Приложение МААМ

Картотека дидактических игр по окружающему миру в подготовительной группе

Никитина Ольга
Картотека дидактических игр по окружающему миру в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по окружающему миру в

подготовительной группе

Построй домик для животного

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.

Публикация «Картотека дидактических игр по окружающему миру в подготовительной группе» размещена в разделах

Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п., стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д.). самих животных.

Задания

Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.

Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.

Подобрать домик для животного.

Рассказать о своем выборе.

Правила

В игру играют в командах (3 команды по 2—3 человека в каждой).

Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.

Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришло письмо

Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям? (Да.)

Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.

Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.

В конце игры подводится итог.

«Наряды матушки – земли».

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

Правила.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

«Речные рыбы».

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

Задания.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

Правила.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

«Город и село».

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

Правила.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

«Поступи правильно».

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

Задания.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

Правила.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

«Виды труда»

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

Задания.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

Правила.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

«Светофор»

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

Задания.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

Правила.

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

«Грибная полянка»

Цель. Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобные и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березой — подберезовик, пол осиной—подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные = картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба- лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, где дети делали из бумаги корзиночки.)

Задание. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).

Правила

Количество играющих 6-7 человек.

В лес за грибами можно идти только с корзинкой.

Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.

Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.

Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.

Под музыку дети вместе идут в «лес».

Педагог объясняет правила игры и задание.

Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.

Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

В конце игры подводится итог.

«Гнездовья птиц»

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц —строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т. д.).

Правила

Количество играющих не должно превышать 6 человек.

При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).

При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

В начале игры педагог знакомит детей с птицами —участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы.

Педагог предлагает детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.

В конце игры подводится итог.

«Деревья и кустарники»

Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.

Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.

Задания

Составить дерево или кустарник.

Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам

а) по высоте;

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника —несколько).)

Выбрать самый главный из отличительных признаков.

Правила

Количество играющих 6-7 человек.

Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево и кустарник и ответить на поставленные вопросы.

Педагог ставит игровую задачу:

—Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.

Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

Дети начинают выполнять игровые действия.

Выявляется победитель.

В конце игры подводится итог.

«Бабочки»

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал. На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, симметричных и асимметричных, с нарушением и без нарушений пропорций и строения).

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

Правила

Количество играющих 5—6 человек.

Играть по очереди.

Побеждает тот ребенок, который соберет большее количестве несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Педагог предлагает рассмотреть цветочную поляну и бабочек, которые прилетели покружиться над ней.

Для правильного выполнения задания детям следует внимательно рассмотреть предложенных бабочек.

Очередность устанавливается посредством вытягивания сложенных бумажек одинакового размера, на каждой из которых внутри написана исс-а (1. или 2, или 3 и т. д.) — номер очереди.

Дети по очереди анализируют и высказывают свое мнение: какая бабочка подходит, а какая —нет.

В результате на картине должны остаться только те бабочки, у «вторых не нарушены пропорции и строение.

В конце игры подводится итог.

«Моя комната»

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги рахшчного цвета («пустые комнаты»)— по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер и т. д.

Задания

Обустроить свою комнату.

Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

Самостоятельно все расставить.

Рассказать о своем выборе.

Правила

Количество играющих 5-6 человек.

Работать самостоятельно.

При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия

Педагог проводит краткую беседу по теме.

Дети самостоятельно работают по заданию, затем по очереди рассказывают, почему выбрали ту или иную карточку.

В конце игры подводится итог.

«Лесной город»

Цель. Показать детям, что лес —это целый город, состоящий из их особенных домов: каждое дерево, куст, травинка —это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Познакомить детей с понятием «ярусов» леса, на которых проживают лесные жители. Посредством «лифта» познакомить с предпочтениями живых существ к условиям проживания на определенной высоте.

Материал. Красочная картина лесного ландшафта; карточки с изображением лесных жителей; «кабинка лифта»; обозначение шагов (перышки, следы и т. п,- в зависимости от того, какое животное сопровождает вас по определенной высоте).

Задание. Дойти до конца маршрута, отвечая на вопросы педагога.

Правила

Количество играющих от 4 до 8 человек.

Запрещено менять выбранного героя на протяжении всей игры, играть только на высоте своего героя.

Проходить по лесу строго по условным знакам.

Бросая игровой кубик, дождаться его полной остановки, подсчитать точки на остановившейся стороне, количество шагов, пройденных по карте по условным знакам, должно соответствовать количеству точек, выпавших на кубике.

За правильный ответ на вопрос педагога ребенок имеет право продвинуть своего героя на два шага вперед, за неправильный —один :дзг назад, за неправильное поведение по отношению к другим игрокам — по два шага назад после каждого замечания.

Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца игры и правильно стветит на вопросы педагога по теме

Педагог разворачивает перед детьми карту игры, предлагает внимательно рассмотреть ее и проследить маршруты продвижения по игре.

В начале маршрута нарисовано дерево, символизирующее многоквартирный дом, на нем прикреплена кабина лифта, которая по нитям-канатам может двигаться вверх и вниз.

Педагог настраивает детей на игру, рассказывает им, что лес — это целый город, в котором живут самые разные живые существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В гости к ним можно подняться на «лифте». Педагог знакомит детей с «кабинкой лифта», с помощью которого можно подняться на любую высоту и не только встретиться с обитателями леса, но и —с их помощью —совершить путешествие.

Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

Поднимаясь на «лифте» вверх, дети выбирают одного из лесных жителей, живущего на определенной высоте.

По очереди бросая кубик, дети продвигают выбранного жителя по карте леса. Когда ребенок попадает в гости к тому или иному жителю леса, педагог задает заранее подготовленные вопросы по каждому живому существу.

Примерные вопросы о животных:

Почему лягушек называют земноводными?

Как ведет себя ежик в момент опасности?

На каком ярусе можно встретиться с медведем?

Примерные вопросы о птицах:

Какие материалы используют птицы для строительства гнезд?

На каких ярусах можно встретить птиц? (Почти на всех.)

Примерные вопросы о насекомых:

Сколько пар ног у насекомых?

Кто такой короед?

Кому короед опасен?

На каком ярусе можно встретиться с гусеницей? Почему?

В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса.

В конце игры подводится итог.

«Снежинки»

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Расс о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить ум вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на ревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы —на к ребенка.

Правила

Количество играющих не должно превышать 5—6 человек

Активно участвовать в обсуждении проблемы.

Знать правила работы с ножницами и клеем.

Работать совместно в коллективе.

Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

Детям предлагается внимательно рассмотреть картину, сказать, лего на ней не хватает. (Нет снега на земле.)

Беседа о значении снежного покрова для леса и его обитателей.

Педагог предлагает укрыть землю на картине вырезанными снежинками.

Показ приемов вырезания снежинок из бумаги.

Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.

В конце игры подводится итог.

«Наши любимцы»

Цель. Познакомить детей с климатической картой мира, естественными условиями обитания экзотических животных и растений, проживающих в экологической лаборатории и зооуголках. Познакомить со странами, которые являются их родиной, с климатом в этих странах, приспособлениями живых существ к климатическим особенностям стран, образом жизни этих животных на воле.

Материал. Дидактическая картина «Родина наших любимцев» с изображением континентов и климатических поясов; вырезанные из картона изображения попугаев, хомячков, канареек, рыб, черепах и т. п.

Задание. Отправить животных на их родину, рассказать о них.

Правила

Количество играющих 5—6 человек.

Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием

Педагог раскладывает климатическую карту с изображение материков и островов, предлагает рассмотреть карту, объясняет, ч различные цвета на карте обозначают климатическую температур).

Педагог поручает детям, опираясь на свои знания, отправить живых существ на каникулы на родину.

Дети рассказывают о живых существах и расставляют их на карте.

В конце игры подводится итог.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Тема: Естественные и искусственные источники света. Цель: Познакомить детей с естественными и искусственными источниками света. Задачи:.

Конспект игрового интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной группе ИГРОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Подготовительная группа. Цели: - Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие в подводный мир» в подготовительной группе Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в.

Конспект НОД по окружающему миру «Спасаем реки» в подготовительной группе Розалия Якимова НОД в подготовительной к школе группе: «Спасаем реки!». Цель: познакомить детей с источником загрязнения водоёмов, выработать.

Конспект занятий по окружающему миру «Масленица» в старшей подготовительной группе .

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Здравствуй, детский сад!» Тема занятия : "Здравствуй, детский сад!" Цель: формировать у детей дружеские отношения, уважение друг к другу; воспитывать уважение к сотрудникам.

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Перелётные птицы» Цель: Создать условия для уточнения и расширения представлений детей о перелётных птицах, о времени года весна: учиться замечать весенние.

Сценарий викторины по окружающему миру в подготовительной группе «Мы — друзья природы» Конспект занятия – викторины по окружающему миру в подготовительной группе «Мы - друзья природы» Цель: Формирование представления детей.

Занятие по окружающему миру «Волшебная страна здоровья» в подготовительной группе ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального.

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру «Назад в прошлое» Занятие в подготовительной группе по окружающему миру Конспект по художественно-эстетическому развитию «Дельфины» в старшей группе Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по окружающему миру в подготовительной группе
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 17:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по окружающему миру в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Ольга (УИ 2112700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД