Татьяна Карбаинова
Серия дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Первая серия речевых упражнений на развитие тембровой окраски голоса.
1. «Как бы ты сказал?».
Дидактическая задача : развивать мимику лица; развивать тембровую окраску голоса: говорить вопросительно, утвердительно, с интонацией просьбы и возмущения.
Мотивация: В: Ребята, я сегодня получила конверт из страны весёлых человечков. И в этом письме они прислали нам новую, интересную игру. Давайте посмотрим, какую игру подарили нам весёлые человечки, которая называется «Как бы ты сказал?».
Публикация «Серия дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2015
Игровые правила: изображать лицо как на картинке, передавать звуки по настроению.
В: У каждого из вас на столе лежат карточки, посмотрите на личико, изображённое в ней и попробуйте изобразить такое настроение, используя слова. Например: У меня личико радостное, я улыбнусь и скажу: «Мне весело, мне радостно!» А сейчас каждый из вас изобразит настроение, которое изображено на карточке.
2. «Всё из «О».
Дидактическая задача : закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; развивать тембровую окраску голоса: говорить вопросительно, утвердительно, с интонацией просьбы и возмущения.
Мотивация: Ребята, я предлагаю вам написать волшебные письма в страну буквы «О». Для этого нам понадобятся листы бумаги, карандаши и ваши умелые ручки. Вы согласны порадовать жителей страны буквы «О»?
Игровые правила: пропивать букву надо плавно, медленно.
Считалка для определения, ведущего:
Раз, два, три, четыре,
Сколько мебели в квартире,
Гардероб, журнальный столик,
Горка, стенка с антресолью,
Кресла, шкаф, диван, буфет…
А тебе там места нет!
Игровые действия: По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы «О» (большие и маленькие, в процессе рисования дети пропевают букву «О». После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению. Когда письма будут готовы, воспитатель с детьми складывает письма в конверт и отправляют в страну буквы «О».
3. «Буквы в клетке».
Дидактическая задача : закрепление знаний детей о буквах; развитие сосредоточенности и концентрации внимания; развивать тембровую окраску голоса: говорить вопросительно, утвердительно, с интонацией просьбы и возмущения.
Мотивация: В: Ребята, волшебная фея прислала вам необычный алфавит, где все буквы перепутались. Она хочет проверить, какие вы сообразительные и как хорошо знаете алфавит.
Игровые правила: ребёнок в таблице ищет и называет все буквы по порядку, как они должны находится в алфавите.
Игровые действия: Взрослый предлагает ребёнку таблицу и объясняет, что буквы в ней расположены не по порядку. Ребёнок должен отыскать все буквы в таблице от А до Я произнося их вслух. Если вы играете с двумя детьми, то можно между ними устроить соревнование: кто быстрее найдёт и назовёт все буквы по порядку.
4. «Как разговаривают животные?».
Дидактическая задача : закреплять знания детей о том, как разговаривают животные; развивать тембровую окраску голоса: передовая характер животного.
Мотивация: В: Ребята, сегодня на занятии мы с вами разговаривали о домашних животных. Я предлагаю вам вспомнить, как разговаривают домашние животные. А после того как мы вспомним, поиграем с вами в игру которая называется «В деревне».
Игровые правила: у кого лучше получится передать голос своего животного, тот сам для игры «В деревне» выберет себе роль.
Игровые действия: при получении карточки, ребёнок говорит голосом того, кто изображён у него на картинке.
5. «Какой звук?».
Дидактическая задача : развивать артикуляционный аппарат; развивать тембровую окраску голоса: говорить вопросительно, утвердительно, с интонацией просьбы и возмущения.
Мотивация: В: Ребята, я сегодня получила конверт из страны весёлых человечков. И в этом письме они прислали нам новую, интересную игру. Давайте посмотрим, какую игру подарили нам весёлые человечки, которая называется «Какой звук».
Игровые правила: произносить звук надо так, как показано на картинке, чтобы узнать его.
Игровые действия: детям раздаются картинки, они смотрят на них и узнают звук, который произносит личико там изображённое.
Вторая серия словесных игр на развитие темпа речи.
1.«Вы поедите на бал?»
Дидактическая задача : (ведущего) «подловить» игрока, задать такой каверзный вопрос, чтобы игрок нечаянно ответил «да» или «нет», «чёрный» или «белый»- в том случае он проигрывает; развивать темп речи: учить говорить медленно и умеренно меняя темп речи в зависимости от содержания текста.
Мотивация: В: Ребята, вчера я посмотрела сериал, где люди собирались в больших, красивых дворцах на балы. И тут я вспомнила, что в детстве играла в очень интересную игру, которая называется «Вы поедите на бал?» Я бы очень хотела поделиться ею с вами и научить в неё играть.
Игровые правила: Если игрок называет слово: да, нет, чёрное, белое-ведущий заканчивает с ним диалог и задаёт вопросы следующему игроку.
Считалка для определения, ведущего в игре:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты,3 рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Игровые действия: Выбирается ведущий, который произносит писловку к игре:
«Да и нет, не говорите,
Чёрно-белое не называйте,
Вы поедите на бал?»
И дальше начинается диалог с ведущим на эту тему – в чём поедут, какого цвета будет фрак.
2. «Испорченный телефон».
Дидактическая задача : Развивать фонематический слух; развивать темп речи: учить говорить медленно и умеренно меняя темп речи в зависимости от содержания текста.
Материал: конверт.
Мотивация: В: Ребята, я сегодня получила конверт из страны игрушек от феи. И в этом письме она написала нам новую, интересную игру. Давайте посмотрим, какую игру подарила нам фея, которая называется «Испорченный телефон».
Игровые правила: произносить четко, но шёпотом задуманное слово; остальным игрокам соблюдать тишину; услышанное слово не должно произноситься в слух, а держаться в тайне от других игроков.
Считалка для определения, ведущего в игре:
Завтра с неба прилетит
Синий – синий-синий кит
Если веришь-стой и жди, А не веришь-выходи!
Игровые действия: выбирается первый (ведущий) шепчет на ухо сидящему рядом игроку любое слово. Второй так же передаёт третьему. Последний игрок встаёт и в слух называет то, что расслышал.
3. «Эхо».
Дидактическая задача : развивать темп речи: учить говорить медленно, умеренно и быстро меняя темп речи в зависимости от содержания текста.
Мотивация: В: Ребята, я сегодня в нашей коробочке, где появляются игры, появилась новая игра, которая называется «Эхо». Давайте попробуем в нее поиграть.
Игровые правила: педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Игровые действия: В: (громко говорит) А-А-А. Ребёнок – эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно также использовать сочетание гласных звуков: ау, уа, за.
Третья серия игр с предметами на развитие силы голоса.
1. «Колечко».
Дидактическая задача : формировать волевые качества в общении со сверстниками; развивать память, внимание; развивать фонематический слух; развивать у детей дикцию, умение говорить громко.
Материал: колечко.
Мотивация: ребята, вчера я прибиралась дома и нашла колечко. Мне сразу вспомнилась игра, в которую я играла в детстве и мне захотелось вас научить играть в эту игру, а называется она «Колечко».
Игровые правила: если убегающего игрока не поймали, он становится водящим.
Считалка для определения, ведущего в игре:
На золотом крыльце сидели:
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утёнка,
Выходи, ты будешь Понка.
Игровые действия: выбирается водящий, игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладошки лодочкой. Водящий зажимает в ладонях колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные «лодочкой» руки и приговаривает:
Я нашу- нашу колечко, и кому- то подарю (и незаметно вкладывает колечко в ладони одного из игроков). Затем произносит:
Колечко- колечко, выйди на крылечко!
И «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому «избранный» старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.
2. «Волшебный кубик».
Дидактическая задача : развивать умения говорить громко; следить за чётким произношением звуков.
Материал: кубик с картинками на каждой грани.
Мотивация: В: Ребята, я сегодня получила конверт из страны игрушек от феи. И в этом письме она написала нам новую, интересную игру. В письме указано, что эта игра находится в заветном месте, что бы добраться до него вам надо пройти пять шагов вперёд, три шага налево, повернуться кругом, и вы будите у цели. (Дети проделывают путь). Вот мы и нашли игру «Волшебный кубик».
Игровые правила: подбрасывать кубик так, чтобы он не упал; отвечать громко, чётко.
Игровые действия: ребёнок бросает кубик. Затем ему надо изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ребё нок вместе с воспитателем произносит:
«Вертись, кружись, на бочок ложись», - и кидает кубик.
На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
3. «Разбуди кота».
Дидактическая задача : активизировать в речи детей наименования детёнышей животных; развивать умение говорить громко.
Материал: элементы костюма животных (шапочки)., игрушка Котика.
Мотивация: В: Ребята, к нам в гости пришёл сегодня Котик, он учится в первом классе и учитель задала ему придумать интересную игру, но у него не получается и решил попросить вас о помощи. Поможем Котику? Давайте попробуем сочинить такую игру «Разбуди котика».
Игровые правила: если котом персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
Считалка для определения, ведущего в игре:
1-2-3-4-5-будешь котиком опять.
Игровые действия: по считалке выбирается роль кота. Он садится, закрыв глаза (как бы спит, на стул в ленте круга. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание соответствующему персонажу). Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок).
4. «Съедобное - несъедобное».
Дидактическая задача : расширять активный словарь детей; развивать память, внимание; развивать фонематический слух; развивать умения говорить громко, средне, тихо в зависимости от содержания текста.
Материал: мяч, письмо.
Мотивация: В: Ребята, Баба – Яга перепутала всех героев наших любимых сказок, и теперь они не могут найти дорогу домой. Поможем им? Для этого нам надо поиграть в игру, которая называется «Съедобное - несъедобное». Играть надо внимательно, чтобы не ошибиться.
Игровые правила: если кто – то «съел» несъедобное становится ведущим.
Считалка для определения, ведущего в игре:
Эни - бэни
Рики – таки
Буль – буль – буль
Караки – шмаки
Эус – беус – краснабеус
Бац.
Игровые действия: выбирается ведущий, все игроки садятся на лавочку либо стоят в кругу. Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой – либо предмет. Если «это» съедобное – игрок должен поймать мяч. Если несъедобное – отбить его.