Оксана Беляева
Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью
В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
Публикация «Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Включение в образовательный процесс детей с умеренной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.
Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.
Следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.
Необходимо провести углубленное медико-психолого-педагогическому изучению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;
создать в ДОУ оптимальных условий для физического, социально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей;
осуществлению педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;
Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.
Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.
Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т. д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.
Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.
Индивидуальная программа помогает овладеть детям дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде.
Основное, чему должны научиться эти дети - адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.
Основные задачи программы:
1. воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
2. формировать у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
3. обучение умственно отсталых детей речевым средствам общения;
4. формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
5. выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество;
6. коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение
следующих основных задач:
* формирование психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
*трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
* формирование мыслительных операций• развитие мелкой моторики.
Структура занятий:
* Коммуникативные игры;
•* Игры и упражнения для формирования познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;
* Игры и задания, направленные на формирование произвольности;
Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены.