Татьяна Александрова
Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Поздняя осень» (живая и неживая природа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели "Поздняя осень" (живая и неживая природа)
Задачи: Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Обогащать знания детей о живой и неживой природе.
Публикация «Календарно-тематическое планирование в старшей группе „Поздняя осень“ (живая и неживая природа)» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Неживая природа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
20.11.2017 (понедельник)
Беседа на тему: «Что ты видел по дороге в детский сад?» - продолжать развивать память, связную монологическую речь.
Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра» - конкретизировать и закрепить знания о ветре.
В книжном уголке поместить и рассмотреть иллюстрации с изображением поздней осени – продолжать развивать связную речь, наблюдательность, умение отвечать полным ответом.
Д/И «Ласковые слова» - Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Д/И «Чьи припасы?» - закрепить знания о подготовке животных к зиме.
Индивидуальная работа Речевое развитие - учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой — маленький, сильный — слабый, быстро — медленно).
Комплекс утренней гимнастики № 2 с предметом (большие мячи)
Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» - продолжать развивать слуховое внимание, учить отвечать полным ответом на поставленный вопрос воспитателя.
Д/И «Подбери признак» - упражнять в подборе прилагательных.
Д/И «Подбери пару» - учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых предметов, активизировать в речи детей соответствующие понятия.
Индивидуальная работа ФЭМП - ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур.
Д/И «Чей хвост, чья голова?» - закрепить знание внешнего облика птиц и животных.
Развитие речи
«Составление описательного рассказа о предметах посуды» - связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; звания качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)', учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). (Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 58)
Физическое развитие
«Крепкие мышцы» - развивать физические и волевые качества, мышечную силу, ловкость, быстроту движений, умение выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой; упражнения на возвышенной опоре; на сохранение равновесия; упражнять в прыжках через набивные мячи; учить прокатывать набивные мячи руками, ногами.
Беседа «Птицы осенью» - способствовать обогащению и обобщению знаний о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к природе.
Беседа «Правила безопасного поведения на улице» - продолжать закреплять правила поведения на улице в зимний период.
Прогулка
Карточка № 12-5
Наблюдаем за птицами – закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Художественное слово
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды. Н. Рубцов
П/И «/Филин и пташка» - упражнять в беге в рассыпную.
Д/И на ознакомление с окружающим миром Рассматривание домов и построек - учить детей видеть разнообразие домов по высоте, по ширине, по цвету, по этажности, назначению, учить различать и называть этажность дома, закреплять понятия «один» и «много».
Труд – покормить птиц – продолжать учить заботиться о братьях наших меньших.
Самостоятельная двигательная активность
Экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры» - продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Беседа на тему «Добрые дела осенью» - воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать природе.
СРИ «Столовая» - Формирование у детей представления о том, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов.
Д/И игра «Какое небо?» - упражнять в подборе относительных прилагательных.
Д/И «Времена года» - закреплять знания о временах года.
Д/И по ОБЖ «Как избежать неприятностей» - учить ребёнка беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.
КГН - закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение накрывать на столы, правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож – справа от тарелки, вилку – слева; полностью убирать со стола после еды.
КГН - закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение полностью убирать со стола после еды.
Релаксационная минутка перед сном – звуки летнего леса.
Дневной сон
Дорожка здоровья (комплекс бодрящей гимнастики + дыхательная гимнастика) - Обеспечить бодрое эмоциональное настроение после сна. Учить выполнять гимнастику, лёжа в постели. Учить правильному диафрагмальному дыханию. Уметь проходить по дорожкам здоровья, понимая её значимость для здоровья. Закреплять культурно – гигиенические навыки во время водных процедур, согласно алгоритму.
КГН – умываться после сна, обливание рук по локоть прохладной водой.
Наблюдение за подготовкой к полднику - закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
Наблюдение за подготовкой к полднику - закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины» - формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.
Д/И «Кто у кого» - закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во мн. ч., Р. п.
Рисование «Непогодица» - передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени.
Д/И «Когда это бывает?» - актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.
Д/И по ОБЖ «Можно-нельзя» - закрепление детьми знаний о типичных опасных ситуациях, которые происходят в быту, на улице, на природе и т. д. ; учить соблюдать правила поведения в разных ситуациях; укреплять знания детей о том, что можно, а что нельзя.
Беседа на тему: «Что нам осень подарила» - закрепить знания о фруктах, овощах, грибах.
Настольно-печатные игры - поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре.
ЧХЛ заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». - развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
Д/И «Что где лежит?» - Учить детей называть пространственные ориентиры, используя в речи существительные в согласовании с предлогами «под», «на», «в», «у» и др.
ХБТ - Работа в книжном уголке - учить чинить порванные книги; воспитывать любовь к художественной литературе; прививать трудолюбие.
Рассматривание картины «Поздняя осень». Чтение «Осень», Е. Головин - Закрепление знаний детей о периодах осени (ранняя, золотая, поздняя, характерных признаках каждого периода.
Беседа «Правила безопасного поведения на улице» - продолжать закреплять правила поведения на улице в зимний период.
21.11.2017 (вторник)
Настольно-печатная игра «Собери по форме», «Красный,желтый» - развивать любознательность, внимание; закрепить характерные признаки каждого предмета.
Беседа «Осень бывает разная» - дать детям представление о времени года «Осень», показать красоту осенних пейзажей; закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе; обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; продолжать знакомить с народным календарём.
Д/И «Рыба, птица, зверь» - закрепить умение детей узнавать и называть предметы.
Д/И «Назови слово об осени» - расширять словарный запас, кругозор.
Беседа по ЗОЖ «Осенние витамины» - формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.
Индивидуальная работа Рисование - закрепить навыки рисования кругов.
Воспитание КГН – «Культура поведения во время еды» - закрепить умение пользоваться салфеткой.
Д/И «С какого дерева листок» - закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Чтение рассказа «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов -продолжить формировать навык чтения на примере произведения И. Соколова–Микитова «Осень в лесу»; совершенствовать все виды деятельности, развитие речи; развивать память, внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве; развивать навыки общения; воспитывать чувство любви, уважения и гордости к родной земле.
Д/И «Подумай - отгадай» - активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения.
Д/И «Угадай, кто позвал?» - тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Беседа «Собираемся на прогулку» - Учить подбирать предметы одежды для прогулки.
Трудовые поручения - формирование навыков самообслуживания в процессе одевания и раздевания.
Карточка № 4
Прогулка
Наблюдение за солнцем – познакомить детей с явлениями неживой природы : изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».
Художественное слово:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку. А. Барто
П/И «Горелки» - научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.
Д/И "Мы у бабушки в деревне" - знать особенности жизни в деревне.
Хороводная игра «На лесной опушке» - развивать творческую активность, обогащать двигательный опыт.
Труд – подмести участки, освещенные солнцем.
Самостоятельная двигательная активность детей
Пальчиковая гимнастика «Воробушек» - развить память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.
Беседа «Как звери и птицы готовятся к зиме» - Создание условий для формирования знаний детей об окружающем мире.
ФИЗО
«Крепкие мышцы» - Развивать физические и волевые качества, мышечную силу, ловкость, быстроту движений, умение выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой; упражнения на возвышенной опоре; на сохранение равновесия; упражнять в прыжках через набивные мячи; учить прокатывать набивные мячи руками, ногами.
Рисование
«Деревья в нашем парке» - Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. (Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Стр. 34)
СРИ «Строители» - совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах; формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. развивать комбинаторные способности, мышление, воображение, мелкую и общую моторику.
Д/И по ЗОЖ «Этикет – школа изящных манер» - научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
ЧХЛ «Чтение и пересказ сказки А. Суконцева «Как ёжик шубку менял» - закрепить представления о диких животных (внешний вид, повадки). Закреплять умение пересказывать рассказы без пропусков и повторений, передавать эмоциональное состояние героев, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ч, Щ, учить различать эти звуки, выделять их в словах.
Мир музыки
«Природа и музыка. П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» - учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии, средства музыкальной выразительности / воспитывать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы, передавать свои впечатления.
Дежурство – расставлять кружки, блюдца, тарелки, хлебницы, салфетницы, с правой стороны класть ложки, вилки; убирать посуду после еды, очищать тарелки, вытирать столы.
Д/И по ЗОЖ «Съедобное – не съедобное» - довести до сведения детей знания о том, что не все продукты приносят пользу нашему организму.
Игровая ситуация «Откуда привозят товар в магазин» - знакомить детей с тем, что товары магазин получает с базы, базы как и магазин бывают разные: продовольственные, промышленные, канцтовары и т. д.
КГН – закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение полностью убирать со стола после еды.
Релаксационная минутка перед сном – звуки летнего леса.
Дневной сон
Дорожка здоровья (комплекс бодрящей гимнастики + дыхательная гимнастика) – Обеспечить бодрое эмоциональное настроение после сна. Учить выполнять гимнастику, лёжа в постели. Учить правильному диафрагмальному дыханию. Уметь проходить по дорожкам здоровья, понимая её значимость для здоровья. Закреплять культурно – гигиенические навыки во время водных процедур, согласно алгоритму.
КГН – умываться после сна, обливание рук по локоть прохладной водой.
Наблюдение за подготовкой к полднику – закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
КГН - Воспитание культуры принятия пищи.
Игровая ситуация по ЗОЖ «Правила личной гигиены» - закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета, воспитывать желание быть чистым и аккуратным.
Свободное рисование цветными карандашами - развивать умение самостоятельно задумывать содержание рисунка. Развивать мелкую моторику и графические навыки.
Развлечение «Три поросенка» - обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию, формировать умение обсуждать содержание сказки, воспитывать интерес к сказкам.
Беседа «Краски осени» - развитие диалогической формы речи, закрепление знаний о времени года осень.
Лепка «Блюдо овощей» - закрепить умение лепить различные по форме предметы знакомыми приемами лепки.
Минутка общения «Про тех, кто трудится в детском саду» - развивать чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь; уточнить знания о труде прачки, повара, плотника.
«Шахматная ладья» - продолжать учить играть в шахматы, развивать логическое мышление.
ХБТ - выбрать книги, требующие ремонта, вместе с воспитателем отремонтировать их.
КГН - совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем.
Малоподвижная игра «Светофор» - закреплять знания о значении светофора.
Д/И «Так бывает или нет?» - учить детей замечать несоответствие между названием временем года и признаком.
ЧХЛ «Любимые русские народные сказки» - развивать интерес к устному народному творчеству.
Трудовые поручения - формирование навыков самообслуживания в процессе одевания и раздевания.
22.11.2017 (среда)
ЧХЛ Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» - Продолжать учить детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа; воспитывать дружеский взаимоотношения.
Д/И «Найди, о чем расскажу» - найти предметы по перечисленным признакам.
Д/И «Кто (что) летает?» - закрепить знания о животных, насекомых и птицах.
Беседа о неживой природе «Осенние явления природы» - систематизировать знания детей (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
Д/И «Угадай, какой знак?» - учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Комплекс № 2 (комплекс с предметом)
КГН - Умывание – обсудить, почему необходимо мыть руки, учить самостоятельно, выполнять эту процедуру.
Дежурство по столовой: сервируем стол к завтраку - закреплять знание приборов необходимых для завтрака, и умение их правильно раскладывать
ЧХЛ К. И. Чуковский – познакомить с творчеством писателя, помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми героями.
Д/И «Длинный, короткий» - формировать умения сравнивать предметы, обозначать результат словами.
Труд - Дежурство по подготовке к занятиям - учить детей самостоятельно выбирать инструменты в зависимости от темы занятия, придерживаться определенного плана работы. Формировать ответственное отношение к обязанностям дежурного, учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность при выполнении поручений.
ФЭМП
Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; став числа 7 из двух меньших. Ориентировка во времени: дни недели. Цели: продолжать знакомить: с цифрой 7; составом числа 7 из двух меньших чисел; пословицами, в которых упоминается число 7; днями недели. Закреплять умение писать цифры от 1 до 7. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. (Колесникова Е. В. «Математика для детей 5-6 лет, стр. 48)
Физическое развитие
«Спортивная игротека» - воспитывать волевые качества, умение ставить цель и достигать её в соревнованиях, соблюдать правила и условия игр и состязаний.
Игровая ситуация «Кто что должен делать дома» - Познакомить детей с их обязанностями дома. Узнать, что дети помогают делать дома.
Беседа о периодах осени - Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья. Развивать слуховое и зрительное внимание
Беседа по ОБЖ «Осторожно, гололёд» - научить детей правильно вести себя в неблагоприятную погоду.
Самообслуживание - Помогаем друг другу одеваться - учить детей одеваться самостоятельно, оказывать помощь товарищам, формировать осознанное отношение к своему внешнему виду, умение поддерживать порядок в одежде.
Карточка №6
Прогулка
Наблюдение за ветром – конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; научить определять силу ветра.
Художественное слово
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес. Н. Некрасов
П/И «Море волнуется» - развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Хороводная игра «Аленушка» - формировать умения правильно водить хоровод.
Экспериментальная деятельность с лентами и вертушками – учить детей определять направление ветра.
Труд – собрать снег – продолжать учить трудиться в коллективе.
Самостоятельная двигательная активность
Самообслуживание - «Каждой вещи – свое место» - совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу
СРИ «Магазин посуды» - продолжать учить детей согласовывать свои действия с другими детьми, распределять роли, активизировать словарь по теме «Посуда».
КГН - закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
ХБТ - Закрепить умение дежурить по столовой быстро, аккуратно.
КГН - закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Дежурство – закреплять умение полностью убирать со стола после еды.
Релаксационная минутка перед сном – звуки летнего леса.
Дневной сон
Дорожка здоровья (комплекс бодрящей гимнастики + дыхательная гимнастика) - Обеспечить бодрое эмоциональное настроение после сна. Учить выполнять гимнастику, лёжа в постели. Учить правильному диафрагмальному дыханию. Уметь проходить по дорожкам здоровья, понимая её значимость для здоровья. Закреплять культурно – гигиенические навыки во время водных процедур, согласно алгоритму.
КГН – умываться после сна, обливание рук по локоть прохладной водой.
Наблюдение за подготовкой к полднику - закрепить представление детей об использовании предметов посуды; развивать речь детей, память; воспитывать усидчивость во время приема пищи.
Игровая ситуация по ОБЖ «Как надо вести себя с бродячими собаками на улице» - познакомить с правилами безопасности, учить беречь свое здоровье.
Продуктивная деятельность - Предложить детям различные виды конструктора развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали на свое место.
Лепка «Заборчик» - учить раскатывать столбики, развивать мелкую мускулатуру рук.
Словесная игра «Доскажи словечко» - формировать у детей грамматический строй речи, учить правильно употреблять существительные в именительном и в винительном падежах.
Викторина по сказкам «Из какой сказки гости пришли?» - учить детей узнавать и называть сказку и героев сказки. Развивать связную речь, создавать возможность для обогащения словарного запаса, совершенствования образной грамматической сторон речи.
Д/И «Кто это знает и умеет?» - расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Работа в центрах Монтессори – развивать сенсорику.
Ситуативная беседа «Безопасность на природе» - познакомить с правилами поведения на природе время грозы, пожара; дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными знакомыми.
Беседа по ЗОЖ «Нельзя есть много сладкого» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Истоки «В тереме расписном я живу. К тебе в избу всех гостей приглашу» - знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Познавательно-исследовательская деятельность - «Свойства материалов» проблемная ситуация: Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать - развивать творческое мышление, познавательные умения и способности
ЧХЛ П. Бажов «Серебряное копытце» - уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев
Беседа по ОБЖ «Осторожно, гололёд» - научить детей правильно вести себя в неблагоприятную погоду.
Самообслуживание - «У меня все в порядке» - воспитание навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.