Ольга Мацнева
Картотека дидактических игр по ППД для детей с нарушениями речи для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА
дидактических игр по ППД
для детей с нарушениями речи
Игра «Продолжи предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций, закрепление правил дорожного движения.
Ход игры: учитель-логопед бросает мяч кому-нибудь из детей и произносит первую часть предложения. Ребёнок, поймав мяч, заканчивает предложение.
На перекрестке случилась авария, потому что.
Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что.
На остановке собралось много народу, потому что.
Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что.
Публикация «Картотека дидактических игр по ППД для детей с нарушениями речи для детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У светофора все машины затормозили, потому что.
Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что.
Водитель сигналил мальчику, потому что.
Дети долго не могли перейти дорогу, потому что
Все дети, без исключения, должны знать …
Игра «Один — много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний существительных.
Ход игры: учитель-логопед бросает мяч кому-нибудь из детей и произносит первую часть предложения. Ребёнок, поймав мяч, заканчивает предложение.
В нашем городе не один светофор, а много…светофоров
Не один пешеходный переход, а много…пешеходных переходов.
Не одна школа, а много… школ.
Не одна дорога, а много… дорог.
Не один дорожный знак, а много… дорожных знаков.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: развитие внимания, логического мышления, закрепление правил дорожного движения.
Все будьте правилу верны:
держаться правой …. (стороны)
Леша с Машей ходят парой,
где идут? по …. (тротуар)
По асфальту точек стежка –
пешеходная …. (дорожка)
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь…. (закрыт)
На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже
Кто не трус и не трусиха
Прокачу того я лихо
У меня мотора нет
Я зовусь. (велосипед)
Ну, а если пешеходу
Тротуар не по пути?
Если можно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный? (переход)
Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут? (подземный переход)
Раньше счёта и письма,
Рисованья, чтенья,
Всем ребятам нужно знать
Азбуку движенья!
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только? (тротуар)
Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему -. (регулировщик)
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный… (светофор)
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - … (дорожный знак)
Мчит от самого порога
К городам другим. (доро
Игра «Назови части»
Цель: развитие умения составлять целое из частей, закрепление знаний по теме «Транспорт».
Колеса, багажник, фары, руль, кабина — легковая машина.
Колеса, кузов, фары, руль, кабина — грузовая машина.
Палуба, якорь, корма, нос, каюта — корабль.
Крылья, кабина, хвост, мотор — самолет.
Руль, сиденье, два колеса, педали, рама — велосипед.
Кабина, хвост, лопасти, мотор — вертолет.
Игра «Придумай загадку»
Цель: развитие связной речи, памяти, мышления.
Ход игры.
На доске развешены картинки с изображением транспортных средств. Детям предлагается выбрать понравившееся транспортное средство и придумать загадку – описание, используя план – схему, размещенную на доске
1. Вид транспорта.
2. Цвет.
3. Форма, размер.
4. Материал.
5. Детали.
6. Как используется:
Пример.
- Это дорожный пассажирский транспорт. Он большой, зеленый, прямоугольной формы. Сделан из металла и пластика. У него есть салон для пассажиров, две двери, много больших окон, четыре колеса. В салоне стоят мягкие сиденья. Этот транспорт предназначен для перевозки пассажиров. Что это? (Автобус)
- Это грузовой дорожный транспорт. Он зеленый, большой. Это сильная, мощная машина, сделана из металла. У нее большие кабина, кузов и колеса. Она может работать на стройке и привозить песок, камни, землю. Что это? (самосвал).
Игра «Составь предложение»
Цель: составление предложений с заданным предлогом, развитие связной речи.
Ход игры.
Дети по очереди бросают кубик и говорят слова: «Один, два, три, четыре, пять, буду кубик я бросать».
Каждый составляет предложение с доставшимся предлогом.
на (На мусоровозе сидит ворона).
через (Через мост переехал автобус.)
над (Над автомобилем пролетели чижи.)
между (Между домами стоит пожарная машина.)
из (Из гаража выезжает самосвал.)
в (В такси едут пассажиры.)
Игра «Играй, да смекай!»
Цели: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Ход игры
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Игра «Угадай транспорт»
Цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию
(загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Дом - чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Что такое - отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине. (Троллейбус)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут - положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. (Экскаватор)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
Здесь дорожные работы-
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы»)
Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»)
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел Фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)
Игра «Подумай – отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Ход игры. Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы:
1. Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
2. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
3. Кто ходит по тротуару? (пешеход)
4. Кто управляет автомобилем? (Водитель)
5. Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
6. Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)
7. По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
8. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
9. Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
10. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)
11. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
12. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)
13. На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
14. Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)
15. Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
16. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
17. Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
18. Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
Игра «Путешественники»
Проводится по картинкам, выданным детям в начале занятия.
Я отправляюсь в путешествие на самолете.
Я отправляюсь в путешествие на корабле.
Я отправляюсь в путешествие на велосипеде.
Я отправляюсь в путешествие на автомобиле. И. т. д.
Игра «Подбери нужное слово»
Образование приставочных глаголов.
Машина в гараж. (заезжает, машина из гаража. (выезжает, машина вокруг гаража. (объезжает, машина к гаражу. (подъезжает, машина от гаража. (отъезжает, машина на мост. (въезжает, машина с моста. (съезжает).
Игра «Кто чем управляет?»
Водитель управляет (чем) —.
Машинист управляет (чем) —.
Летчик управляет (чем) —.
Мотоциклист управляет (чем) —.
Велосипедист управляет (чем) —.
Космонавт управляет (чем) —.
Капитан управляет (чем) —.
Игра «Подбери признак»
Машина (какая) —. , автобус, самолет.
Игра «Подбери действие»
Поезд (что делает) —. , самолет, пароход.
Игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар.
Игра «Один — много»
Самолет — самолеты, машина —. (самокат, трамвай, автобус, троллейбус.).
Игра «Назови одним словом»
Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход. (Водный транспорт.)
Дельтаплан, воздушный шар, самолет, вертолет. (Воздушный транспорт.)
Поезд, трамвай, метро. (Железнодорожный транспорт.)
Машина, грузовик, велосипед, самокат. (Наземный транспорт.)
Игра «Составь предложение».
Логопед показывает детям три домика, в каждый домик помещаем одно слово. Если соединить домики, то получим улицу, а если соединим слова, из домиков, то получим предложение.
19. Примерные предложения:
1. Пешеходы переходят улицу.
2. Дорогу переходим по зебре.
3. Пешеход идёт по тротуару.
4. Машины ездят по дороге.
5. Полицейский останавливает машину.
Игра «Слова рассыпались» (работа парами)
(совершенствование навыка составления и чтения слов).
Логопед : А сейчас нам с вами предстоит собрать в слова рассыпавшиеся слоги. И если мы правильно сложим слова в предложения, то у нас получится основное правило светофора. Дети составляют и читают слова:
Красный – стой!
Желтый – приготовься!
Зеленый – иди!