Милана Колпакова
Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- учить детей составлять несложный описательный рассказ по картинке, опираясь на образец; продолжать развивать связную речь;
- закрепить представление детей о посуде; учить при описании предмета правильно называть его признаки и назначение; закреплять умение образовывать названия разных видов посуды от однокоренных слов с использованием суффиксов –ниц (а) и –онк (а). Обратить внимание, что не все они образуются одинаково.
Публикация «Конспект игровой обучающей ситуации по образовательной области „Речевое развитие“ в средней группе на тему „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными);
- развивать звуковую культуру речи; закрепить правильное произношение звука Щ, учить слышать этот звук в словах, отчётливо и ясно его произносить. Закреплять умение интонационно выделять заданный звук в словах.
Предварительная работа: проведение занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Посуда», чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», проведение занятия по изобразительной деятельности «Укрась блюдце и чашку».
Оборудование и материалы:
Картинки с изображением посуды, щенка, щётки, ящика; кукла Маша, магнитная доска, чайник. Разрезная картинка чайника.
Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками посуды (кроме чайника, силуэты чайных пар разных цветов и рисунков)
Ход образовательной ситуации
Вводная часть (мотивация)
Воспитатель вносит куклу Машу. Она здоровается с ними, и рассказывает, что она мыла посуду и нечаянно уронила поднос, на котором та стояла. Посуда разбилась, и остались одни осколки (показывает конверты с разрезанными на части картинками)
Педагог предлагает помочь Маше собрать осколки и вернуть ей посуду. Но сначала дети должны отгадать загадки (какую посуду разбила Маша)
Основная часть
Воспитатель загадывает детям загадки:
На каждую отгаданную загадку показывает
картинку-отгадку.
Для питья он предназначен, хрупок, из стекла, прозрачен. Можно сок в него налить, с удовольствием попить, воду можно из-под крана. Нет нужней чего ….? (стакана)
Она всем очень нравится, на блюдечке, красавица, с одной рукой милашка, беленькая (чашка)
Макароны, суп, котлеты
Подают всегда в … (тарелке)
Круглая, глубокая, гладкая, широкая,
Гончаром кручённая, в печи обожженная, от кувшина – низка, глиняная….(миска)
Для чаепития важны
конфеты, коржики, ватрушки
и обязательно нужны
под кофе, чай большие (кружки)
Воспитатель спрашивает: Как называются все эти предметы, одним словом? Правильно, посуда.
Давайте теперь соберём для Маши разбитую посуду.
Воспитатель спрашивает:
Кто из вас собрал разбитую чашку?
Для чего она нужна?
Какая она? Расскажи о ней по схеме. Воспитатель предлагает детям схему Ткаченко по теме «посуда».
А какую ещё посуду вы знаете?
Воспитатель показывает детям другие иллюстрации с посудой : (вилка, ложка, сковорода, кастрюля и т. д. (кроме чайника)
Воспитатель сообщает, что Маша обеспокоена, что среди картинок нет чайника.
Воспитатель прикрепляет к доске часть картинки чайника.
Дидактическая игра «Чего не хватает чайнику?» : воспитатель интересуется, чего не хватает чайнику, добиваясь ответов: носика, ручки, крышки. По мере называния частей, воспитатель прикрепляет их к доске, любуется красивым чайником, затем достаёт настоящий чайник.
Задаё т вопросы:
-какой он?; -что у него есть?; -для чего он нужен?
Педагог предлагает послушать рассказ о чайнике (по схеме Ткаченко) :
Это чайник, он белый с красивыми красными цветочками. У него есть носик, ручка и крышка. В нём кипятят воду, чтобы пить чай.
А какая посуда ещё есть?
Воспитатель показывает картинки с сахарницей (две разные сахарницы).
Что это? Маша не понимает, две разные вещи, а называются одинаково.
Воспитатель объясняет, что эти предметы нужны для того, чтобы класть в них сахар, поэтому оба предмета называются сахарница.
А это что? (показывает на солонку) воспитатель говорит: солонка. Маша: а почему солонка, а не сольница? Воспитатель: не все предметы называются похоже. В русском языке есть слово солонка, а другого похожего на сахарница или чайник – нет. А вот посуду для салата (показывает) можно назвать по-разному: похоже со словом сахарница и со словом чайник.
Маша: дети, какие же это названия посуды для салата? (салатник и салатница).
Воспитатель: Молодцы!
Маша предлагает поиграть с мячом.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: я буду бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч и сказать как будет наоборот.
Ложка чистая - ложка грязная,
Тарелка глубокая - тарелка мелкая,
Чашка большая - чашка маленькая,
Сковорода тяжёлая - сковорода лёгкая,
Кастрюля высокая - кастрюля низкая,
Нож широкий - нож узкий,
Чайник горячий - чайник холодный,
Вилка острая - вилка тупая,
Миска старая - миска новая,
Поднос белый - поднос чёрный,
Кружка старая – кружка новая,
Сахар сладкий, а перец горький,
Хлеб мягкий - хлеб твёрдый,
Сахарница стеклянная -сахарница железная
Игра «Подбери чайную пару».
Воспитатель раздаёт детям цветные чашки из картона. Дети быстро на столе должны найти блюдце такого же цвета.
Воспитатель. Ребята, а кто знает, когда пилят дерево, слышится какой звук? щ-щ-щ. (Показывает, как произносится этот звук)
Давайте скажем «Щ» все вместе. Мы с вами будем сейчас пилить. (Берет за руки ребенка и имитирует с ним движения. Одновременно произносит: щ-щ)
Воспитатель. Ух, поработали на славу! Только выпачкались немножко в опилках. Надо почистить одежду.
( Показывает три щетки: обувную, одежную и зубную) Какая вам нужна? ( Дети выбирают нужную: мы чистим зубы зубной щеткой, обувь – обувной, одежду – одежной щеткой.) Все почистились щеткой.
Воспитатель. А я знаю стихотворение небольшое про эти щетки. Хотите послушать?
Этой щеткой чищу… зубы,
Этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки (юбку).
Все три щетки мне нужны.
Давайте все вместе повторим его.
А теперь попробуйте определить есть ли звук Щ в словах.
Если вы услышите звук Щ, то поднимите блюдце вверх. Воспитатель произносит слова и показывает картинки: Щенок, а если два (щенка, а много? (щенят); ящик, два чего? (ящика, а много (ящиков); поднос, тарелка, плащ, вилка, овощи, чайник, щётка, две чего (щётки, а много чего (щёток)
Воспитатель: Молодцы!
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель говорит, что Маше пора уходить, что её ждёт дома мишка с посудой. Маша благодарит ребят за помощь.
Воспитатель предлагает попрощаться с Машей.
Подводит итог занятия: ребята, что вам больше всего понравилось?