Людмила Остроушко
Картотека дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
2-3 года
Д/и «Олины помощники»
Задачи: Образовывать форму множественного числа глаголов. -
Оборудование: кукла
Ход игры: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.
Кукла идет. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги).
- Они Олины помощники.
-Что они делают? (ходят, бегают, танцуют)
Публикация «Картотека дидактических игр» размещена в разделах
Д\и «Почтальон принёс открытку»
Цель: Учить образовывать формы глаголов в настоящем времени.
Ход: В дверь кто-то стучит.
Воспитатель:
Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке? Правильно, Мишка.
Что он делает? Да, барабанит. (и т. д.)
«Волшебный кубик»
Цель: Учить чётко произносить звуки, подражать голосам животных.
Ход: Ребё нок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:
- «Вертись, крутись, на бочок ложись».
Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например - самолёт, произнести соответствующий звук (У- у- у).
«Помоги мишутке найти свою тарелку»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка - маленькому мишутке, большая – большому медведю).
Ход: Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой, затем спрашивает:
- Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) - Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)
Д\и «У кого какая шубка»
Цель: Учить детей видеть характерные особенности животных и птиц.
Ход: Воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев
3 – 4 года
Д\и «Узнай героя»
Задачи: учить детей узнавать героев русских народных сказок, развивать память, связную речь.
Оборудование: картинки с изображенными на них героями русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»
Правила: дети по очереди называют изображенных героев и из какой они сказки
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображенными на них героями сказок. Затем дети по очереди называют изображенных героев и из какой они сказки
«Четвертый лишний»
Цель: учить находить лишнюю картинку, объясняя почему. Развивать мышление, связную речь.
Оборудование: набор карточек с изображенными на них героями русских народных сказок. Три героя из одной сказки, а четвертый – из другой.
Правила игры: дети по очереди называют лишнего героя сказки
Ход игры: воспитатель раздает детям карточки. Дети по очереди называют, кто из четырех героев здесь лишний и почему.
Д\и «Что изменилось? Чего не стало?».
Цель: развивать наблюдательность, произвольную память, пространственные представления, поддерживать активный интерес к художественной литературе.
Ход игры: воспитатель вешает на магнитную доску или на фланелеграф картинки. Затем просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну из картинок. Дети, открыв глаза, должны определить какой картинки не стало.
Д\и «Кто сказал?»
Цель: учить детей называть героев сказки, которым принадлежат фразы и слова. Развивать произвольную память, образное мышление, связную речь.
Оборудование: картинки с изображением героев известных сказок.
Ход игры: воспитатель зачитывает фразы из известных сказок, а дети должны определить чьи это слова и из какой сказки этот герой.
Д\и «Что сначала, что потом?».
Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета сказки, развивать память, связную речь.
Оборудование: картинки с сюжетами из сказок: «Репка», «Курочка ряба».
Правила игры: расположить картинки в соответствии с сюжетом сказки
Ход игры: ребенок получает набор с картинками к одной из сказок затем раскладывает картинки в последовательности развития сюжета сказки, комментируя свои действия, вспоминая текст сказки.
4 - 5года
Д/и «Найди ошибку»
Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
Д\и «Так бывает или нет»
Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: воспитатель: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»
Д\и «Где что можно делать?»
Задачи: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать). Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
Д/и «Какая, какой, какое?»
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Ход игры: белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая. Дом — деревянный, каменный, новый, панельный Д/и «Узнай, чей лист»
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
5 – 6 лет
Д\и «Какое слово заблудилось?».
Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Правила игры: взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Ход игры: куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, надоело.
Забодал меня котел (козел, на него я очень зол.
Д\и «Что слышно?» Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Правила игры: воспитатель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Повторять звуки при назывании нельзя.
Ход игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков.
Д\и «Узнай по голосу» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.
Правила игры: стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.
Ход игры: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока.
Д\и «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Правила игры: дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Ход игры: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».
Д\и «Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.
Правила игры: воспитатель называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
6 – 7 лет
Д\и «Угадай, что в мешочке».
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.
Д\и «Придумай сам». Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
Д\и «Отгадай-ка!».
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.
Д\и «Вершки и корешки».
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.
Д\и «Лесник».
Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей, давайте наберем семян».
«Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.