Дарья Кондратьева
Картотека дидактических игр на формирование математических представлений для детей с ЗПР в средняя и старшей группах
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр на формирование математических представлений
Игры о количестве предметов
1. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Знакомимся с цифрами»
Цель игры: Подобрать цифру к каждой карточке с изображением количества предметов.
Публикация «Картотека дидактических игр на формирование математических представлений для детей с ЗПР в средняя и старшей группах» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любыедругие,фишки.
Ход игры: Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
2. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Подбери игрушку»
Цель игры: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Оборудование: игрушки
Ход игры: Педагог объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Костя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
3. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Сосчитай правильно»
Цель игры: упражнять в счете предметов по осязанию.
Оборудование: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Ход игры: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - останавливаются. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
Игры о величине
1. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 5-6 лет
Название: «Архитектор»
Цель игры: учить правильно выбирать большие и маленькие объекты.
Оборудование: вырезанные из бумаги 2 одинаковых домика, двери и окошки двух размеров.
Ход игры:
I домик II домик
1. маленькая дверь, маленькие окошки большая дверь, большие окошки
2. маленькая дверь, большие окошки большая дверь, маленькие окошки
3. большая дверь, маленькое окошко, большое окошко маленькая дверь, маленькое окошко, большое окошко
2. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 5-6 лет
Название: «Разноцветные полоски»
Цель игры: учить ориентироваться в величине полосок, учить понятиям: длинный, короткий, широкий, узкий; учить сравнивать полоски по данным параметрам величины.
Оборудование: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.
Ход игры:
Варианты заданий:
1) группировка «широкие – узкие»;
2) группировка «длинные – короткие»;
3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;
4) сравнение полосок по разным параметрам величины.
3. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 5-6 лет
Название: Упражнение «Дощечка, мостик и плот»
Цель игры: учить сравнивать три объекта по ширине, развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: напольный набор «Строитель».
Ход игры: Дети по лесу гуляли, гуляли,
Слушали птичек, грибы собирали.
Надо теперь им преграду пройти –
Речка, река и ручей на пути.
Из имеющегося набора «Строитель» дети должны построить дощечку через ручей, мост через речку и плот для переправы через реку и пройти по ним. Самая узкая дощечка, мост пошире, плот самый широкий.
Игры о форме
1. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 5-6 лет
Название: «Подбери фигуру»
Цель игры: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Оборудование: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Ход игры: Сначала воспитатель предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
2. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 5-6 лет
Название: «Назови свой автобус»
Цель игры: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.
Оборудование: 4 стула, картинки геометрических фигур, билеты с геометрическими фигурами.
Ход игры: Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями, Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
3. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 5-6 лет
Название: «Почему овал не катится?»
Цель игры: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы
Оборудование: фланелеграф, модели геометрических фигур,
Ход игры: На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. Воспитатель обобщает ответы детей : у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры., похожие на круг. Это фигура овальной формы. Воспитатель учит отличать их от кругов, спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет. Спрашивают, почему? Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.
Игры о цвете
1. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 3-4 лет
Название: «Зимняя палитра»
Цель игры: закрепление представлений об основных цветах и их оттенках, расширить кругозор детей по теме «зимняя одежда».
Оборудование: картинки, карточки
Ход игры: Педагог демонстрирует воспитанникам картинки, изображающие варежки разных оттенков. Затем раскладывает перед ребятами карточки, на которых нарисованы другие предметы зимнего гардероба разных цветов. Игровая задача — составить комплекты одежды по цвету. Например, к зеленым варежкам нужно подобрать зеленые сапожки, шапку, шарфик, куртку.
2. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 3-4 лет
Название: «Бегите ко мне!»
Цель игры: учить детей сравнивать предметы по цвету.
Оборудование: желтый, синий и красный флажки по количеству детей.
Ход игры: Взрослый раздает детям по одному флажку. Ведущий держит флажки всех трех цветов за спиной, затем достает один, поднимает его и говорит, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают взрослый предлагает поднять им свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет» (т. е. правильного или другого цвета).
3. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 3-4 лет
Название: «Подбери по цвету»
Цель игры: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.
Оборудование: картинки, игральное поле.
Ход игры: на столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку в соответствующего цвета отдел игрального поля. Дети могут играть вчетвером, по очереди вытаскивая картинки.
Игры о временах года
1. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Приметы зимы»
Цель игры: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому что.
Оборудование: карточки с временами года.
Ход игры: Дефектолог спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".
2. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Четыре времени года»
Цель игры: закрепить знания детей о последовательности времён года.
Оборудование: сказка, куклы одетые по временам года.
Ход игры: Дефектолог предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Дефектолог зачитывает рассказ «Четыре сестры» (автор Елена Глызь) :
«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.
Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.
Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.
Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.
Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».
3. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Четвертый лишний»
Цель игры: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Оборудование: объемные предметы фрукты и овощи, макеты грядок и деревьев.
Ход игры: Воспитатель выкладывает четыре детали на деревьях или грядке, одна из деталей лишняя, не подходит под общую классификацию. Ребенок должен определить что лишнее, назвать обобщающее слово; назвать время года, к которому относятся выбранные детали.
Игры для формирования элементарных измерительных умений
1. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Собери и составь»
Цель игры: закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.
Оборудование: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.
Ход игры: ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.
2. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Разноцветные окошки»
Цель игры: составление геометрических фигур из 2-х равных частей.
Оборудование: картинка с изображенными 4 домика, окошки домов разной геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и разные по величине (одна часть окошка раскрашена цветом).
Ход игры: Ребёнку предлагается определить и назвать форму и величину окна в домике и закрасить нужным цветом недостающую часть.
3. Категория обучающихся с ОВЗ, возраст: для детей ЗПР, возраст 4-5 лет
Название: «Геометрическая мозаика»
Цель игры: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, овале, прямоугольнике, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм.
Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.
Ход игры: ребенок должен брать только те геометрические фигуры из которых составлены предметы на его карточке. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.