Анастасия Конова
Календарно-тематический план в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать
Тема: «Зимующие птицы». 16.01.2023-20.01.2023г.
Цель: закрепление знаний о зимующих птицах; уточнение представления детей о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; умение узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Итоговое мероприятие: «Изготовление кормушек - закрепление знаний и представлений о зимующих птицах.
Публикация «Календарно-тематический план в подготовительной к школе группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Планирование, недели
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Птицы. Планы, тематические недели
- Темочки
Понедельник:16.01.2023г.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Беседа «Зачем нужны птицы?» - объяснить роль и значение птиц в природе.
Д/и «Когда это бывает?» - закрепить приметы времен года зимы.
Ситуативный разговор «Если бы не было птиц, то…» - умение детей делать выводы в ходе рассуждения, воспитывать бережное отношение к птицам. Труд: полив и рыхление комнатных растений – умение самостоятельно определять необходимость полива по цвету почвы
Рассматривание иллюстраций и фото зимующих птиц.
По развитию речи дидактическая игра «Один – много» - умение образовании множественного числа имен существительных (ворона –вороны)
(Аделина, Полина)
Программное содержание, методические приёмы
ОД
Познание предметного и социального мира Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб. : "Детство - Пресс", 2013. - 80с. - (Библиотека программы "Детство")
"Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья" (с. 48) 2 неделя
Программное содержание: закрепить, уточнить и пополнить знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой
Способы: сюрпризный момент; вопросы к детям; беседа; эстафета; игра с мячом;
Средства: бубен, мяч, иллюстрации к разным видам спорта.
ОД
Речевое развитие
Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Литература: О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева, Тема: «Чудеса из ткани – умелыми ручки» (с. 97) Программное содержания: проявление субъективной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; умение анализировать содержание и форму произведения, развитие литературной речи; закрепление знаний детей об одежде, о деталях одежды; профессии портного: развитие воображения, памяти, творческого мышления: желание отображать полученные знания в своих рисунках; умение договариваться со сверстниками, доводить начатое дело до конца.
Способы: игровой момент, художественное слово, беседа, игра «Мастера», игра «Кто во что одет?», игра «Какая, какой, какие?», игра «Забывчивый покупатель», динамическая пауза «Звери делают зарядку», рассказы о предметах по схеме, подведение итога ОД.
Средства: мяч, схема, бумага формат А4, цветные карандаши, гуашь, кисти, предметные картинки с изображениями несколько видов одежды; рубашки, платья, брюки, кофты.
ОД
Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.
Смотри приложение музыкального руководителя Бахаревой В. А. на январь
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада возле кормушки. Больше всего здесь крупных птиц : крикливых сорок, ворон. Все это воронья родня. Отметить, что в городе они намного смелее, на кормушке ведут себя шумно - развитие связной речи.
Подвижная игра «Перелет птиц» - соблюдать правила игры. Дидактическая игра «Кто больше знает» - развивать мышление, память. Труд на участке – развесить кормушки для птиц, насыпать корм - воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. Самостоятельная игровая деятельность на участке Сюжетно – ролевая игра «К нам гости пришли» - умение развивать сюжет. По развитию ОД: игровое упражнение «Озорные шарики» - умение сопровождать ходьбу, различными движениями, менять вид движения по сигналу воспитателя. (Андрей, Саша)
Вечер
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» - воспитание интереса к рассказам; воспитывать любовь к книге.
Дидактическая игра: "Я, загадаю, а вы отгадайте?" – умение детей отгадывать загадки о птицах, правильно называть зимующих птиц.
Самостоятельная двигательная активность – умение воспитанников самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам.
Разрезные картинки "Зимующие птицы"- развитие усидчивости, внимания. Д/и «Посчитай птиц» - упражнять в согласовании числительных с существительным (один воробей, два воробья и т. д.) (Коля,Даня)
Вторник 17.01.2023 г.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Рассматривание альбома «Птицы» - отмечать особенности строения и повадок птиц.
Дидактическая игра «Высоко низко» - уметь различать звуки высокие и низкие. Дидактическая игра "Магазин" - умение выделять заданный звук или слог в слове. Музыкально - дидактическая игра «Музыкальный домик» - умение детей, определять какой инструмент звучит его изображения на карточке.
Труд в книжном уголке: ремонт книг - умение воспитанников осматривать книги, выявлять те, что нуждаются в ремонте, вспомнить правила обращения с книгами. По ознакомлению с окружающим: Д/и «Узнай птиц по голосу» - формировать умение различать и называть птиц. (Аделина, Трофим).
Программное содержание, методические приёмы
ОД
Математическое и сенсорное развитие литература: Михайлова З. А. Математика от 3 до 7 Тема: Конспект № 5 (от 3 до 7 с. 106)
Программное содержание: развитие аналитической деятельности, умение классифицировать.
Способы: игровой момент, игра с палочками, полминутки для шутки, игра «Три обруча», подведение итога ОД.
Средства: счетные палочки, обручи, блоки Дьенеша.
ОД
Рисование
Литература: Леонова Н. Н. Художественно - эстетическое развитие в подготовительной к школе группе ДОУ.
Тема: "Зимующие птицы" (с. 108).
Программное содержание: продолжать знакомить детей с зимующими птицами : закрепление умений изображать птиц; умение работать со штампами, гуашью; проявлять оценочное отношение к ребятам сверстников, доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявлять заботу о них.
Способы: мотивация, беседа, художественное слово, практическая часть, физкультминутка, художественное слово, подведение итога ОД. Средства: фотографии зимующих птиц, штампы, бумага, краски, палитра, салфетки, кисточки.
ОД
Физическое развитие
Литература: Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей 5 - 7 лет. Конспект № 56 в зале (с. 152)
Программное содержание: способствовать освоению детьми умений: бросать мяч вдаль одной рукой через сетку; перебрасывать мяч в паре, используя верхнюю и нижнюю передачи, действуя по ситуации. Соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений и в подвижных играх.
Способы: объяснение общеразвивающих упражнений, словесное указание, игра «Северный и южный ветер», игра МП «Тройка», игры-эстафета «Пингвины с мячом», подведение итога.
Средства: большие обручи, скамейки, надувные мячи, мячи- хопперы.
Проулка
Наблюдение за зимующими птицами – умение заботиться о зимующих птицах.
Д/и «Почему так назвали» - ознакомления детей со словами, образованными путем слияния двух смысловых основ; упражнять в образование подобных слов. П/и "Сделай фигуру"- упражнение в беге врассыпную
Труд: - помочь младшим детям очистить участок от снега - желание детей трудиться, оказывать посильную помощь младшим детям.
Самостоятельная деятельность - умение находить занятие по интересам, катание на лыжах. Игра в снежки – лепить снежки разного размера. По развитию О. Д упражнение «Не сбей флажок» - умение детей ходить змейкой между предметами, не сбивая их. (Вика, Полина)
Вечер Прослушивание музыкальной композиции П. И. Чайковского "Времена года"- умение воспринимать и различать смену темпов музыки. Театрализация «Где обедал воробей?» - умение подражать повадкам животных, согласовывая движения с текстом.
Ситуативная беседа - как птицы готовятся к зиме, чем питаются, формировать умение называть части тела птиц, как ухаживать за птицами зимой. Настольно-печатная игра «Разрезные картинки. Птица» - умение собирать пазлы.
Игры по желанию детей - умение детей находить себе занятие по интересам, организовывать игровые взаимодействие. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Лесовичка» - закрепление правила поведения в лесу через игровую деятельность.
По речевому развитию:
пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон» - умение согласовывать движения с текстом, развивать моторику рук. (Тимофей, Саша).
Среда, 18. 01. 2023г.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой» - вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Д/и "Чего не хватает?" – умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа Сюжетно-ролевая игра «Семья» - сюжет «Идём в гости» - развитие у воспитанников диалогической речи, формирование умения действовать в соответствии с ролью, использование необходимых атрибутов, предметы- заместители
Настольно-печатная игра «Птицы» (лото) – умение играть по правилам По ФЭМП: дидактическая игра «Веселые задачки»- умение детей на наглядной основе решать простые арифметические задачи. (Даша, Егор)
Программное содержание, методические приёмы
ОД
Подготовка к обучению грамоте
Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению.
№ 50 (с. 144)
Программное содержание: ознакомление со звуков и буквой Я, Я; умение произносить звуки в сочетаниях; умение произносить скороговорку.
Способы: артикулярная разминка, чтение по слоговой таблице, чтение по цепочке, определение место звука в словах, игра «Колобок», физкультминутка, загадки, игровое задание «Меняем имена», итог ОД.
Средства: картинки с этими звуком, таблицы.
ОД
Природный мир
Литература: Николаева С. Н. Парциальная программа "Юный эколог", стр. 107 Тема: "Волк и лиса – лесные жители».
Программное содержание: уточнение представления детей об образе жизни лисы и волка в зимние время; формирование представлений приспособленности хищников к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2 – 3 дня голодать, долго выслеживать добычу); характерным для них особом поведении; умение сравнивать и описывать животных.
Способы: рассказ воспитателя, показ иллюстраций животных, рассматривание картин, вопрос-ответ, рефлексия.
Средства: игрушка заяц; картина «Заяц на лежке», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога»; модель «Длинные и короткие ноги», контуры дома, деревьев, картинки с изображение волка и лисы.
ОД
Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.
Смотри приложение музыкального руководителя Бахаревой В. А. на январь
Проулка
Наблюдение: небо зимой – умение воспитанников наблюдать за небом, называть связанные с ним явления, отличительные черты зимнего неба (снеговые облака, серый цвет и др.)
П/и «Два мороза» - развитие двигательной активности воспитанников
Труд: сгребание снега в кучи для лепки снежного городка - вызвать интерес к труду, привлечь малоактивных детей. Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь» закрепление у воспитанников знаний и практических умений по оказанию первой медицинской помощи.
По музыкальному развитию: разучивание танцевальных движений - упражнять выполнять правильно подскоки. (Лера З. ,Даня)
Вечер
Настольно-печатные игры по безопасности "Дорожные знаки"- умение договариваться, обсуждать игровые действия. Д/и «Построй птицу» - умение строить изображение птицы, используя геометрические фигуры
Д/и «Найди путь дорожку» закрепление знаний о животных, умение соотносить следы их хозяев.
СДА: умение детей находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности спортивные атрибуты
По ознакомлению с окружающим: Д/и по экологии
«Чей хвост? Чей клюв?» - умение называть птиц по внешним признакам. (Макар,Амелия)
.
Четверг 19.01.2023 г.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро Беседа «Кто заботится о птицах» - обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
Д/и ««Сколько птиц на кормушке?» умение составлять и решать простые задачи на наглядной основе.
Труд в уголке природы - рыхление, протирание листьев от пыли.
Строительные игры – уметь сооружать постройки из различных конструкторов.
Дидактическая игра по ОБЖ «Пожароопасные предметы» - стимулирование развитие скорости и внимания. Индивидуальная работа по математике дидактическая игра «Счетные палочки» - умение составлять птиц из счетных палочек.
(Вика, Милана)
Программное содержание, методические приёмы
ОД
Математическое и сенсорное развитие
литература Михайлова З. А. Математика от 3 до 7.
Тема: Конспект № 6 (от 3 до 7 с. 110)
Программное содержание: развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Способы: игровой прием, игра «Сложи узор», физкультминутка, работа в тетрадях, игра с тремя обручами, подведение итога ОД.
Средства: логические таблицы, игра «Сложи узор», игра с тремя обручами.
ОД
Лепка
Леонова Н. Н. Художественно - эстетическое развитие в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - СПб. : ООО "Издательство "Детство - Пресс", 2018. - 240 с. (Из опыта работы по программе "Детство")
Тема: "Зимние забавы" (с. 181)
Программное содержание: закреплять способ лепки в стилистике народной игрушки-из цилиндра; продолжать учить передавать несложные движения; стимулировать интерес к экспериментированию в работе
Способы: игровой прием, беседа, рассматривание, практическая часть, подведение итога ОД. Средства: пластилин, стеки, доски, салфетки, образцы педагога.
ОД
Физическое развитие
(на воздухе) : Литература: стр. 79. Т. М. Бондаренко. Конспект № 57 Программное содержание: закрепление полученных навыков в играх по метанию, в прыжках: закрепить ходьбу в парах и перестроение в одну колонну; воспитание у детей интереса к физическим упражнениям. 1. Вводная часть: Ходьба в парах, ходьба на пятках, носках, бег парами, ходьба с перешагиванием через бруски, 2. Основная часть: Русские народные подвижные игры: «Салки» (соревнование в беге, 2.«Гуси» (развивает ловкость, увертливость, 3. «Гори, гори ясно» (развивает в детях дух соревнования, 4. «У медведя во бору» (с усложнением медведь выбирается из берлоги, перелезая через бревно или вылезая из корзины). 3. Заключительная часть: игра «Угадай, у кого платочек» Способы: указание, пояснение, обсуждение Средства: бубен, мячи, бруски, платочки.
Прогулка
Наблюдение: Следы птиц на снегу - рассматривать следы на снегу, уметь «читать» следы (два следа рядом – птица прыгала, следы в цепочку – птица шагала, следы прервались – птица взлетела) – развитие связной речи, наблюдательности.
П/и "Найди себе пару"- развитие бега, внимания.
Д/и «Фантастическая птица» - развивать воображение, умение придумывать фантастических птиц Труд : сгребание снега в кучи для лепки лабиринта - вызвать интерес к труду, привлечь малоактивных детей. Сюжетно – ролевая игра - умение детей самостоятельно распределять роли в игре Соревнование «Кто дальше бросит снежок?». – развитие глазомера, меткости у Кати, Андрея
Вечер
Ситуативная беседа с детьми «Мороз и металл» - воспитывать правила безопасного поведения на прогулке
Просмотр мультфильма «Высокая горка» - формировать личную оценку поступков героев. Конструктивная деятельность: «Домики для птиц» - развитие конструктивных навыков, воображение детей.
Сюжетно-ролевая игра «Салон» - умение создавать игровые ситуации, распределять роли, развивать сюжет. Работа в тетрадях «Продолжи узор» - упражнение в ориентации на листе бумаги в клетку. (Саша, Полина).
Пятница 20.01.2023 г.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро Беседа с детьми «Что интересного заметили по дороге в д/с?» - побуждать детей делиться своими впечатлениями, следить за построением предложений.
Д/и «Что говорит нам пословица» - умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок. Работа в уголке природы: моем растения
-умение детей при выборе способа снятия с растений пыли, ориентироваться на особенности его внешнего вида, строения.
Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача» - умение создавать игровые ситуации, распределять роли, развивать сюжет. Индивидуальная работа по развитию речи дидактическая игра: «Какая фигура лишняя?» - на основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать свой выбор. (Василиса,Максим)
Программное содержание, методические приёмы
ОД
Конструирование
Литература: Литвинова О. Э. Конструирование в подготовительной к школе группе Тема "Мост для пешеходов" (с. 42)
Программное содержание: умение сооружать мост для пешеходов в соответствии с конкретными условиями: умение видеть конструкции объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение; умение планировать процесс возведения постройки.
Способы: беседа, загадка, показ презентации, рассматривание образца, обсуждение, выполнение работы, анализ ОД.
Средства: образец постройки, презентация мост, разнообразный строительный материал
ОД
Чтение художественной литературы
Литература: Сценарий образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7лет).
Тема Беседа по содержанию сказки В. Бианьки "Синичкин календарь" (зимние месяца (с. 89) Программное содержание: продолжать знакомство с произведением В. Бианки «Синичкин календарь» (зимние месяцы); развивать у детей интерес к слушанию литературного произведения и умение связывать все части в единый сюжет; отметить, что все произведения В. Бианки написаны со знанием и пониманием зверей и птиц, с большой любовью к ним; продолжать развивать умение внимательно слушать произведение и находить в тексте признаки зимы в природе. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Способы: беседа с детьми, чтение произведения, русская народная игра «Филин и пташки», игра «Собери картинку», художественное слово, рефлексия.
Средства: книга со сказкой В. Бианки, разрезные картинки с изображением зимних признаков в природе, обруч
карандаши, бумага.
ОД
Физическое развитие. Литература: Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей 5 - 7 лет. Конспект № 55 в зале (с. 152)
Программное содержание: способствовать освоению детьми умений: бросать мяч вдаль одной рукой через сетку; перебрасывать мяч в паре, используя верхнюю и нижнюю передачи, действуя по ситуации. Соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений и в подвижных играх.
Способы: объяснение общеразвивающих упражнений, словесное указание, игра «Северный и южный ветер», игра МП «Тройка», игра-эстафета «Пингвины с мячом», подведение итогов.
Средства: большие обручи, скамейки, надувные мячи, мячи-хопперы, карточки для выполнения заданий
Прогулка
Наблюдение за деревьями покрытыми снегом - прививать любовь к неживой природе. Д/и "Подбери слово"- умение детей логически мыслить.
П/и "Птицы и кошки" - развитие ловкости, быстроты. Труд: расчистка дорожек от снега – привитие трудовых навыков.
Сюжетно – ролевая игра - умение детей самостоятельно распределять роли в игре Соревнование «Кто дальше бросит снежок?» – развитие глазомера, меткости у Аделины, Тимофея.
Вечер
Итоговое мероприятие: «Изготовление кормушек» - закрепление знаний и представлений о зимующих птицах. Игры со строительным материалом: - умение детей выполнять постройки по схемам, подготовленными товарищами.
Сюжетно-ролевая игра «Салон» -
умение создавать игровые ситуации, распределять роли, развивать сюжет. Графический диктант «Снежинка» - развитие глазомера, умение считать, ориентироваться на листе бумаги в клетку.
(Саша К., Андрей)
Взаимодействие с родителями
Предлагаем сделать для птиц кормушки и повесить их за окном.
Почитать детям сказки «Воробей и горошина», «Воробей и воробьиха», «Голубиный скит», «Ворона и вороненок».
Зарисовать вместе с детьми птиц : снегиря, синицу, воробья, голубя.
Придумать сказочную историю о снегире.
Понаблюдать за трудом людей в зимнее время.
Информационный материал «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Профилактика ОКИ», «Памятка по использованию пиротехники»
Стендовой материал «Собираем ребенка на зимнюю прогулку»
Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей: раскраски с птицами, поделки из бумаги и картона.
Создать условия для сюжетно - ролевых игр: выложить атрибуты, предметы – заместители.
Создать условия для игр на прогулке.
Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин с зимующими птицами.
Свободное творчество в изоцентре «Учимся лепить птиц» Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
КГН
Упражнение «Я все делаю сам» умение приводить в порядок обувь, одежду складывать на место личные вещи.
Игровая ситуация «Аккуратные пальчики» - научить соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием ногтей пальцев рук
. Упражнение «Мой внешний вид» умение. воспитанников следить за своим внешним видом,тактично сообщать сверстнику о необходимости что – то изменить исправить костюме, прическе,
Напомнить о необходимости всегда при себе иметь носовой платок.