Татьяна Андрианова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Всякому мила своя сторона»
(русская народная пословица)
Каждому человеку и каждому народу чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы и других людей, и других народов.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Древние говорили, что для бесконечного счастья человеку необходимо славное Отечество. И с этим нельзя не согласиться. Но как теперь в обстановке выкравшейся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать преданность Отечеству и гордость за него.
Что мы знаем? Историю мыслим, как сумму фактов, дат, имён, как линейную последовательность событий интерпретируемых с сегодняшней точки зрения. Культуру, какой бы то ни было эпохи, представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства.
А что тревожило, радовало и заботило простых людей, крестьян, горожан, ремесленников? Чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня- значит восстановить утерянную нами связь времён, вернуть утраченные ценности. По существу, мы и являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.
И, наверное, самый благодарный, путь возрождения, забытых национальных ценностей. А детство-то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Нельзя сказать, что такая работа у нас в детском саду раньше не велась. Детям читали сказки, разучивали русские народные песни, знакомили их с некоторыми видами народно-прикладного искусства. Но проводилась эта работа фрагментально и не последовательно.
Поставив задачу по налаживанию систематической работы по знакомству детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно- прикладного искусства, я хорошо понимаю, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа. Задача эта не на один год, а на долгие годы.
Свою работу по этой теме я начала с изучения литературы, публикаций в журнале «Дошкольное воспитание». Проанализировав прочитанное, мы решили за основу своей работы в этом направлении взять программу О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Для создания атмосферы деревенской жизни в детском саду оформили мини - музей «Русская изба» с русской печкой, деревянным столом, лавкой и предметами народного быта. Каждый новый экспонат, поступающий в экспозицию «избы», встречался коллективом с большим волнением и трепетом, с интересом изучался. Исторический интерьер «избы» помогает детям непосредственно увидеть народный быт, почувствовать уклад жизни русского человека. Одним отступлением от традиционного убранства «Русской избы» было размещение разнообразных произведений – предметов народно-прикладного
искусства (Городец, Хохлома, Гжельская роспись, матрешки и др.). А, принимая во внимание то, что мы живём в Мордовии, мы поместили в «избе» образцы мордовских узоров, вышивки, мордовский костюм и др. Это было вызвано тем, что именно в такой обстановке хотелось познакомить детей с народными промыслами России и Мордовии.
Непосредственную работу с детьми по ознакомлению с народной культурой страны и создание «избы» веду параллельно. Таким образом знакомство с предметами быта, их названием, предназначением, со способами действия с ними происходит по мере появления их (предметов быта и утвари) в «избе». Причём если в младших группах дается только название старинных и демонстрируется их функциональное использование, то в старших группах предполагается познавательная активность детей, так как им самим надо догадаться для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям загадываю соответствующие загадки, использую пословицы и поговорки. Также старшим дошкольникам показывается историческая преемственность с современными аналогами старинных предметов. Например: лучина- керосиновая лампа- электрическая лампочка, валек-утюг на углях- электрический утюги. Кроме того детей знакомлю с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые людей- свечами и т. п.).
Работа с младшими детьми включает в себя знакомство с устным народным творчеством (сказки, песни, потешки, прибаутки) и с предметами старинного быта, причём так же при помощи фольклорных произведений.
Для большого понимания детьми колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек использую качку с младенцем куклой, которому и адресованы все эти произведения. У маленьких детей возрастает интерес к колыбельной и быстро ее запоминают, когда сами принимают участие в укачивании куклы:
-Ай, качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи,
Они сели на ворота
Ворота то скрит, скрит,
А ванечка спит, спит.
А если Ванечка не успокаивается тогда можно позвать Кота:
- Котя, котенька, коток
Котя- серенький лобок
Приди Котя, ночевать
Приди Ванечку качать
Уж, как я тебе коту
За работу заплачу
Дам кусок пирога
И кувшин молока
Уж ты, котя, не кроши
Больше, котя не проси.
На занятиях с младшими детьми, часто использую игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, мишка, а также персонажи кукольного театра, от имени которых рассказывается произведение.
Знакомство с предметами домашнего обихода тоже сопровождается использованием фольклорных произведений. Так рассказывая детям 4-х лет о прялке, показываю, как прядется нить и накручивается на веретено, напеваю:
-Веретено! Жужжит, и крутиться оно
Нитку сучит, об пол стучит.
Или, знакомя малышей со сказкой «Лисичка со скалочкой» на занятие приходит Лиса (кукла на руке). Лиса показывает странный предмет (скалку, которую она нашла, но что с ней делать не знает. Вместе с детьми выясняем назначение этого предмета. И после того, как прослушали сказку «Лисичка со скалочкой» дети показывают как надо работать со скалкой (лучше если они будут раскатывать тесто). При этом приговариваю:
А вот скалка-
Рубля не жалко
Станешь печь пироги
Скажешь: «Скалка, помоги!».
Если детям младшего возраста, сказка рассказывается от начала до конца, то более старшие дети уже знакомые с данным произведением сами участвуют в пересказе. И опять продолжается работа по знакомству детей с предметами старинного быта. Так в сказке «У страха глаза велики» бабушка пошла за водой с коромыслом. Что это такое? Для чего нужно коромысло? Предложить детям пройтись с коромыслом и ведрами. Все это повышает интерес детей к давно знакомой сказке. Или в этом же произведении у мышке было ведро с наперсток. А что это такое? Как он выглядит (здесь тоже следует показать и рассказать о наперстке).
Народная культура всегда была высокопоставленной. Воспитанию нравственных чувств у детей служат и мои занятия. Так, знакомя со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый» уместно поговорить о друзьях и дружбе.
Помочь детям понять русские народные пословицы и поговорки: «Друг за дружку держаться- никого не бояться», «Нет друга - ищи, а нашел- береги», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» и др.
Понравилась детям и литературная викторина по нескольким знакомым сказкам, когда дети отгадывают сказки, как по предметам обихода (коромысло, чугунок, ушат) так и по иллюстрациям, диалогом между персонажами, песенками, пословицам, поговоркам. Здесь же можно использовать драматизацию некоторых отрывков из сказок.
Расширяя кругозор детей о взаимодействии человека и природы, на занятиях по приобщению детей к национальной культуре говорим о труде земледельцев.
О том, что полная зависимость от природы заставляла земледельцев тщательным образом изучать окружающий мир, примечать мельчайшие подробности случайностей природы, узнавать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, знать которые не грех и сегодня. «Если галки большой стаей летят - к ненастью, садятся высоко на деревьях – морозу, низко- к оттепели». «Пора пахать, когда гром грянет, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начинают квакать». «Пока лист с вишневого дерева не опал, сколько бы снега не выпало, зима не наступит, оттепель его сгонит».
Такие занятия побуждают детей более внимательно наблюдать за окружающим. Ведь как интересно самому узнать. «Есть ли на дубе много желудей -зима будет суровая» или «Снег прилипает к дереву – к теплу».
Знания природы и жизненный опыт, выливались в постоянные выражения которые зачастую принимают второй обобщенный смысл и которые мы называем пословицами и поговорками: «Год на год не приходится», «Что посеешь, то и пожнешь», «Всякое семя знает свое время».
Большое удовольствие и радость приносит детям то, когда они самостоятельно находят объяснение народным поговоркам : «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь- капустой», «Плачет октябрь холодными слезами», «Сентябрь холоден, да сыт», «Январь- году начало, зиме- середина» и др. Или находят ответы на такие вопросы, как: «Почему в народе называют сентябрь-хмурен, ревун, а октябрь- желтень, листопадник и свадебник»? Или Что означает выражение «ноябрь-грудень»? Здесь идет и обогащение словарного запаса детей и развитие их образного мышления.
Развитию образного мышления способствуют такие включения в занятия загадок. Стараюсь раскрыть смысл загадок, найти замену метафорическим образцам реальными образцами:
«Крикнул гусь на всю Русь» (грач)
«Девица - круглолица всему свету светлица» (солнце)
«Уж не солнце ль виновато, коль висит на небе вата» (облако)
Или такие воистину народные загадки, которые нравятся детям: «Косой бес поскакал в лес» (заяц) или «Под гору коняшка, в гору деревяшка» (катание с горки на санках) и др. На занятиях по приобщению детей к истокам национальной культуры дети узнают о том, что почти каждый день в народе имеет своё название и связанные с этим приметы и обычаи. Например- 14 октября- Покров день Покрова Пресвятой Богородицы, которым в давние времена Богородица покрыла город от врагов и тем самым спасла его. Именно в этот день на Руси принято было играть свадьбы (здесь можно рассказать о свадебных обрядах и свадебных костюмах) или 14 ноября- Кузьминки праздник назван в честь Кузьмы и Демьяна- рукодельников кузнецов. Этот день завершал осенние работы. В народе и говорили «Кузьминки- по осени поминки». В это день было принято резать и готовить кур.
Знакомя с народными традициями нельзя обойти вниманием народные праздники. Рассказ о них, а еще лучше их проведение повышает интерес детей к народной культуре. Это и разучивание закличек, которыми встречают осень:
Веснушка Осень
Гости недель восемь
Со громами сильными
С дождями, ливнями
Лей-ка дождик с неба
Больше будет хлеба.
На зиму:
Ты Мороз, Мороз, Мороз
Не показывай свой нос
Уходи-ка ты домой
Стужу унеси с собой
А мы саночки возьмём
Сядем в саночки
Самокаточки!
А какой веселый праздник Масленицы, когда звучит обрядовые песни:
Душа ль, ты наша Масленица
Приезжай к нам в гости
На широк двор-
На горках покататься
В блинах поваляться
Сердцем потешиться
Масленица Просковья
Приди к нам поскорее
Встретим мы тебя блинами
И мягкими пирогами!
Когда каждой день Масленой недели имеет свое назначение и свой обрядовые традиции. Как здорово, например, участвовать в сжигании чучела Масленицы.
Прощай, Масленица,
Прощай красная
Наступает великий пост
Дадут нам редьки хвост
А мы редьку не берем.
В старину не было ни одного праздника, в котором дети не принимали участие. Дети и сегодня ходят по домам на Святках (с Рождества до Крещения, а на Пасху поздравляют соседей с праздником. По традиции колядной песней:
«Коляда- коляда,
Прикатила коляда!
Мы нашли коляду
Во Мироновым двору
Эй, дяденька Мирон,
Вынеси добро во двор
Как на улице мороз
Подмораживает нос
Не велит долго стоять
Велит скоро подавать
Или тёпленький пирог
Или маслица, творог
Или денежку копьем
Или рубль серебром!
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Надо помнить, что народная игра, как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игра- своеобразная школа ребенка. Оно помимо того, что развивает ловкость, быстроту, силу, меткость, увеличивает знания о народной жизни и культуре, расширяет словарный запас, приучает к сообразительности и вниманию, дает много возможностей для самовыражения. Причем игры я включала не только в праздники, но и в занятия. Тем более когда в занятии принимают участие «гости» (зайчик, лиса и др., тогда игра проводиться с гостями или рассказав сказку про Бабу-Ягу уместно провести игру «Бабка Ёжка». Знакомя с народными праздниками, нельзя забывать и праздники, которые прочно вошли в жизнь нашей страны – это «День Защитника Отечества», «8-е Марта», «День Победы». Так на занятии, приуроченному к празднованию 8-ое Марта, помимо традиционной этической беседы о маме, рассказываю о месте женщины в семье и обществе, используя народные пословицы :
«Нет милее дружка, чем родная матушка»;
«Материнский гнев, что весенний снег. И много его выпадает, да скоро растает»;
«Сердце матери лучше солнца греет»;
«Родную мать никто не заменит».
А на занятиях посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы рассказываю о защитниках Руси с древних времен. Показываю иллюстрации, демонстрирующие эволюцию военной формы (от княжеских дружинников- до современного солдата) и орудия (от мяча- до современных видов вооружения и техники). А еще учила с детьми старую солдатскую песню «Солдатушки, браво ребятушки».
Говоря о праздниках, я уже упоминала о песнях, которые на них поются. Это обрядовые и колядные песни. Но песня сопровождает человека всю жизнь. Поэтому песня звучит и на занятиях: это колыбельная песня, песня, звучащая во время прядения, вязания, вышивания. Песня отражает жизнь русского человека его горести и радости.
Так рассказывая о свадебном обряде, можно познакомить детей со свадебными обрядовыми песнями. Старших детей можно познакомить с песнями, сопровождавшим проводы в армию или на войну.
Здесь нельзя обойти внимание такой вид словесно- музыкальной культуры –как частушки. Восприятие частушки- короткой рифмованной песенки в большинстве случаев состоящей из четырёх строках и исполняющейся полуговорным в характерной звонкой манере доступных детям младшей группы. Но основные сведения о частушки их разучивании –для детей старшего возраста. Частушки звучат на праздниках. Уместны они и на занятиях. Например: после рассказывания сказки, которая заканчивается свадьбой, сказать какая свадьба обходиться без веселой частушки:
Раздайся народ,
Чернобровая идет!
Чернобровая, бедовая,
Нигде не пропадет!
Ой, туфли мои,
Носки выстрочены!
Не хотела я плясать
Сами выскочили.
Дроби бей, дроби бей
Под ногами воробей
Под другое – серый гусь
А плясать я не боюсь.
Или знакомя детей с русской матрешкой.
Девочки - беляночки
Где вы набелилися?
Мы с утра коров доили
Молоком умылися.
Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно- прикладного народного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов / мотив, композиция, цветовое решение, связи народного творчества в его реальных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Приобщение детей к творчеству русских умельцев в нашей работе присутствовало всегда. Дымковская, хохломская, городецкая, гжельская роспись знакома нашим детям. По каждому из перечисленных видов росписи есть пособия, образцы. Поэтому разделу мы ещё включили знакомство с мордовским декоративно-прикладным искусством, а так же больше внимания уделили народной игрушке. Малышам рассказываю о красоте, яркости, особенностях игрушки. Старших детей знакомлю с историей возникновения игрушки. Например: русская матрешка- оказывается не всегда была румяной красавицей. Изначально эта японская игрушка изображала сердитого дядьку. Любимы дидактические и хороводные игры с участием матрешки. А что за чудо –дымковская глиняная игрушка. Детей привлекают яркие забавные игрушки. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.
Занятия по приобщению детей к истокам национальной культуры имеют комплексный характер, поскольку часто включают в себя различные виды деятельности. Это и рассказ, и песня, изобразительная деятельность, подвижная и обрядовая игра, ручной труд и знакомство с художественным произведением.
Богатый фольклорный и познавательный материал я брала из книг «Месяцеслов» (под редакцией Г. Д. Руженкова, «Круглый год» (составитель А. Ф. Некрасова, «Гой-еси, добры молодцы» (сборника русского народнопоэтического творчества, «Пословицы русского народа» (сборник В. Даля).
Работая в этом направлении следует помнить, что традиционная отечественная культура понимается не в узком смысле (как «крестьянская», «простонародная» и т. п.). А в широком – культура страны, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов ее населяющих.
Крестьянская культура определила своеобразие профессионального авторского творчества многих отечественных писателей, художников, музыкантов. Поэтому произведения русской литературы, живописи, музыки уместны и на занятиях по приобщению к истокам народной культуры.
Работа эта интересная, я и дальше продолжу работать в этом направлении.