Драган Елена
«Волшебная зима». Конспект занятия для старшей группы с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с элементами экспериментирования для детей старшей группы
«Волшебная зима»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, художественно – экспериментальная, продуктивная.
Цель: углублять и закреплять знания детей о зиме, путем внесения в занятие экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать и систематизировать словарь детей по тематике «Зима, зимние месяцы, признаки зимы, зимние забавы»;
- развивать воображение, логику и память детей с помощью постановки элементарных экспериментов;
- развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, учить делать из них выводы;
- активизировать речевую деятельность детей;
- закреплять знания детей о характерных признаках зимы и названия зимних месяцев;
- расширять представления детей о свойствах льда и снега.
Развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику детей, координацию речи с движением;
- развивать инициативу детей;
- развивать связную речь, посредством составления рассказа по картинке и описания прогулок с семьей зимой.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментальной деятельности;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира.
Предварительная работа:
занятия в течение года, чтение художественной литературы, дидактические игры, экспериментирования.
Материалы и оборудование: аудио или видео воспроизводящее оборудование для проигрывания песни «Три белых коня» из фильма «Чародеи». Снежок из ваты и декоративного дождика для игры. Тарелочка со снежком. Две одинаковые емкости, кувшин с водой, снег, льдинки, камешек или пуговица. Два блюдца и льдинки для эксперимента с температурой плавления. Тарелка, соль, ложка. Слайд или картинка с изображением игр детей зимой. На каждого ребенка: салфетки, краски, кисточки, веревочка для вмораживания петельки в лед и формочка для замораживания льда (можно взять стаканчики из-под йогуртов или чистые песочные формочки).
Ход деятельности:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Загадаю я загадку, кто сумеет разгадать?
Во дворе замерзли лужи, целый день поземка кружит.
Стали белыми дома – это к нам пришла…
Дети: Зима!
Воспитатель: Зима бывает разной: холодной и ненастной, с метелями, ветрами и ясными деньками. А какой вы представляете зиму? Мы сейчас и поиграем и признаки зимы повспоминаем. Я покажу вам кое-что, а вы назовет этот предмет. Показывает снежок, сделанный из ваты и новогоднего дождика. Что это, как вы думаете?
Дети: Мы думаем – это снежок.
Воспитатель: Конечно – это снежок. Только он не из снега, а из ваты. Как вы думаете, почему я не принесла настоящий снежок поиграть в группу?
Дети: Настоящий снежок растаял бы.
Воспитатель: Так вы настоящие экспериментаторы! Вы уже проводили эксперименты со снегом. Предлагаю еще поэкспериментировать и новые открытия совершить. Хотите?
Дети: Конечно, мы хотим экспериментировать.
Воспитатель: Тогда отправляемся в снежную и морозную страну волшебницы Зимы.
2. Основная часть.
Воспитатель: Чтобы зима пустила к себе в снежную страну экспериментов, нужно показать ей, что мы много о зиме знаем. Интересуемся тем, что зимой происходит с природой. Так какая же оно – зима? Предлагаю поиграть и о зиме много чего рассказать.
У нас два снежка. Один – настоящий, из снега. Его мы положим вот здесь, на тарелочку. Второй из ваты. Его мы используем для игры. Становитесь в хоровод вокруг меня. Но хоровод водить мы не будем, а назовем признаки зимы, которые помним. Я брошу снежок любому из вас. Поймавший снежок называет любой зимний признак и возвращает снежок мне. Правила игры понятны?
Дети: Да, правила игры понятны.
Воспитатель: Ну, а если кто задумается и замешкается, можно ему и помочь, только не кричать и не перебивать друг друга. Договорились?
Дети: Договорились.
Игра «Поймай снежок и назови признаки зимы»
Воспитатель регулирует длительность игры в зависимости от активности и подготовленности детей.
Воспитатель: Зима – волшебное время года. Недаром и такой сказочный праздник, как Новый год, тоже отмечают зимой. Зима – одно из любимейших времен года художников и поэтов. О ней сложено множество красивых стихов. Например, отрывок из романа Александра Сергеевича Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что случилось с нашим снежком, который был положен на тарелочку. Смотрите – он уже начал таять. Во что превращается снег, когда тает?
Дети: Снег превращается в воду.
Воспитатель: Совершенно верно. Растаявший снег станет водой. Мы еще подождем и сами это увидим. Ну, раз мы взялись экспериментировать, предлагаю сравнить скорость таяния снега и льда. Как вы думаете, что быстрее растает?
Дети выдвигают свои версии.
Воспитатель: Сейчас и выясним. Можно использовать более долгий способ – естественный. Положить снег и лед на разные блюдца и ждать, что быстрее растает. Но, думаю, мы устанем так долго смотреть за снегом и льдом. Или, наоборот, отвлечемся, заиграемся и не увидим, что растаяло в первую очередь. Поэтому предлагаю поступить как настоящие эксперты в экспериментировании – сократить время опыта. Хотите побыть экспертами?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Нам нужны две одинаковые емкости. В них наливаем одну и ту же воду из кувшинчика. Теперь аккуратно опускаем в одну емкость снег, а в другую лед. Внимательно смотрим и делаем выводы: что быстрее тает?
Дети: Снег тает намного быстрее льда.
Воспитатель: Правильно. Снег рыхлый, вода и воздух попадают в него очень быстро и он тает. А льдинки плотные, твердые. Они тают медленнее. Но из этого эксперимента можно сделать еще один вывод. Такое тоже часто встречается в экспериментировании. Изучаешь что-нибудь и сразу не один, а несколько выводов возникают. Подсказываю: льдинки тонут в воде или плавают на поверхности, когда мы опускаем их в воду?
Дети: Льдинки плавают на поверхности.
Воспитатель: Из этого можно сделать вывод, что лед легче воды. Смотрите, наш снежок совсем растаял. Берем эту емкость с водой и опускаем в нее льдинку. Льдинка плавает?
Дети: Да, льдинка плавает.
Воспитатель: Возьмем камешек или пуговичку и тоже опустим в воду. Пуговичка плавает?
Дети: Нет, пуговичка утонула.
Воспитатель: Мы экспериментально доказали, что пуговичка тяжелее воды, а лед – легче. Если быть внимательным и наблюдательным, можно много выводов сделать о явлениях природы и о том, что происходит вокруг. Мы уже выяснили, что:
1. В тепле снег тает и превращается в воду.
2. Снег тает быстрее льда, потому что он рыхлый, а лед плотный и крепкий.
3. Лед легче воды, а камушек или пуговичка – тяжелее.
Воспитатель: Сейчас узнаем, завит-ли скорость таяния льда от окружающей температуры. Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт и все сами увидим. Возьмем две примерно одинаковые льдинки, положим их на одинаковые блюдца. Одно блюдце поставим в самое прохладное место группы, а другое туда, где теплее, недалеко от батареи. Пока длится наш эксперимент, попробуем еще вспомнить факты про зиму. Как называются зимние месяцы?
Дети вспоминают названия зимних месяцев. Мы с вами сейчас и зимние месяцы повторим и потанцуем, повеселимся. Хотите?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель ставит отрывок из кинофильма «Чародеи» с песней «Три белых коня» в аудио или видео формате (в зависимости от желания и оборудования группы).
https://youtu.be/Scp3d1nGwxA?si=WjeWna_-z0avL-AK
Воспитатель: Все запомнили названия зимних месяцев?
Дети: Да, все запомнили.
Воспитатель: Тогда хором повторим названия зимних месяцев.
Дети хором: Декабрь, январь и февраль.
Нужно помнить, что увидеть результат эксперимента с температурой таяния льда нужно до того, как вторая льдинка полностью растает. Иначе придется переделывать эксперимент. Если разница таяния льдинок очевидна, то после танца и закрепления названий зимних месяцев, воспитатель показывает детям блюдца, сравнивает результаты, дети делают вывод, что в тепле лед тает намного быстрее, чем на холоде. Если результат опыта еще не очевиден, нужно подождать с показом результатов эксперимента, но не забыть о нем и провести анализ позже.
Воспитатель: Зима строга к тем, кто не соблюдает правила безопасности: выходит на улицу плохо одетым, не носит шапки, шарфики и рукавички, толкается на льду. При таком поведении можно заболеть или получить травму. А чего еще нельзя делать зимой?
Ответы детей. Если дети растеряны, воспитатель может помочь им, немного подсказать, задать наводящие вопросы.
Воспитатель: Но зима хоть строга, но и справедлива. Зимой много веселых развлечений, которых не бывает в другое время года. Какие зимние забавы или развлечения вы любите?
Ответы детей. Если дети растеряны, воспитатель может помочь им, немного подсказать, задать наводящие вопросы.
Воспитатель: Замечали ли вы, что в морозный зимний день при ходьбе снег под ногами хрустит и скрипит?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Это действительно так. В сильные морозы снег под ногами хрустит. Сейчас я, с помощью эксперимента, объясню вам, почему так происходит. Берем тарелочку и насыпаем в нее соль. Посмотрите, соль похожа на снег?
Дети: Да, соль похожа на снег.
Воспитатель: Когда температура очень низкая, холодно не только людям и животным. Снежинки тоже замерзают. Они становятся похожи на маленькие льдинки. Каждая снежинка – это мини льдинка. Такие льдинки-снежинки не слипаются. Поэтому в сильный мороз снежки тоже не лепятся. Когда мы наступаем на снежинки-льдинки, они трутся друг о друга и, кажется, что хрустят. Послушайте.
Воспитатель приминает ложкой соль. Раздается слабый хруст.
Воспитатель: Так же хрустят у нас под ногами снежинки в мороз. А мы, чтобы не замерзнуть и не устать, разомнемся.
Физкультминутка «Снег»
У нас на горке снег, снег.
Тянемся на носочках вверх, стряхивая руками воображаемый снег с ветвей.
У нас под горкой снег, снег.
Наклоняемся, счищаем воображаемый снег с горки.
У нас на елке снег, снег.
Повороты в стороны, широко разводя руки.
У нас под елкой снег, снег.
Приседаем, счищаем воображаемый снег с пола.
А под снегом спит медведь…
Показываем, как ходит косолапый мишка.
Тише, тише, не шуметь.
Убегаем маленькими шажками на носочках к воспитателю.
Воспитатель: Зима чудесное, очень красивое время года. Детям есть чем заняться во дворе зимой. Посмотрите, как весело проводят время дети на этой картинке.
http://krasnousolsk.ucoz.ru/_nw/6/12642873.jpg
Воспитатель: Кто может рассказать, чем заняты дети?
Несколько детей по собственному выбору рассказывают, чем заняты дети. Воспитатель следит, помогает, чтобы у них получался связный рассказ – описание, а не разрозненные предложения.
Воспитатель: Кто-нибудь может рассказать о своей веселой или интересной прогулке этой зимой? Может вы куда-то ходили гулять с родителями или старшими братьями – сестрами? Играли в зимние игры?
Выслушать детей, при необходимости помогая им формулировать мысли.
Наше занятие подходит к концу, но я предлагаю еще один эксперимент. Займите место за столами. Перед вами краски и кисточки. Но красить мы будем не бумагу, а воду. Перед вами поставили небольшие емкости-формочки. В них налита вода. Осторожно, постарайтесь не разливать ее. Выберите любой цвет и с помощью кисточки окрасьте воду в выбранный вами цвет. Не бойтесь экспериментировать, но постарайтесь не сделать цвет воды в вашей формочке тусклым, грязным. Пусть вода будет яркая! Теперь берем приготовленные веревочки, складываем их петелькой и опускаем концы петельки в цветную воду. Колечко остается снаружи. Эти формочки мы вынесем на улицу (уберем в морозильную камеру, а когда цветные льдинки замерзнут, украсим ими елочку (дерево, кустик) на участке. Нравится вам такая идея?
Дети: Да, очень нравится.
3. Заключительная часть, рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы провели много экспериментов, узнали свойства льда, воды, снега и даже научились делать цветные льдинки для украшения нашей площадки. Понравилось вам наше занятие?
Дети: Да, очень понравилось.
- Какие эксперименты вам запомнились?
- Про какое время года мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали о зиме, ее свойствах?
- Как называются зимние месяцы?
- Что больше всего запомнилось вам из сегодняшнего занятия?
- Какие эмоции вы испытали?
Воспитатель: Мне тоже очень понравилась проводить с вами разные эксперименты. Обязательно поэкспериментируем еще в будущем.