Галина Самодурова
Календарно-тематическое планирование недели «Реки, речки и моря на земле текут не зря» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели : «Реки, речки и моря на земле текут не зря»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды и её значением для всего живого. Дать элементарные знания о том, что не во всех водоёмах вода пресная и пригодна для питья. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам земли.
Итоговое мероприятие: Викторина «Что мы знаем о водоемах»
Понедельник 21.03.2022
Утро
Комплекс утренней гимнастики №2
Темочки:
- Водоемы. Океаны, моря, реки и озера
- Планирование, тематические недели по лексическим темам
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Природа, планета Земля, экология
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Утренний круг: приветствие «Улыбка» (передай улыбку по кругу) - постепенное вхождение детей в жизнь группы после выходных, создание хорошего настроения.
Беседа «Вода в природных явлениях» Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Где в природе мы можем увидеть воду?
Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка в озере живёт,
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)
Д/ и: «Кто где живет?» - учить распределять животных по местам обитания – вода, воздух, земля.
Артикуляционные упражнения «Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
Индивидуальная работа: «Раскрась обитателей рек и морей» - учить правильно держать карандаш, не выходить за линии (Семён, Софа, Соня).
ООД
Тема, цель, программное содержание
1. Физическое развитие - по плану педагога.
2. Познавательное развитие (ФЭМП) Занятие 1
И. А. Помораева, В. А. Позина «ФЭМП» Стр. 48 - 49
- Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
- Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
- Совершенствовать представления о значении слов далеко — близко.
Прогулка №1
Наблюдение за проезжающим транспортом - продолжать знакомить детей с разным видом транспорта, предложить по результатам наблюдения ответить на вопрос: «Какой вид транспорта они знают?»- развивать речь, наблюдательность.
П/ игра: «Морская фигура замри»
Труд на участке: "Найди себе работу" - учить детей применять свои трудовые умения, поощрять стремление помочь сверстникам.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/ игра «По воде, по воздуху, по земле» Цель: Закреплять знания о различных видах транспорта с Лёвой, Викой, Димой.
Подготовка к обеду, сон:
Чтение сказки: экологическая сказка «Речка плакала» - обогатить знание детей о взаимосвязи природы и человека; учить отличать хорошие поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к природе.
Вторая половина дня:
Бодрящая гимнастика после сна.
Музыкально-театрализованная деятельность: «Загадки без слов» Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Настольно - печатная игра: «Когда это бывает?»
Самостоятельная деятельность.
Вечерний круг: «Передай колокольчик» - дети по кругу передают друг другу колокольчик во время ответов на вопросы по теме недели. Обсуждение проблемных ситуаций, если они возникли в течении дня.
Прогулка №2
Наблюдение «Небо вечером».
Продолжать знакомить детей с признаками весны, связанными с цветом неба,
изменением вида облаков, положения солнца над горизонтом. Учить детей рассказывать
об особенностях весеннего неба.
П/ игры на выбор детей.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/игра «Дни недели» Цели: закреплять названия дней недели (Платон, Лёва, Глафира)
Вторник 22.03.2022
Утро
Комплекс утренней гимнастики № 2
Утренний круг: Приветствие «Доброе утро»
Беседа: «Вода на Земле» Обогатить знания и представления детей о воде (океаны, моря, реки, ручейки)
Пальчиковая игра «Лодочка».
(На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Д/и «Какие бывают реки» (игра «Наоборот») – тихие- быстрые, широкие- узкие, прозрачные –мутные, короткие–длинные, глубокие – мелкие, спокойные – бурные.
Артикуляционные упражнения «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Индивидуальная работа по заучиванию стихотворения Ф. И. Тютчев «Весенние воды» - развивать память, речь
(Соня, Дима, Артём).
ООД
Тема, цель, программное содержание
1. Физическое развитие - по плану педагога.
2. Художественно -эстетическое развитие (рисование) Тема: «Украсим платьице кукле» - декоративное рисование.
Цель: учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.
Комарова Т. С.»Изо в д/с»
Прогулка №1 Наблюдение за тенью в солнечный день. Продолжать знакомить детей с солнечным светом и тенью, отметить, что в солнечный день все предметы отбрасываю тень, контур, который повторяет силуэт объекта.
П/ игра: «Караси и щука»
Труд на участке: коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.
Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа:
Д/ игра: «Скажи наоборот». Цель: Закреплять умение находить слова –антонимы, обогащать речь ребенка
(Егор, Паша, Софа).
Подготовка к обеду, сон:
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Карасик» - дать представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей; формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.
Вторая половина дня
Бодрящая гимнастика после сна.
Конструирование из бумаги: сложи силуэты связанные с морем из треугольников.
Настольно - печатная игра: лото.
Самостоятельная деятельность.
Вечерний круг: уточнить и закрепить знания о том: Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались? Как выполнили свою работу? Какие новые слова узнали?
Прогулка №2
Наблюдение за изменением продолжительности дня. Предложить детям отследить происходящие в природе изменения, обратить внимание на то, что день стал длиннее, солнце светит ярче.
П/ игры на выбор детей.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/ игра: «Кто живет в зоопарке?». Цели: способствовать развитию речи, памяти, мышления (Лёва, Вова, Аня).
Среда 23.03.2022
Утро
Комплекс утренней гимнастики №2
Утренний круг: «Привет»
Беседа: «Кто живёт в воде?» расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем.
Пальчиковая игра: «Медузы».
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы,
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее -
Вот как гнуться мы умеем!
Д/ и: «Если бы ты был рекой»- правила поведения в природе (у водоемов).
Артикуляционные упражнения «Пароход»
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Ы» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.
Описание: слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).
Индивидуальная работа:
Игра-лабиринт «Помоги рыбке найти свою маму» - развитие логического и пространственного мышления с Софой, Платоном, Соней.
ООД
Тема, цель, программное содержание
1. Физическое развитие - по плану педагога.
2. Речевое развитие
Тема: Составление рассказов по картине
Цель: Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.
«Развитие речи детей 3-5 лет» Ушакова.
Прогулка №1
Наблюдение температуры предметов на солнце и в тени.
Предложить детям сравнить температуру предметов в тени и на солнце (дотронуться
ладонями до предметов, учить устанавливать взаимосвязи между освещенностью и
температурой предметов.
П/ игра: «Через ручеёк»
Труд на участке: наведение порядка на участке.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/игра «Дикие животные» Цель: закреплять знания о диких животных
(Варя, Софа П., Федя).
Подготовка к обеду, сон:
Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Вторая половина дня
Бодрящая гимнастика после сна.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на подводной лодке» - отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать воображение.
Настольно - печатная игра: домино.
Самостоятельная деятельность.
Вечерний круг: «Добрые дела» Дети говорят в круге о своих добрых делах. Можно предложить детям рассказать о том, как они помогли, кому то или что-то сделали для других детей в течение дня.
Прогулка №2
Наблюдение «Приметы весны». Предложить детям найти на участке приметы весны.
П/ игры на выбор детей.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/ игра: «Когда это бывает?» Цель: закрепить знания о временах года
(Платон, Соня, Ваня Б).
Четверг 24.03.2022
Утро
Комплекс утренней гимнастики № 2
Утренний круг: «Здравствуй, это я…»
Беседа: «Что делать, чтобы вода была чистой?»
Что вы слышали о воде? Для чего и кого вода?
Можно ли очистить воду?
Пальчиковая игра: «Какие бывают рыбы»?
Мы в подводном мире, друг,
(Выполняют движения руками, как будто плывут)
Рыбы плавают вокруг:
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой)
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца)
Рыбки весело резвятся, рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
(Соединить ладошки, двигать ими вправо, влево)
То сожмутся, разожмутся,
(Сжать и разжать пальчики)
То зароются в песке.
(Соединить ладошки, описать ими круг)
Д/ и: «Какой? Какая?» - активизировать в речи употребление прилагательных (акула какая? и т. д.)
Артикуляционные упражнения «Рыбка» - вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.
Индивидуальная работа: Выкладывание из счетных палочек «Рыбка» с Викой, Димой, Максимом.
ООД
Тема, цель, программное содержание
1. Художественно -эстетическое развитие (лепка) Занятие 66. Тема: "Козленочек"
Цель: учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления. Развивать сенсомоторный опыт.
Комарова Т. С.»Изо в д/с»
2. Художественно - эстетическое развитие (музыка) - по плану музыкального руководителя.
Прогулка №1
Наблюдение за ветром.
Цели: продолжать закреплять представления о погодных изменениях; формировать понятия о ветре, его свойствах; учить определять направление ветра.
П/ и «Быстрее ветра» Цели: развивать быстроту бега; учить прыгать легко.
Труд на участке: уборка мусора на участке.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: закрепить название всех машин, работающих на строительстве дома
(Максим, Лёва, Вика).
Подготовка к обеду, сон:
Чтение художественной литературы: Армянская песенка «Мальчик и вода» (Откуда течёт вода? Кому помогла вода)
Вторая половина дня
Бодрящая гимнастика после сна.
Опыт «Воздух толкает предметы».
Настольно - печатная игра: «Парные картинки»
Самостоятельная деятельность.
Вечерний круг: «Подарок»
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.)
Прогулка №2
Наблюдение за погодой.
П/ и «Перелет птиц».
Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/ игра: «Животные и их детеныши» Цель: развивать речь, закреплять ранее полученные знания о живой природе с Соней, Глашей, Платоном.
Пятница 25.03.2022
Утро
Комплекс утренней гимнастики № 2
Утренний круг: «Утром солнышко проснулось…»
Беседа: Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнет вода?»
Пальчиковая игра: «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Д/и «Кто больше назовет действий?» - развивать речь детей.
Артикуляционные упражнения «Рыбки разговаривают» — дети смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
Индивидуальная работа: Д/и «Раздели транспорт на группы», «Что изменилось» с Ваней, Артёмом, Миланой.
ООД
Тема, цель, программное содержание
1. Познавательное развитие (парц. программа)
Тема: «Маленькие исследователи» «В мире пластмассы».
Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
стр 40.
2. Художественно - эстетическое развитие (музыка)- по плану муз. руководителя.
Прогулка №1
Наблюдение за одеждой прохожих. Активизировать в речи детей и уточнить понятия, связанные с названиями предметов и деталей одежды, учить детей сравнивать результаты своих наблюдений в разные времена года.
П/ игра: «Ловишки»
Труд на участке: уборка мусора на веранде.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/ игра: «Профессии». Цель: закреплять знания о профессиях работников детского сада с Артёмом, Димой, Сашей.
Подготовка к обеду, сон Чтение художественной литературы: Эдуард Шим сказка «Лесной ручей»
Вторая половина дня
Бодрящая гимнастика после сна.
Патриотическое воспитание: «Какие народы живут в России» Продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
Настольно - печатная игра: «Кто спрятался в кубиках?»
Самостоятельная деятельность.
Вечерний круг: «Прощание» Дети встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Прогулка №2
Наблюдение за погодой.
Учить детей видеть изменения погоды в течение дня, характеризовать изменения, используя речевые конструкции «Было. Стало.».
П/ игры на выбор детей.
Самостоятельная деятельность.
Индивидуальная работа: Д/ игра «Перелётные - зимующие»
Цель: закреплять знания о птицах нашего региона (Лёва, Вова, Вера).
Консультация для родителей:
«Вода в нашей жизни», «Берегите воду»