Светлана Груша
Картотека дидактических игр по развивающей стене «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развивающей стене «Мир вокруг нас».
«Поиграем с солнышком».
Цель : развивать мелкую моторику рук.
Задачи: развивать речь, закрепить знания о цвете, научить определять эмоциональное настроение.
Ход: воспитатель предлагаем ребёнку сделать лучики солнышку с помощью прищепок, назвать какого цвета солнце,какого цвета прищепки и какое у него настроение (весёлое или грустное).
Публикация «Картотека дидактических игр по развивающей стене „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
«Выложи фигуру с помощью палочек».(по схемам).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Задачи: закрепить знания о цвете и геометрических формах (квадрат, треугольник, прямоугольник, понятия «много» и «одна», учить самостоятельно рассуждать, сравнивать, развивать речь, мышление, сенсорные способности.
Ход. Воспитатель предлагаем ребёнку выложить на магнитной полоске геометрические фигуры, называя цвет палочек и их количество. Картотека дидактических игр по развивающей стене «Мир вокруг нас».
«Пошёл дождик».
Цель: развивать мелкую мускулатуру рук.
Задачи: развивать речь, воображение, закрепить знания о природных явлениях (дождь идёт из тучек, понятия «много» - сильный дождь, «одна» капелька – слабый дождь.
Ход: предложить ребёнку с помощью капелек изобразить дождик и назвать какой дождик.
«Назови кто в окошке».
Цель: научить определять пол, возраст и настроение человека.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, речевую активность.
Ход. Ребёнок сам открывает ставни и называет кто в окошке (пол, возраст и настроение).
«Сделай заборчик».
Цель. Развивать мелкую мускулатуру рук.
Задачи: закрепить знания о цвете, количестве,развивать концентрацию внимания,глазомера, уметь определять последовательность движений.
Ход. Предложить ребёнку с помощью шнурка сделать забор у дома, называя цвет колышек и их количество (много).
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику.
«Идём по мостику».
Цель: расширять знания детей о том, что реку надо переходить по мосту.
Задачи: закрепить знания о цвете и о домашних животных, понятия «много», «широкий», развивать речь, сенсорные способности.
Ход. Предложить ребёнку взять собачку и вместе с ней перейти через речку по мостику, рассказать какой мостик (широкий, назвать цвет).
«Соберём травку».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Задачи: Закрепить знания о длине и цвете, активизировать словарь детей словом – «одинаковые».
Ход. Предложить ребёнку «собрать» травку – наматывание ленточки на палочку, называя её цвет, длину.
«Какой камешек».
Цель: развивать тактильную чувствительность рук.
Задачи: закрепить знания о понятиях «гладкий» и «шершавый», «много», развивать речь.
Ход. Предложить ребёнку поиграть с камешками и назвать какие они, и сколько их.
«Посадим цветы».
Цель: закрепить знания о том, что цветы растут на клумбе, о цвете, понятие «много». Развивать речь, внимание, сенсорные способности.
Ход. Предложить ребёнку найти картинки цветов и посадить их на «клумбу», называя количество лепестков и цвет.
«Что где движется».
Цель: расширить знания детей о транспорте.
Задачи: активизировать в речи слова летит, едет, плывёт, учить сопоставлять и сравнивать предметы, развивать речь, мышление.
Ход. Ребёнок выбирает картинку с изображением транспорта и определяет место, где движется этот транспорт, называя его и как он движется.
«Подскажи».
Цель: пополнить словарный запас глаголами.
Задачи: учить детей употреблять в речи глаголы во множественном числе, развивать речь и память детей.
Ход. Показать действие на стене и попросить ребёнка внимательно слушать и договаривать за вами.
Машина едет - машины (едут).
Автобус остановился – автобусы (остановились).
Грузовик сломался – грузовики (сломались).
Самолёт летит – самолёты (летят).
Лодка плывёт – лодки (плывут).
«Где плавает рыба?»
Цель: расширять знания детей о среде обитания рыб.
Задачи: закрепить знания о строении рыб (тело, плавники, глаза и хвост, как рыба движется (плавает, развивать речь, воображение.
Ход. Предложить ребёнку найти картинки с изображением тех, кто плавает, поместить их на стене, называя, что у рыбы есть и что она делает.
«Птицы».
Цель: закрепить знания детей о среде обитания.
Задачи: расширять знания детей о строении птиц, учить рассуждать и сравнивать картинки.
Ход. Предложить ребёнку найти картинки с изображением птиц и поместить, где они обитают, называя их действие (летает, плавает,назвать, что есть у птицы – тело, крылья, хвост, голова, глаза, клюв.
«Что за птица?».
Цель: показать разнообразие птиц.
Задачи: учить детей узнавать и называть птиц, развивать мышление, память, воспитывать любовь к природе.
Ход. Воспитатель загадывает загадки о птицах, ребёнок находить картинку – отгадку и помещает её на стене.
Кто-то скачет вдоль дорожки,
Семечки клюет и крошки.
«Здесь не страшно, не робей!»
— Крикнул другу. (воробей)
Птица пестрая стрекочет,
Замолчать на миг не хочет.
С ней у нас одна морока.
Птицу как зовут? (Сорока)
Кто глядит на тротуар
И кричит нам с ветки: «Кар!»?
Покроши кусок батона —
Прилетит поесть. (ворона)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее. (синичка)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой.
(дятел)
«Птичий двор».
Цель: Формировать представление о домашних птицах. Закрепить название взрослых птиц и их детенышей.
Задачи:
- развивать познавательные способности;
- развивать умственные способности;
- развивать речь детей младшего дошкольного возраста;
- формировать социально-нравственное развитие ребенка.
Ход. Воспитатель называет птицу, а ребёнок находит картинку с изображением её детёныша и помещает на развивающую стену, называя детёныша и его маму.
«Что растёт на дереве?».
Цель: закрепить знания о том, что фрукты растут на дереве.
Задачи: закрепить знания об обобщающем слове «фрукты», понятия «один» и «много», о цвете и форме,развивать речь, память, мышление, сенсорные способности.
Ход. Предложить ребёнку найти картинки с изображением того, что растёт на дереве, называя его и определить количество, цвет, форму.
«Что растёт на грядке?».
Цель: закрепить знания о том, что овощи растут в огороде на грядке.
Задачи: закрепить знания об обобщающем слове – овощи, цвете, форме, величине и количестве; о понятии – вверху, внизу; развивать речь, мышление, внимание, сенсорные способности.
Ход. Предложить ребёнку найти картинки с изображением того, что растёт на грядке, называя что это и какой формы, цвета, величины и сколько их,назвать грядку, на которой он (овощ) растёт.
«Угадай, кто сказал».
Цель: закрепить знания о животных (домашних и диких).
Задачи: учить по звуковому подражанию животным назвать животное, развивать фонематический слух.
Ход.
Воспитатель (или ребёнок) произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть на картинке Другой ребёнок прикрепляет картинку на доску.
Усложнение: один ребенок описывает животного (внешность, походку голос, что делает? чем питается). Другой ребёнок находит картинку изображением этого животного и прикрепляют на развивающую стену.
«Станции».
Цель: закрепить знания детей о том, кто где живёт и что где растёт.
Задачи:
Развивать мышление, внимание, речь, память, познавательный интерес. Воспитывать любовь к животным. Учить согласовывать слова текста с движениями, произносить слова громко и чётко.
1. Станция «Деревня».
Дети едут на «поезде». Подъезжают к развивающей стене. Картинка – курочка.
Дети общаются с ней, отмечают, что курица живёт у человека, рассказывают, как они любят омлет и поют для курочки песню
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки. И т. д.
Поезд отправляется дальше в путь.
2. Станция «Лес».(Картинка –зайчик).
На следующей остановке на стене появляется зайчик. Дети здороваются, отмечают что зайчик живёт в лесу, общаются и предлагают сплясать вместе с ними.
Дети водят хоровод «Зайка серенький сидит».
2. Станция «Сад».
На развивающей стене появляется картинки – фруктовое дерево и куст.
Дети водят хоровод «По малину в сад пойдем», потом находят корзинку с угощением.
Воспитатель предлагает всем сесть в поезд и вернуться в детский сад.
«Мамы и детки».
Цель: закрепить знания о животных и их детенышах.
Задачи:
научить правильно называть их и находить по внешнему виду ; воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Воспитатель предлагает детям (или одному ребёнку) продолжить фразу, которую он начнет, найти картинку с их изображением и установить её на стену.
По лугу идет коза,
Позовет кого она? (Козлят.)
Лошадь «иго-го» кричит,
Кто к ней быстро прибежит? (Жеребенок.)
А свинья кричит «хрю-хрю»,
Я домой вас не пущу!
Непослушные ребята,
А зовут их. (поросята).
Вот корова на лугу
Расшумелась: «му» да «му»,
Где же мой ребенок,
Рыженький. (теленок).
Кукарекнул петушок:
«Курочка, где наш сынок?
Голос его слишком тонок,
А зовут его. (цыпленок).
«Кто живет у нас в сарае?»
Цель: развивать логическое мышление, память.
Задачи : закрепить знания детей о домашних животных, о месте их проживания.
Воспитатель читает стихотворение, ребёнок показывает картинку - отгадку и помещает её на стенку.
Кто живет у нас в сарае?
Я их всех отлично знаю.
Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте.
Вместе раньше всех встают,
Крошки, зернышки клюют.
А от этой небо скрыто —
Все глядит она в корыто
Или, хвост задрав крючком,
Роет землю пятачком.
А вот эту я зову
Очень просто, дети.
Сено ест она, траву
И мычит все время: «Му-ууу».
Здесь семейство:
Мать и дочки,
Все пушистые комочки,
Вместе грызть морковку станут —
Друг от друга не отстанут.
Этот прячется на крыше —
Я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит,
Сам за птицами следит.
Этот черный и лохматый.
Сторож он у нас, ребята.
Я всегда его кормлю
Сам — в обед и ужин.
Больше всех его люблю,
Мы с ним очень дружим.
«Идут животные».
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Игра проводится с подгруппой детей или с одним ребёнком.
Задачи: развивать фонематический слух, звуковую культуру, соотносить громкость голоса с величиной животного.
Ход: Воспитатель вывешивает картинки на развивающей стене – это слон, медведь, поросёнок и еж.
Воспитатель показывает на картинку и говорит : «Кто это? Как он ходит?» Дети отвечают и топают ногами очень громко (произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.)
Показывает на следующую картинку и теже вопросы задаёт.
- Идёт медведь, он топает потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише).
- Идёт поросёнок, он топает еще тише…
- Идёт еж, он топает очень тихо…
«Полянка».
Цель: закрепить знания о многообразии бабочек.
Задачи:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход.
Воспитатель показывает на полянку,на которой растут цветы. «Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик.»
Ребёнок размещает бабочек на цветы согласно цвету.
Повторить можно с листочками разного цвета