Галина Александрова
Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры
I.
Пояснительная записка.
Основными источниками при разработке рабочей программы стали следующие материалы:
Публикация «Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Русская изба“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русская изба
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,1998;
И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013;
А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015;
Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова «Календарные обрядовые праздники», Центр педагогического образования, 2007;
Методическое пособие Г. Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», Москва, Издательство «Аркти», 2002;
Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Центр педагогического образования, 2008.
II.
Актуальность программы.
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую нравственную культуру.
III.
Цель программы.
Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
IV.
Задачи программы:
формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
развивать способность анализировать, воспринимать произведения русского фольклора. Учить выражать, обогащать словарный запас.
прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые приручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
создавать условия для восприятия целостной картины мира, осознание своей этнической принадлежности, воспитание толерантности;
В основы программы положены следующие принципы:
учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;
принцип комфортности образовательной среды;
уважение личности каждого ребенка;
принцип отбора содержания учебного материала.
Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей:
желание ребенка посещать занятия кружка;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
наглядность, доступность и мера;
систематичности и последовательности.
V.
Сроки реализации программы:
Изложение материала рассчитано на 3 года.
Работа рассчитана на три возрастные группы:
с 4 до 5 лет;
с 5 до 6 лет;
с 6 до 7 лет.
В 1-й год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете.
2-й год проводится работа по закреплению имеющихся знаний.
3-й год – обобщение и систематизация полученной информации.
VI.
Приоритеты данной программы:
Создание атмосферы национального быта
: окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они часть великого народа;
Широкое использование фольклора
(сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.);
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
, приобщение детей к народной культуре через народные праздник и традиции;
Знакомство с народным искусством
. Важно познакомить детей с народным прикладным искусством, зодчеством и архитектурой. Особое внимание уделить знакомству с декоративной народной росписью, т. к роспись способна увлечь ребенка своей гармонией, ритмом, наивностью, что так близко к детскому мироощущению.
Знакомство с русскими народными играми.
VII.
Ожидаемые результ
ты:
Воспитанники детского сада:
Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.