МААМ-картинки

Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры

Елена Селезнёва
Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

«Русские традиции» (выступление на городском форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения»)

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Думаю, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Поэтому главная задача моей деятельности в обогащение детей знаниями о народном фольклоре.

Публикация «Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры» размещена в разделах

Проанализировав свою деятельность, пришла к выводу, что актуально, необходимо приобщать детей к народной культуре, так как у наших детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа.

Увидела, что дети недостаточно знают русские народные песни, заклички; не достаточно ориентируются в русских народных инструментах; не знают элементов русских народных танцев; недостаточно проявляют творческую активность при исполнении фольклорных произведений.

Поэтому я спланировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила цель: разработать систему педагогических условий, обеспечивающую приобщение детей к истокам народной культуры через задачи :

1. Формировать знания о народной культуре у детей.

2. Развивать художественно-эстетические способности детей средствами

народного фольклора.

3. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети - воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования) для успешного личностного развития дошкольников.

Для формирования у детей знаний о народной культуре я пополняла комнату уральского быта «Горенку».

Данная работа проводится в рамках кружка «Горенка», проводимого один раз в неделю. При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народному искусству, возрастные особенности детей, полученные в результате педагогических наблюдений. На каждую возрастную группу разработан перспективный план по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, основанный на методическом пособии «Приобщение к истокам русской народной культуры» Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной.

Родителями группы были сшиты русские народные костюмы, так как народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни. Добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Родители принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах.

Главный герой нашей избы домовенок Кузя. Кузя – носитель народной мудрости, знает много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием Кузи всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а домовёнок, в свою очередь, активно их стимулирует, подзадоривает прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы Кузя достаёт из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

В результате работы у детей укрепился интерес к народному творчеству, русской народной культуре. Дети с удовольствием вскарабкиваются на сундук или печку во время сказки. Сами находят себе дело по-хозяйству. Девчонки со знанием дела садятся за прялку или ставят чугунок с помощью ухвата на печку, носят дрова, взбивают подушки.

В своей работе применяла все виды народного фольклора : песни, пословицы, поговорки, потешки, колядки, хороводы, игры, заклички, считалки, частушки, дразнилки. Была изучена масса литературы по фольклору. Весь отобранный, накопленный материал по фольклору я использовала на занятиях во всех видах непосредственно-образовательной деятельности. Таким образом, дети входили в мир народной культуры, учились исполнять произведения народного творчества, обогащали свои знания о народном фольклоре. Но, в своей работе столкнулась с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Вела поиск новых захватывающих приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству. Это использование информационных технологий в работе с детьми (показ презентаций о быте русского народа, показ на электронных носителях народных праздников, традиционных и обрядовых развлечений).

Ещё одним из направлений приобщения детей к истокам народного творчества и развития их творческих способностей я считаю представление фольклора через проектную деятельность: музыкальные сказки, народных праздниках, традиционных и обрядовых развлечениях. Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило их знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Дети использовали эти знания во время осеннего праздника «Осенины на Руси». После изучения обрядов зимнего цикла, где дети разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Рождество». Готовясь к Масленице, дети разучили заклички, дразнилки, изготовили чучело Масленицы из принесённых газет и ненужной одежды, затем сжигали его на костре. Знакомясь с обрядами весеннего цикла, мы традиционно празднуем Вербное воскресенье и Пасху.

Летом, в Троицу плетём венки, украшаем разноцветными ленточками берёзку. При подготовке таких праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощённых, инициативных. Деятельность детей была продуктивной, т. к. была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явилось своеобразным толчком, который выводит из состояния инертного покоя и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют. На таких праздниках развиваются творческие способности детей, удовлетворяются их интеллектуальные потребности, дети приобщаются к народным традициям.

Углублённо работая по русскому народному творчеству, выбирала для детей русские народные сказки, но обязательно на новый лад с музыкальным сопровождением, где герои поют. Были поставлены сказки «Репка», «Ленивица Дуняша», «Зимовье зверей», «Морозко». К некоторым сказкам мы с детьми сами подбирали музыкальное приложение из произведений русского народного творчества. Так в сказке «Маша и медведь» мы использовали уже знакомую песню «Ой, вставала я ранёшенько», разучили хоровод «Как пошли наши подружки». Любой спектакль - это итог работы. Но этому празднику предшествует кропотливая многодневная работа. У каждого ребёнка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше. Вот это для меня праздник, радость для ребёнка и счастье для его родителей. При активном участии детей в постановках русских народных сказок формируются представления о честности и справедливости, доброте. Воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивается способность анализировать поступки сверстников и героев сказок. Проявляется творческая активность, желание доставлять радость зрителям.

Созданы альбомы для рассматривания «Народные промыслы», «Национальные костюмы», «Народная игрушка». Подобраны сценарии народных праздников «Праздничные народные гуляния на Руси». Дети и родители принимали активное участие в мероприятии «Ярмарка», в выставке сотворчества «Что нам осень принесла».

Разработаны картотека русских народных игр и картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

Ещё одним из направлений приобщения детей к истокам народной культуры считаю работу по проектам. Мной были реализованы следующие проекты: «Земля - наш дом», «Моя семья», «Ах, ярмарка!», «Бабушкин сундук», «Люблю берёзку русскую» и другие.

Итогом каждого проекта является выставка работ детей и родителей и, конечно, большой заключительный праздник с участием детей и родителей. Результатом такой работы является то, что дети приобретают углублённые знания, умения, навыки, заинтересованно участвуют в коллективном труде, постигают элементарные нравственно-эстетические нормы традиционной народной культуры. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность, совершенствуются драматические способности детей.

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: дети-воспитатели – родители – учреждения дополнительного образования — ещё одно из важнейших педагогических условий приобщения детей к истокам народной культуры.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры осуществляю через тесное сотрудничество с музеем нашего города. На этих встречах дети познакомились с устным народным творчеством, крестьянским домом, бытом, народными праздниками и обрядами, народными промыслами. Все это позволило детям накопить богатый опыт, яркие впечатления. Посещения музея детьми, заставляют прикоснуться к искусству, почувствовать себя истинными знатоками искусства.

Все созданные педагогические условия позволяют детям приобретать новые знания, умения, навыки, представления о народном календаре, земледельческом труде, обрядах и праздниках; знания народных примет, народных календарных игр, пословиц, поговорок, загадок. Дети умеют петь, рассказывать сказки, участвовать в театральных представлениях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры»Опыт работы «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания,.

Фотоотчет по приобщению дошкольников к истокам народной культуры в рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука»Фотоотчет по приобщению дошкольников к истокам народной культуры в рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» В рамках проекта «Секреты бабушкиного сундука» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры было проведено много ярких, самобытных,.

Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.

Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к истокам народной культуры «Русская изба» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с народной игрушкой. Развивающие: 2. Создавать атмосферу эмоционального комфорта и способствовать.

Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Почему я решила работать над этой проблемой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории.

Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культур Опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры Афанасьева А. Н., воспитатель МДОУ д/с «Улыбка».

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыОпыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработали статью в соавторстве Колесникова Марина Викторовна, Каньшина Ольга Ивановна, Молодых Евгения Викторовна. Проблема освоения.

Проект «Бабушкин сундук» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим.

Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры
Опубликовано: 20 июля 2018 в 21:21
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Селезнёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД