Приложение МААМ

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Анастасия Марченко
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр

по нравственно- патриотическому

воспитанию.

Составил воспитатель :

Марченко А. В.

2016г.

Игра для детей — это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Публикация «Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах

Игры по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Рекомендовано к использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста при реализации задач различных образовательных областей таких как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Может применяться в работе групп общеразвивающей и компенсирующей направленности, как в индивидуальной работе, так и с подгруппами.

Игры, направленные на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; представлений об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

«Наша Родина».

Задачи:

• Выявить знания детей о нашей Родине;

• Столице нашей страны.

Материал:

Иллюстрации, фотографии, карта страны.

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают

1. Наша страна называется…. (Россия);

2. Граждане России называются…. (Россияне);

3. Назовите главный город России? (Москва)

4. Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)

5. Самая известная река в России- (Волга)

6. На берегах Волги стоят города…

( Ответы детей: Самара, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Саратов).

«Моя малая Родина».

Задачи:

• Выявлять знания детей о своей Малой Родине;

• Об истории своего города;

• О памятниках и достопримечательностях

г. Краснодара.

Материал:

Иллюстрации, фотографии города Краснодара и Краснодарского края, главы города, фото символики и карта города.

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают

1. В каком городе мы живем, а как называется край?

2. Назовите имя и фамилию главы города Краснодара?

3. Какое животное изображено на гербе нашего города?

4. Сколько театров в нашем городе?

5. Какое время года сейчас в городе?

6. Река, протекающая в нашем городе?

7. Как называется страна, в которой находится Краснодарский край?

8. Сколько районов в нашем городе?

9. Как называются жители города Краснодара?

«Экскурсия по родному городу».

Задачи:

• Закрепить знания о родном городе;

• Развивать речь, память;

Воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры:

Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называть имя главы города, главную улицу.

«Кто знает, тот угадает!»

Задачи:

• Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;

• Развивать память, речь;

Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Материал:

Фотографии города Краснодара и Краснодарского края.

Ход игры:

На столе расположены карточки, с видами родного города, перевёрнуты.

Ребёнок берёт одну карточку, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.

«Наш микрорайон».

Задачи:

• Закрепить знания детей о своем микрорайоне;

• Об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада.

Материал:

Фотографии и иллюстрации, макет микрорайона

Ход работы:

По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.

«Герб города»

Задачи:

• Закрепить представление детей о гербе родного города;

• Уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы:

Шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разо-бранном варианте.

Ход игры.

Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

«Найди флаг.»

Задачи:

• Способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области, областного центра);

• Закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал:

Картинки с изображением разных флагов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям среди 4-6 предложенных флагов найти нужный.

«Найди дом»

Задачи:

• Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны;

• Прививать любовь к родному дому, Родине,

Материал:

Картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры:

Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек.

Что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

Дети подбирают картинки в соответствии с тем, кто, где живёт.

«Народные промыслы»

Задачи:

• Знакомить детей с народными промыслами;

• Прививать интерес к русским традициям;

• Учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал:

Картинки и изображения с предметами народного творчества.

Ход игры

Воспитатель знакомит с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров. Показывает картинкус изображениемпредметов народных промыслов.

Затем дети называют, подбирая соответствующие карточки.

«Назови промысел».

Задачи:

• Знакомить детей с народными промыслами;

• Прививать интерес к русским традициям;

• Учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал:

Разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

Ход игры:

Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

«Какие праздники ты знаешь?»

Задачи:

• Закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные);

• Развивать у детей сообразительность, память;

• Закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал:

Картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры

Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. Рассказать о традициях своей семьи связанных именно с этим праздником.

«Что откуда? "

Задачи:

Воспитывать интерес к жизни родного города и страны.

Материал:

Карточки с видами города Краснодара и карточки с памятниками, объектами города.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям карточки с видами города и просит подобрать к ним памятники, объекты которые находятся в этих местах. Рассказывает, что откуда и как называется объект города и кому посвящен памятник.

«Наряд для куклы»

Задачи:

• Знакомить с национальной одеждой;

• Прививать интерес к национальной культуре.

Материал:

Кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации сизображением народных костюмов»

Ход игры:

Дети одевают куклу в национальную одежду.

«Страны и народы"

Задачи:

• Расширять представление детей о странах и их народах;

• Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями;

• Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира;

Воспитывать толерантность.

Материал:

Глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Кто и в какой стране живет?»

Задачи:

• Расширить знания детей о мире, людях которые населяют его;

• Развитие речи, логического мышления;

• Формирование умения употреблять суффикс -ец

Материал:

Картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

Ход игры:

Воспитатель показывает изображения и просит ответить, из какой страны этот человек и как его назовут

Россия-россиянин,

Китай-китаец,

Африка-африканец…

Испания-испанец…

«Скажи какой»

Задачи:

• Формировать знания о национальных языках своей Родины;

• Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных;

• Развивать речь и логическое мышление.

Материал:

Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что Россия многонациональная страна, и предлагает подобрать картинки в соответствии, обязательно отвечая на вопрос «какой».

Татарин- татарский,

Мордвин - мордовский,

Адыг – адыгейский,

Башкир – башкирский,

Калмык – калмыцкий,

Осетин - осетинский,

Якут - якутский,

Ингуш - ингушский….

«Малая красная книга»

Задачи:

• Закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу».

• Прививать любовь к родине, родному краю чувство ответственности

Материал:

«Малая красная книга», картинки и иллюстрации с изображением редких животных, растений и птиц.

Ход игры:

Воспитатель показываеткартинку с изображением редких животных и растений, детиназывают их, и вкратце о них рассказывают.

«Продолжи пословицу»

Задачи:

• Знакомить с устным народным словотворчеством;

• Развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

Человек без Родины… ЧТО СОЛОВЕЙ, БЕЗ ПЕСНИ

Родина мать – … УМЕЙ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ

Нет в мире краше… РОДИНЫ НАШЕЙ

Где родился … ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

За горами хорошо песни петь, … А ЖИТЬ УЧШЕ ДОМА

Тот герой, … КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.

Игры, направленные на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу.

«Моих родителей зовут…»

Задачи:

• Закреплять знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…;

• Расширять словарный запас.

Материал:

Семейные фотоальбомы

Ход игры:

Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество своих родных.

«Мой адрес…»

Задачи:

• Формировать умение и знание детей называть свой домашнийадрес, улицу города Краснодара, номер дома, квартиры, телефона, этаж.

Материал:

Мяч

Ход игры:

Дети встают в круг, воспитатель передаёт мяч, по кругу называя свой полный адрес, дети продолжают.

«Дружная семья»

Задачи:

• Сформировать представление о себе как о члене семьи;

• Показать значение семьи в жизни человека;

• Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:

Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает каждому ребёнку составить рассказ о своей семье.

«Как я дома помогаю?»

Задачи:

• Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков;

Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал:

Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры:

Воспитательпоказывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какиеобязанности выполняет дома.

«Я имею право.»

Задачи:

• Формирование первичных представлений о себе, других людях;

• Расширить область правовых знаний детей.

Материал:

Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).

Ход игры:

Дети поочередно выбирают картинкуи объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я люблю…»

Задачи:

Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу,

• Развивать коммуникативные способности.

Ход игры:

Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Наш детский сад».

Задачи:

• Закрепить знаний детей о детсаде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. ;

• Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал:

Фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, группы.

Ход игры:

По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

Игры, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

«Назови ласково»

Задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения;

• Совершенствовать речь детей как средства общения;

• Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Материал:

Мяч

Ход игры:

Передовая мяч по кругу дети преобразовывают свои имена уменьшительно-ласкательные; Миша-Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля….

«Вежливые слова»

Задачи:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу;

• Желание помочь друг другу.

Материал:

Сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т

Ход игры:

Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Благородные поступки»

Задачи:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.

• Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал:

Мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Поиски добрых слов»

Задачи:

Воспитывать дружеские отношения,

• Раскрывать на примерах значение слов «простите, извините»,

• Объяснять необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение

Ход игры

Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

Литература

• Альбедиль М. Ф. «Народы мира»

Учебное пособие для средней школы. СПб. Лань,1997.

• Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» М. Просвящение, 1991

• Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 «Развивающие игры для детей 5-8 лет» - М. : АСТ Астрель, 2003.

• По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997.

• Сиповский В. Д. Родная старина. - Н. Новгород, 1993. 11. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду М. Просвещение. 1982

• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Дидактическая игра «Хорошо или плохо?» Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы;.

Картотека физминуток. Картотека физминуток. 1. Буратино. Дети декламируют стихотворение, выполняя движения. Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся,.

Картотека игр для детей 3–5 лет Картотека игр детей 3-5 лет Воронина Н. М., воспитатель ЧДОУ "Детский сад № 99 ОАО "РЖД" Дыхательная гимнастика «На турнике» И. п. стоя,.

Картотека игр на общение Младшая группа «Ласковое имя» Цель игры: Учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Ход игры: Ритуал начала «Дети,.

Картотека по экспериментированию Карточка №1 Тема:Строим из песка. Цель: закреплять у детей знания о свойствах влажного и сухого печка; продолжать учить совершать обследовательские.

Картотека подвижных игр «Горелки» Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Картотека подвижных игр в ДОУ В данном сборнике разработки подвижных игр которыми успешно могут заниматься дети - дошкольники. Регулярное проведение подвижных игр под.

Картотека творческих игр Картотека творческих игр по программе «Детство» (младший, средний, старший возраст) КАРТОТЕКА ТВОРЧЕСКИХ ИГР (по программе «Детство») Младший.

Картотека экологических игр Картотека экологических игр. Картотека игр составлена на основе игр, предлагаемых Николаевой С. Н. [16], Рыжовой Н. А. [18], Кондратьевой.

Картотека подвижных игр Приложение №2 к «Развернутому перспективному планированию». Картотека подвижных игр Приложение№1 (часть вторая) Авторы составители:Баева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 00:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Марченко (УИ 118624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД