1 неделя «Октябрь пахнет капустой» Беседа о характерных для октября явлениях природы. Народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день Знакомство с предметами обихода -деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка осень

2 неделя «Зайчишка» трусишка» Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «зайчишка - трусишка».

3 неделя «У страха глаза велики» Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

4 неделя «Друг за дружку держаться - ничего не бояться» Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Ноябрь

1 неделя «Знаешь ли ты сказки?» Литературная викторина по сказкам «Заяц - хваста», сказкой «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленный».

2 неделя «Гончарные мастеровые»

Д /и «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

3 неделя «Дикие животные» Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки - потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием

загадок о них

4 неделя «Что нам осень принесла?» Беседа о осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, пословиц, загадок.

Декабрь

1 неделя «Здравствуй, зимушка - зима» Беседа о характерных особенностях декабря. С использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание закличек «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

2 неделя

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

3 неделя «Лиса - обманщица» Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка сестричка и серый волк».

4 неделя «Пришла коляда - отваряй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

Январь «С Новым годом со всем родом!» Рассказ о традиции празднования Нового года. Пение колядок.

3 неделя «Гуляй да присматривайся» Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

4 неделя «Хороший город Городец

Рассказ о Городце и городецкой росписи. Пение частушек. «Городецкая роспись» Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

Февраль

1 неделя «Гуляй да присматривайся» Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

2 неделя

«Сказка для Кузи» Самостоятельное рассказывания детьми сказок. Словесная игра «Аюшки».

3 неделя

«Письмо Нафане» Составление детьми письма Нафане - другу домовёнка Кузи. Знакомство обрядовыми песнями, посвященными Масленице.

4 неделя «Ой, ты Масленица!» Рассказ о Масленице- Пение обрядовых песен

Март

1 неделя «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

2 неделя «Мудреному и счастье к лицу» Знакомство со сказкой «Семилетка» Загадывание загадок.

3 неделя «Гуляй, да присматривайся» Бесе да о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «жаворонки, прилетите»

4 неделя «Весна, весна, поди сюда» Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне?»

Апрель

1 неделя «Шутку шутить- людей насмешить» Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

2 неделя «Небылица в лицах, небывальщина» Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

3 неделя «Красная горка» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение Частушек.

4 неделя «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян

Май

1 неделя «Весна красна цветами» Повторение закличек, песенок, пословиц, о весне. Отгадывание загадки Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом»

2 неделя «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» Рассказ о воинах - защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора»

3 неделя

«А за ним такая гладь-ни морщинки не видать» Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода

4 неделя «Прощание с «избой»» Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Методика диагностики по приобщению к истокам русской народной культуры

Проводится в пять этапов.

I этап:

Знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью дидактических игр

1. «Ремесла на Руси» дидактическая игра.

Ребенок раскладывает карточки с изображениями орудий труда на одну большую карту с изображением одного вида ремесла, называет предметы и объясняет, почему положил эти предметы на данную карту.

За каждый правильный ответ получает 1 балл. В сумме ребенок может получить 6 баллов.

2. «Чудесный сундучок» дидактическая игра.

Ребенку загадываются загадки (5-10) о предметах быта. Он называет, показывает способ применения. За каждый правильный ответ – 1 балл. В сумме 5-10 - баллов.

II этап:

Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации, рисованию.

1. Загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить (нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.

За правильный ответ – 1 балл.

2. Дидактическая игра «Народные промыслы». Детям поочередно предъявляются игрушки и предметы различных промыслов (10). Ребенок должен назвать вид народного искусства.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

III этап:

Умение ориентироваться на практике в разных видах народно-прикладного творчества.

1. Дидактическая игра «Народные узоры». Предлагается ребенку разложить по клеточкам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи

За каждый правильный ответ – 1 балл.

2. Дидактическая игра «Что изменилось?». Ставится 5 предметов различных росписей: хохлома, гжель, жостово, городец и др. Ребенок должен запомнить расположение, после того, как они поменяны местами, ребенок должен угадать, что изменилось.

За правильный ответ – 1 балл.

3. «У матрешки день рождения». Детям предлагаются силуэты игрушек и предметов из бумаги. Предлагается ребенку определить силуэт и расписать нужным стилем.

IV этап:

Знание детьми русских народных традиций и праздников.

1. Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние, летние праздники они знают.

2. Детям раздаются сюжетные картинки с изображением народных праздников. Затем зачитывается описания праздника, дети должны указать его название.

V этап:

Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре.

1. Используются иллюстрации с изображением русского народного костюма, головных уборов. Предлагается назвать виды народного костюма.

Уровни приобщения детей к истокам русской народной культуры :

Высокий уровень: от 6 до 10 баллов за каждый этап.

Средний уровень: от 3 до 5 баллов за каждый этап.

Низкий уровень: от 0 до 3 баллов за каждый этап.

Формы работы с детьми

Реализуя кружковую работу на протяжении года с детьми велись разные формы работы:

Занятия познавательного цикла;

Чтение русских народных сказок;

Рассказы, беседы;

Наблюдение;

Творческая продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, художественный труд;

Практическая исследовательская деятельность детей (посадка лука на Луков день; наблюдения за ветром с помощью вертушек на Афанасьев день);

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Игры-драматизации;

Рассматривание с детьми иллюстраций в книгах, картин;

Развлечения, праздники – народные, православные;

Выставки;

Просмотр презентаций.

Используемая литература

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998

3. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет., М., 2004

4. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004

5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по практическому воспитанию в ДОУ., М., 2004

6. Мой родной дом/Программа нравственно-практического воспитания дошкольников., М., 2004

7. Музыкальная палитра// журнал., 2003 г., №2, стр. 14

8. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина JLB. - М., 1992

9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду., М., 2003

10. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. - М., 1998

11. Науменко Г. М. От зимы до осени. - М., 1979

12. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999

13. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 1999

14. Науменко Г. М. Фольклорный праздник. М., 2000

15. От зимы до осени. Фольклорный праздник., М., 1979

16. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности / Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 года., М., 2003

17. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – Спб., 1998

18. Программа эстетического воспитания. / авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. – М., 2002

19. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999

20. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться., М., 2002

21. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки., М., 1996

Публикации по теме:

Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры «Русские традиции» (выступление на городском форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения») Необходимость.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе «Дружба — великая сила»Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе «Дружба — великая сила» Программное содержание 1. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре. 2. Познакомить детей с образцами устного народного.

Конспект по приобщению детей к истокам народной культуры и лепке «Егорий вешний»Конспект по приобщению детей к истокам народной культуры и лепке «Егорий вешний» Програмные задачи : • Познакомить детей с русским праздником «Егорий - вешний» • Совершенствовать речь детей. • Закрепить умения детей лепить.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Волшебный мешочек» в средней группе Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок. Задачи: - формировать умение узнавать знакомые сказки по.

Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к истокам народной культуры «Русская изба» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с народной игрушкой. Развивающие: 2. Создавать атмосферу эмоционального комфорта и способствовать.

Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры «Бабушкин сундучок» Рабочая программа кружка «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Матрёшка и ложка» (вторая группа раннего возраста) МБДОУ Детский сад «Ручеек»№3 р. п. Варнавино Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Матрёшка и ложка».

Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыОпыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработали статью в соавторстве Колесникова Марина Викторовна, Каньшина Ольга Ивановна, Молодых Евгения Викторовна. Проблема освоения.

Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Программа кружка по приобщение детей к истокам русской народной культуры «СВЕТЛЯЧОК» (приобщение детей к истокам русской народной культуры) Руководитель: Митрошина И. Н. МАДОУ д/с «Колосок» д. Гришина Слобода Жуковского.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Скоморошки»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 18:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Скоморошки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пашкевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД