Ольга Ткаченко
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву «П» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
на букву П (продолжение)
116. Игра «Подскажи словечко, что случилось в новый год?»
117 .Игра «Подскажи словечко»
118. Игра «Подумай и назови»
119. Игра «Поезд»
120. Игра «Поймай звук»
121. Игра «Поймай и раздели»
122. Игра «Полезно – вредно»
123. Игра «Помощники»
124. Игра «Посади цветок»
125. Игра «Поставь дорожный знак»
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на букву „П“ (продолжение)» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
116. Игра «Подскажи словечко», «Что случилось в Новый год»
Цель: Продолжать развивать речевой слух, чувства рифмы.
В Новый год случится
Тихо постучится
В наши двери кто-то.
Тук-тук! Кто там?
Поглядите только! —
Зеленая, пушистая,
Смолистая, душистая. (Елка). Я модница такая,
Что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки,
Любые украшенья.
Но на мою, поверьте,
Великую беду,
Наряд мне надевают
Всего лишь раз в году. (Новогодняя елка)
117. Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать речевой слух, чувство рифмы, учить связному монологическому
высказыванию (толкование загадки). ОВОЩИ
Ход игры. Воспитатель читает стихи, а дети договаривают последнее слово.
Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я. (капуста).
Кругла да гладка, откусишь — сладка,
Сидит на грядке крепко, а зовётся. (репка).
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (лук).
На жарком солнышке подсох, и рвётся из стручков. (горох).
И зелен, и густ, На грядке вырос куст, покопай немножко: под кустом. (картошка).
Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Зовусь я. (свёкла).
ВАРИАНТ 2 ПТИЦЫ
Цель: Развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети слушают и договаривают последнее слово.
Он весной поёт красиво, звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей, что за птичка?. (соловей)
Солнце греет у порога и растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи, прилетели к нам. (грачи)
Высоко под облаками, над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок, песнь заводит. (жаворонок)
Кто в лесу у нас гадает и про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь, сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка, а зовут ее. (кукушка)
ВАРИАНТ 3 ОБУВЬ
Лужи, грязь нам не враги, коль наденешь… (Сапоги)
Истоптал я все тропинки, продырявил все… (Ботинки)
Шерстяные спаленки детским ножкам… (Валенки)
У сестрёнки-лапочки на двух ножках… (Тапочки)
Чтоб дышали летом ножки, надевайте… (Босоножки)
ВАРИАНТ 4 ПТИЦЫ
Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Птички на деревья сели, посчитай-ка: раз, два, три.
На зимовку прилетели с красной грудкой. (снегири).
Два огромных страшных глаза кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу, коль заухает. (сова).
Тук-тук-тук с утра весь день как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил? Тук-тук-тук, — в ответ нам. (дятел).
Серый маленький комочек, Чик-чирик! — замёрз он очень!
Солнце, выгляни скорей, ждёт тебя наш. (воробей).
Кар-кар-кар! — кричит плутовка, ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы очень любит эта птица!
И она вам всем знакома, как зовут ее?. (Ворона).
Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы: одним словом это —. (птицы).
ВАРИАНТ 5 МЕБЕЛЬ
Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки —
Мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их. (стол).
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я. (табуретка). На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я — большой, красивый. (шкаф).
Про меня вы все забыли
И не вытерли от пыли!
Я блестящий, я стеклянный,
Не похож на деревянный!
Я красивую посуду
Охраняю от простуды,
Чтоб она не простудилась
И случайно не разбилась!
Охраняю я бокалы,
И фужеры, и пиалы,
Вазы для цветов, конфет
Потому, что я —. (буфет).
ВАРИАНТ 6 АРМИЯ
Подрасту и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою. (страну).
2. Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником —
Станешь. (пограничником).
3. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном. (корабле). 4. Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота —
Ждет тебя, солдат. (пехота).
5. Самолёт парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный. (лётчик).
6. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется. (танкистом).
7. Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было. (войны).
ВАРИАНТ 8 ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Раз в глубоком тёмном иле рыбку рыбаки ловили, а к ним в сети угодил злой зелёный. (крокодил).
Панцирь крепкий, как гранит, от врагов он защитит, и под ним не знает страха медлительная. (черепаха).
В Антарктиде среди льдин ходит важный господин, в чёрный он одет сюртук, крылья машут вместо рук. Хоть на шее белый галстук, на ногах надеты ласты. Вы узнали господина, птицу важную —. (пингвина?
Слышите могучий топот? Видите длиннющий хобот? Это не волшебный сон! Это африканский. (слон).
ВАРИАНТ 9 ЦВЕТЫ
Мы несли грибы в корзине
И еще цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назывался. (василёк).
Поле, словно в желтых волнах.
Здесь растет цветок. (подсолнух).
Поворачивает ловко
Он за солнышком головку.
Мы сплетем веночки летом
Для Оксаны, Маши, Светы,
Для Аленки, двух Наташек.
Все веночки из. (ромашек).
Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые. (незабудки).
ВАРИАНТ 10 СКАЗКИ
Воспитатель предлагает поговорить о произведениях, которые написал К. И. Чуковский.
Необходимо закончить стихотворение.
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
Что же нету (Айболита)
Прибегали два курчонка,
Поливали из (Бочонка) Вдруг из маминой, из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает (Головой)
Загляни – ка ты в кадушку –
И увидишь там (Лягушку)
118. Игра «Подумай и назови»
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, уточнить представления детей о
признаках и действиях перелётных птиц.
Ход игры.
Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет признак или действие перелётной птицы, ребенок, бросая мяч обратно, должен произнести название перелетной птицы, к которой относится данный признак или действие.
Например: венценосный — журавль, щебечет — ласточка, длинноногая — цапля, кукует — кукушка, быстрокрылая — ласточка, курлычет — журавль, длинношеий — лебедь, журавль, ходит по болоту — цапля, стоит на крыше — аист.
ВАРИАНТ 2 СКАЗКИ
Цель: Обогащение экспрессивной речи словами – синонимами.
Ход игры.
Айболит был доктором. Как его назвать по - другому? Врач.
Один из героев сказки – гиппопотам. Как его назвать по – другому? Бегемот.
Айболит лечил зверят. Как их назвать по – другому? Детеныши животных.
Когда Айболит вылечил зверят, все на радостях танцевали. Как сказать по – другому? Плясали.
119. Игра «Поезд»
Цель: Развивать фонематические процессы; закреплять графический образ букв Н, Б, М.
Ход игры.
Воспитатель прикрепляет на вагонах буквы. Дети получают картинки с изображением животных.
Воспитатель предлагает помочь животным занять место в своем вагоне: в вагоне с буквой М будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [М], [мь]; в вагоне с буквой Н — животные, в названиях которых есть звуки [н], [нь]; в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].
120. Игра «Поймай звук»
Цель: Развивать фонематическое восприятие.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям «поймать звук» : дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Например: Звук [м] : комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.
Звук [к] : гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.
ВАРИАНТ 2 ЛЕТО
Звук [г] : радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые.
Звук [а] : комар, жара, жук, август, грибы, река.
121. Игра «Поймай и раздели»
Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев.
Ход игры
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.
ВАРИАНТ 2
Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий перелётных птиц.
Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: грач, скво-рец, а-ист, ле-бедь, ут-ка, гусь, жу-равль, со-ло-вей, жа-во-ро-нок.
ВАРИАНТ 3 ЦВЕТЫ
Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Например: Ко-ло-коль-чик—четыре слога. О-ду-ван-чик. Ро-маш-ка. Ва-си-лёк.
ВАРИАНТ 4 ЛЕТО
Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов. Закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Например: Сол-ныш-ко — три, тра-ва — два, ра-ду-га — три, реч-ка — два, дож-дик — два. и т. д.
122. Игра «Полезно – вредно»
Цель: Развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Ход игры. Рассмотреть какой – либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны. Например: если идет дождь – это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго – это плохо, потому что корни могут сгнить от переизбытка влаги.
123. Игра «Помощники»
Цель: Учить детей пользоваться в речи распространенным предложением с дополнением, стоящим в творительном падеже.
Материал: предметные картинки с изображением веника, тряпки, скатерти, мальчика и девочки.
Ход игры. Педагог говорит фразу, которая состоит из незаконченных предложений, а дети сами заканчивают предложения. «Мамы нет дома. Маша и Саша решили убрать квартиру. Саша подмел пол…чем? – «Веником». – «Маша стерла пыль…чем? - «Тряпкой». – Саша помыл посуду …чем? – «Водой». – «Мама была довольна…кем? – «Машей и Сашей».
124. Игра «Посади цветок»
Цель: Развивать мышление.
Материал: карточки с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Ход игры.
Предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах» : на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную клумбу – цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную клумбу – все большие цветы.
Вопросы к детям: Какие цветы остались без клумбы? Какие цветы могут расти на двух или трех клумбах?
125. Игра «Поставь дорожный знак»
Цель: Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» - предупреждающие, «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» - запрещающие, «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» - предписывающие, «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания» - информационно – указательные, «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» - знаки сервиса.
Материал: Дорожные знаки, игровое поле с дорогами, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено. Расставить нужные дорожные знаки. Например: У школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход».
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки быстро и правильно.