Елена Сумакова
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематическое планирование
по образовательной области «Речевое развитие», средняя группа
на 2018-2019 учебный год (приложение к рабочей программе)
Месяц Неделя, тема Тема, программные задачи НОД по обязательной части (программа «Детство») Тема, программные задачи НОД по вариативной части (программа Ушаковой О. С.)
Сентябрь 1 неделя
«День знаний» Чтение художественной литературы
Стихотворение Владимира Товаркова «Почему так говорят»
Публикация «Календарно-тематическое планирование по образовательной области „Речевое развитие“ в средней группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Программные задачи:
- познакомить детей с новым произведением;
- развитие умения повторять за взрослым рифмы из стихов;
- вызвать у детей радость от возвращения в детский сад [14, c.2] -
2 неделя
«Семья» Развитие речи
«Поможем бабушке Федоре»
Программные задачи:
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- уточнить и расширить активный словарь по теме: «Посуда»;
- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать умение составлять загадки-описания по образцу со зрительной опорой;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания;
- воспитывать бережное отношение к посуде, желание содержать ее в чистоте [8, c.172] -
3 неделя
«Я в мире человек» Чтение художественной литературы
Стихотворение М. Ефремова «Тело человека»
Программные задачи:
- познакомить детей с новым произведением;
- развивать умения внимательно слушать текст, повторять за воспитателем строки стихотворения;
- развитие координации речи с движением;
- воспитывать интерес к стихотворным текстам. Развитие речи
«Составление описания внешнего вида»
Программные задачи:
- связная речь: учить составлять описание друг у друга внешнего вида, одежды;
- словарь и грамматика: учить образовывать формы единственного и множественного числа у глагола хотеть, формы повелительного наклонения глагола рисовать, танцевать и др. ;
- звуковая культура речи: дать представления о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности [13, c.147]
4 неделя
«День воспитателя и всех дошкольных работников» Развитие речи
«Сила волшебных слов»
Программные задачи:
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- развивать умение использовать вариативные формы привествия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;
- упражнять в употреблении словесных форм вежливости в игре;
- воспитывать интерес к литературе, учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте [8, c.199] -
Октябрь 1 неделя
«Осень» Чтение художественной литературы
«Осенняя песенка» А. Плещеев
Программные задачи:
- через текст стихотворения продолжать познакомить детей с признаками осени.
- воспитание интереса литературным текстам, желания их слушать, стремиться к повторным встречам с книгой, исполнению стихов наизусть [14, c.97] -
2 неделя
«Знакомство с народной культурой и традициями» Развитие речи
«Пословицы и поговорки»
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями;
- познакомить с пословицами и поговорками;
- упражнять в умении отвечать на вопросы и обращения взрослого;
- развивать слуховое внимание;
- развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать интерес к народной культуре и традициям. -
3 неделя
«Урожай» Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений и отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Программные задачи:
- формировать умения понимать смысл загадки и находить отгадку;
-развивать умения читать наизусть небольшие стихотворения;
- налаживать эмоционально-практическое общение со сверстниками, побуждать к играм со словами;
- формировать представление детей об осенних изменениях в природе. Развитие речи
Составление описания «Овощи»
Программные задачи:
- связная речь: учить описывать овощи, правильно их называть;
- словарь и грамматика: уточнить представление об овощах, учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи;
- звуковая культура речи: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделяя на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию [13, c.156]
4 неделя
«В мире вещей» Развитие речи
«Заботливые помощники»
Программные задачи:
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками;
- использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- закрепить знания о пользе предметов гигиене, правилах поведения за столом;
- учить замечать неполадке в одежде;
- формировать потребность в двигательной активности [8, c.180] -
Ноябрь 1 неделя
«Игрушки» Чтение художественной литературы
Увлекательное чтение «Веселый поезд» Ольга Высоцкая
Программные задачи:
- познакомить детей с новым произведением;
- развивать умения внимательно слушать текст, повторять за воспитателем строки стихотворения;
- воспитание интереса литературным текстам, желания их слушать, стремиться к повторным встречам с книгой, исполнению стихов наизусть [14, c.106] -
2 неделя
«День матери» Развитие речи
«Мамы разные нужны, мамы разные важны»
Программные задачи:
- закрепить произношение
ласковых слов, которыми можно называть свою маму;
- расширить знания детей о профессии врача, повара, воспитателя и т. д. ;
- развивать речь детей (умение отвечать вопросы и давать объяснительные ответы);
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- воспитывать заботливое отношение к маме. -
3 неделя
«Профессии» Чтение художественной литературы
В. Маяковский «Кем быть?»
Программные задачи:
- побуждать детей эмоционально откликаться на художественный текст, включаться в общение со взрослыми;
- продолжать знакомить детей с профессиями людей;
- обогащать словарь детей глаголами, обозначающими трудовые действия;
- развивать слуховое восприятие, память;
- учить детей давать объяснительные ответы на вопросы воспитателя по прочитанному тесту стихотворения. Развитие речи
Составление рассказа с использованием предложенных предметов
Программные задачи:
- связная речь: упражнять в составлении рассказа о предметах и действий с предметами;
- словарь и грамматика: упражнять в образовании названий посуды;
- звуковая культура речи: учить правильно произносить звук [ч], отчетливо проговаривая слова со звуком [13, c.148]
4 неделя
«Мой город» Развитие речи
«Мой город - Зеленоградск»
Программные задачи:
- учить детей рассматривать фотографии города, слушать рассказ воспитателя о городе Зеленоградске, отвечать на вопросы воспитателя;
- развивать связную речь, грамматическую правильность речи;
- обогащать словарный запас детей по теме;
- воспитывать любовь к родному краю. -
Декабрь 1 неделя
«Моя родина - Россия» Чтение художественной литературы
«Что мы Родиной зовем?» В. Степанов.
Программные задачи:
- продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения;
- воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством В. Степанова. -
2 неделя
«Зима» Развитие речи
«Прогулка в лес»
Программные задачи:
- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- обогащать словарь посредством ознакомления детей с лесом и его обитателями;
- развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- формировать представление об образе жизни лесных зверей, их подготовки к зиме, учить устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать навыки эффективного общения, зрительное восприятие в процессе игрового общения, эмоциональную сферу детей;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и обитателям леса;
- воспитывать интерес к литературе, учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.
[8, c.202] -
3 неделя
«Мы – друзья зимующих птиц» Чтение художественной литературы
Александр Яшин «Покормите птиц»
Программные задачи:
- познакомить детей с новым стихотворением;
- продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения;
- воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством А. Яшина. Развитие речи
Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
Программные задачи:
- связная речь: учить составлять небольшой рассказ (из2-3 предложений, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;
- словарь и грамматика: учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки;
- звуковая культура речи: продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук [14, c.142]
4 неделя
«Новый год» Развитие речи
«Ёлка в детском саду»
Программные задачи:
- учить детей составлять описательный рассказ; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже;
- закреплять умения правильно произносить гласные и согласные звуки.
- развивать речевое дыхание. -
Январь 2 неделя
«Каникулы» Развитие речи
Составление рассказа «Как мы провели каникулы»
Программные задачи:
- формировать умения составлять самостоятельно рассказ из 3-4 предложений;
- развивать память, связную речь;
- обогащать словарный запас. -
3 неделя
«Зимние чудеса» Чтение художественной литературы
«Снеговик-почтовик» В. Сутеева
Программные задачи:
- воспитание интереса к литературным текстам, желания их слушать;
- развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказки в играх-драматизациях. Развитие речи
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»
Программные задачи:
- связная речь: побуждать к составлению коротких рассказов, исходя из набора игрушек;
- словарь и грамматика: учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между;
- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [ж] в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуков; учить правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная); говорить достаточно громко [13, с. 140]
4 неделя
«Спорт» Развитие речи
«Виды спорта»
Программные задачи:
- знакомить детей с различными видами зимнего спорта;
- способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами;
- обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
- формировать представления о важности и пользе занятиями спортом для здоровья;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье. -
Февраль 1 неделя
«Домашние животные» Чтение художественной литературы
Чтение сказки «Три поросенка»
Программные задачи:
- воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать;
- освоение умений: по инициативе взрослого называть
знакомых литературных героев и их действия на картинках;
- развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказки с помощью персонажей кукольного театра;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической речи. -
2 неделя
«Дикие животные» Развитие речи
«Спасем лесных зверей от проделок вьюги злой»
Программные задачи:
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками;
- использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- обогащать словарь посредством ознакомления детей с признаками зимы [8, c.187]. -
3 неделя
«День защитника Отечества» Чтение художественной литературы
«Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковский
Программные задачи:
- освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях;
- воспитание интереса к литературным текстам, желания их слушать;
- освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте, просьба (дайте, пожалуйста, благодарность (спасибо);
- дать понятие хороших и плохих поступков;
- воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки [14, c.148] Развитие речи
"О моём любимом папе"
Программные задачи:
- формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества;
- развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах;
- обогащать словарный запас по теме (Отечество, защитник, закреплять знания прилагательных, слов-антонимов;
- добиваться чистого и четкого произношения звуков;
- воспитывать у детей уважение к своим папам, желание быть на них похожими.
4 неделя
«Морские обитатели» Развитие речи
«В гостях у золотой рыбки»
Программные задачи:
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками;
- использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материала и выполнения обследовательских действий;
- развивать диалогическую речь детей, активизировать их словарь;
- воспитывать доброжелательное отношение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности;
- формировать навыки сотрудничества [8, c.184]. -
1 неделя
«Международный женский день» Чтение художественной литературы
Екатерина Курганова «Праздник бабушек и мам»
Программные задачи:
- продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения;
- развивать слуховую память, речевую деятельность, внимание;
- воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Екатерины Кургановой [14, c.117] -
2 неделя
«Транспорт. Правила дорожного движения» Развитие речи
«Дорожная азбука»
Программные задачи:
- обогащать словарный запас детей о разновидностях транспорта;
- знакомить детей с назначением дорожных знаков;
- расширить знания о правилах поведения на улице, в атобусе, перехода дороги;
- развивать умение дифференцировать цветовые сигналы светофоры;
- развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;
- воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах [7, c.64] -
3 неделя
«Международный день театра» Чтение художественной литературы
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
Программные задачи:
- воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать;
- освоение умений: по инициативе взрослого называть
знакомых литературных героев и их действия на картинках;
- развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказки с помощью персонажей кукольного театра;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической речи. Развитие речи
«Составление описаний персонажей сказки «Теремок»»
Программные задачи:
- связная речь: учить составлять описание предметов;
- словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»;
- звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки [p]-[p‘], подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук [13, c.168]
4 неделя
«Встречаем пернатых друзей» Развитие речи
«Пришла Весна, прилетели птицы»
Программные задачи
- закрепить представления детей о временах года, о признаках весны (снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа).
Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов; природа оживает, весной появляются первые цветы);
- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением; учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам;
- развивать двигательную память в ходе выполнения физических пауз, согласовывать движения с речью.
- воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру. -
Апрель 1 неделя
«Мы - друзья природы» Чтение художественной литературы
Виталий Бианки «Подкидыш»
Программные задачи:
- познакомить детей с новым произведением;
- развивать умения внимательно слушать текст;
- воспитание желание знакомиться с творчеством В. Бианки;
- воспитание интереса литературным текстам, желания их слушать, стремиться к повторным встречам с книгой [14, c.190] -
2 неделя
«Международный день книги» Развитие речи
«Сказочное путешествие»
Программные задачи:
- активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
- поощрять стремление говорить грамматически правильно, четко проговаривая слова;
- учить пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими – с учетом конкретной ситуацией;
- учить передавать словесно содержание сказки, а также впечатления из личного опыта;
- активизировать в детской речи новые слова (сундук, сюрприз, сказка, волшебство, сказочные герои, путешествие, жилище, нора, берлога, пещера, дупло, гнездо, конура, цветок, лепесток, замок, ключ, в том числе и образные, в также сравнения, эпитеты, точные глаголы;
- поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе;
- развивать гибкость ролевого поведения, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок;
- воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к сказке, сказочным героям;
- формировать умение взаимодействовать, стремление к сотрудничеству, соигре, сотворчеству
[8, c.163]. -
3 неделя
«Безопасность на улице» Чтение художественной литературы
Михаил Зощенко «Показательный ребенок»
Программные задачи:
- проявление интереса к слушанию литературных произведений;
- при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- воспитание желание знакомиться с творчеством М. Зощенко [14, c.194] Развитие речи
«Составление рассказа из личного опыта детей»
Программные задачи:
- учить составлять короткий рассказ (три-пять предложения) на тему из личного опыта детей по безопасности на улице;
- активизировать в речи прилагательные и глаголы;
- закрепить правильное произношение звуков [c]-[c’], учить слышать и выделять звук [c] в словах, произносить фразы с различной громкостью;
- учить пользоваться разнообразными средствами общения – словесными, мимическими, пантомимическими – с учетом конкретной ситуацией;
- поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе
4 неделя
«День Земли» Развитие речи
«Помоги красавице Весне»
Программные задачи:
- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать чистое произношение звуков родного языка, правильное словопроизношение;
- воспитывать интерес к литературе, умение соотносить литературные факты с имеющемся жизненным опытом;
- закреплять и обобщать представления дошкольников о признаках весны на основу полученных ранее знаний;
- закреплять умение подбирать прилагательные и глаголы к существительным;
- развивать умения подбирать антонимы;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать словесно-логическое мышление, артикуляционную моторику, зрительное внимание, восприятие,координацию речи с движением;
- воспитывать бережное отношение, любовь к природе;
- формировать умение работать в коллективе [8, c.210]. -
1 неделя
«Праздник весны и труда» Чтение художественной литературы
З. Александрова «Салют весне»
Программные задачи:
- воспитание интереса к литературным текстам, желания их слушать;
- развитие умения повторять за взрослым строчки и рифмы из стихов;
- учить сравнивать приметы осени и весны, воспитывать любовь к прекрасному, радоваться пробуждению природы;
- обогащать словарный запас по теме. -
2 неделя
«Цветы и травы» Развитие речи
Программные задачи:
«Волшебная поляна цветов»
Программные задачи:
- учить распознавать садовые, лесные
и луговые цветы;
- углублять знания детей в названии
цветов;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать речевое внимание, мышление, связную речь;
- продолжать обогащать словарь, знакомить с выразительными
средствами языка -
3 неделя
«Мир насекомых» Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Муха-цокотуха»
Программные задачи:
- проявление интереса к слушанию литературных произведений;
- при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- воспитание желание знакомиться с творчеством К. Чуковского
Развитие речи
«Определение специфических признаков предмета»
Программные задачи:
- связная речь: учить составлять описание игрушки, ее характерные признаки;
- словарь и грамматика: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных;
- звуковая культура речи: закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные, умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук, названное воспитателем [13, c.170]
4 неделя
«Лето» Развитие речи
«В деревню к бабушке Варварушке»
Программные задачи:
- поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками;
- использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
- поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
- учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой;
- обогащать словарь посредством ознакомления детей с жизнью в деревне и домашними животными;
- развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- закрепить знания о домашних животных;
- формировать умение различать домашних животных и их детенышей, правильно их называть;
- расширить кругозор детей через ознакомление их с домашними животными;
- воспитывать любовь к домашним животным и бережное отношение к ним [8, c.215] -
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М. : Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. М. : Сфера, 2016. 96 с.
3. Аджи А. В. «Конспекты интегрированных занятий в средней группе дет. сада» Издательство: "ТЦ Учитель", 2009 г.
4. Бабаева Т. И. и др. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 352 с.
5. Гончарова Н. В. «План-программа воспитательно - образовательной работы в детском саду»; Издательство: Детство-Пресс, 2005
6. Гурович Л. М. «Ребенок и книга». СПб. : Детство-Пресс, 2004.
7. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. СПб. : Детство-Пресс, 2016. 208 с.
8. Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. СПб. : Детство-Пресс, 2016. 224 с.
9. Нищева Н. В. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа»; Конспекты занятий. Издательство: «Детство-Пресс», 2010 г.
10. Нищева Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 23 с.
11. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной активности детей дошкольного возраста. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 208 с.
12. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. М. : Сфера, 2016. 96 с.
13. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М. : Сфера, 2009. 192 с.
14. Юдаева М. В. Хрестоматия для средней группы. М. : Самовар, 2015. 202 с.