Нина Панова
Календарно-тематический план по развитию движений для детей группы кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида "Золотой петушок"
Календарно-тематический план
по развитию движений для детей
группы кратковременного пребывания
на 2018-2019год.
Инструктор по физкультуре:
Панова Нина Петровна.
Сентябрь
3-неделя
Подвижная игра «Бегите ко мне»
Задачи: учить детей действовать по сигналу; упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.
Публикация «Календарно-тематический план по развитию движений для детей группы кратковременного пребывания» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.
Правила:
1. Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»
2. Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»
Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».
Игровое упражнение
«Котята ползут по дорожке»
Задача: упражнять детей в ползании на четвереньках, в заданном направлении.
Описание: Дети изображают котят. Воспитатель дает им задание доползти по дорожке до ориентира. Малыши ползут друг за другом. Взрослый следит за тем, чтобы они прогибали спину, голову держали прямо.
Октябрь
3- неделя
Подвижная игра «Принеси мяч»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя, наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять); упражнять детей в беге по определенному направлению.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей. «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.
Правила:
1. Бежать за мячом можно только после слова «беги».
2. Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.
Варианты: Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.
Игровое упражнение
«Котята играют с мячом»
Задача: Упражнять детей в бросании мяча вдаль.
Описание: Дети берут мячи из корзины и бросают их произвольно, кто как может, бегут за ними и повторяют движения
Воспитатель поощряет малышей.
Ноябрь
3-неделя
Подвижная игра «Кот Васька»
Задачи: повысить двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Описание: Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми – мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).
Воспитатель и дети поют и говорят:
«Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький.
А бежит стрелой.
А бежит стрелой».
Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, засыпает. Взрослый и дети поют:
«Глазки закрываются,
Спит, ли притворяется?
Зубы у кота-
Острая игла».
Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:
«Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!»
Кот догоняет мышек, а они убегают от него.
Декабрь
3- неделя
Подвижная игра «Карусели»
Задачи: развивать функцию равновесия, умение согласовывать свои действия со словами текста; вызывать положительные эмоции.
Описание: Дети берутся за руки и под слова взрослого двигаются по кругу сначала медленно, затем все быстрее и быстрее, а затем постепенно замедляют движение.
Воспитатель:
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра».
Игровое упражнение
«Зайка прыгает через ручеек»
Задача: учить детей прыжкам в длину с места; развивать равновесие, координацию движений.
Описание: Воспитатель раскладывает 2 каната (веревки) на расстоянии 20 – 25 см друг от друга. Предлагает детям – зайчикам перепрыгнуть через ручеек так, чтобы не замочить лапки.
Следить за тем, чтобы дети мягко приземлялись на полусогнутые ноги, толчок выполняли (по мере возможности) двумя ногами.
Январь
3- неделя
Подвижная игра «По ровненькой дорожке»
Задачи: упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.
Описание: Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:
По ровненькой дорожке, (Идут по дорожке.)
По ровненькой дорожке
Шагали наши ножки,
Раз-два, раз-два.
По камешкам, по камешкам, (прыгают)
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
В нем мы живем. (останавливаются).
Игровое упражнение
«Ловкий прыгун»
Задача: совершенствовать умение детей прыгать с продвижением вперед, по извилистой дорожке.
Описание: дети прыгают друг за другом с продвижением вперед по извилистой дорожке, выложенной из 2 веревок. Воспитатель следит за тем, чтобы малыши сильнее отталкивались, мягко приземлялись, голову держали прямо.
Февраль
3-неделя
Подвижная игра «Найди свой домик»
Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание: С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
Указания к проведению: Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать "Найди свое дерево".
Подвижная игра «Самолеты»
Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание: Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.
Указание к проведению: Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми.
Март
3 неделя
Подвижная игра «Пошли-пошли-поехали»
Задачи: упражнять в ходьбе в колонне по одному, в беге со сменой направления; учить действовать в коллективе, слушать сигнал взрослого, ориентироваться в пространстве; вызывать интерес к игре и совместным действиям.
Описание: Дети встают друг за другом в колонну, взрослый впереди. На слова воспитателя: «Пошли-пошли» дети идут обычным шагом. На слова: «Поехали-поехали»- бегут в медленном темпе, который задает взрослый. По сигналу «Пошли-пошли» дети опять идут. Взрослый меняет направление
движения, сопровождая действия словами, указывающими направление, - к дереву, к горке и т. п. игра повторяется 3-4 раза.
Подвижная игра «По кочкам»
Задачи: Совершенствовать умение влезать на предметы и спускаться с них ( высота предметов увеличивается постепенно: 10-15-20 см); поддерживать самостоятельность, интерес к действию.
Описание: На полу размещается 2 – 3 ящика или куба шириной 40-60 см и высотой 20-25 см (кочки). Между кочками можно разместить мягкие дорожки или поролоновый мат (болото). Воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке или зайчику. Дети отправляются в путь, а на пути встречается болото. Они взбираются на кочки и спускаются с них, таким образом, переходя болото и попадая к мишке или зайчику. С мишкой можно поиграть в догонялки или прятки, а затем вернуться через болото по кочкам домой. Необходимо соблюдать правило: с кочки нельзя спрыгивать, надо спокойно спускаться.
Апрель
3- неделя
Подвижная игра «Гуси»
Задачи: совершенствовать бег и в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию, удовольствие от совместных действий.
Описание: Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый.
Взрослый: Гуси, гуси!
Дети: Га-га-га.
Взрослый: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне!
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш».
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!»
Гуси убегают на свое место.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Задачи: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.
Указание к проведению: В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу "Дождик!". Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
Май
3 неделя
Подвижная игра «Зайка беленький»
Задачи: обогащать двигательный опыт; учить действовать по слову взрослого; закреплять знания о цвете, форме; развивать внимание; поддерживать интерес к движениям; побуждать к самостоятельному выполнению движений; вызывать положительные эмоции.
Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зай-чика (по числу детей, флажки разного цвета или круги, квадрат из плотного картона или линолеума.
Описание: Дети изображают зайчиков и занимают свои норки. Норки можно обозначить кружком, квадратом, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики делают движения в соответствии со словами.
Слова воспитателя: Действия детей :
1.«Зайка беленький сидит, Присаживаются на корточки в сво-
Он ушами шевелит — бодном построении и, приложив
Вот так, вот так, руки к ушам, шевелят ими.
Он ушами шевелит.
2. Зайке холодно сидеть, На слова «хлоп-хлоп» хлопают
Надо лапочки погреть — в ладоши.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Надо лапочки погреть.
3. Зайке холодно стоять — На слова «скок-скок» прыгают
.Надо зайке поскакать, на месте.
Скок, скок, скок, скок. Надо зайке поскакать.
4. Кто-то зайку испугал, Бегут в свои норки
Зайка прыг. и убежал», (по хлопку взрослого).
Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли норки.
Сентябрь
4- неделя
Подвижная игра «Куры и кошка»
Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
Описание: Дети изображают курочек. Роль кошки исполняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки, и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующие слова:
Выходите, курочки, жучков, паучков
Собирайте крошки, На зеленой дорожке.
Дети курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают.
Воспитатель продолжает:
Куры крыльями махали: Куры клювиком стучали:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»
Вдруг появляется кошка
Выйду, выйду на дорожку, Там, где куры ищут крошки,
мяу! Мяу!
Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» - и убегают в свои домики.
Октябрь
4 неделя
Подвижная игра «Кот и мыши»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу; упражнять в беге по разным направлениям.
Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
Правила:
1. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.
2. Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.
Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.
Художественное слово:
Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел,
Только котик засыпает, все мышата выбегают!
Игровое упражнение
«Прокати мяч по дорожке»
Задача: упражнять детей в прокатывании мяча по ограниченной площади опоры; развивать умение ориентироваться в пространстве.
Описание: Из канатов выкладывают дорожку шириной 30-40 см, дети берут мячи из корзины, прокатывают мяч и бегут за ним.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети энергично толкали мяч двумя руками.
Ноябрь
4- неделя
Подвижная игра «Лиса и цыплята»
Задачи: совершенствовать ходьбу и бег в определенном направле-нии; развивать внимание; побуждать к самостоятельности, инициативе; поощрять действия детей; вызывать у них чувство гордости.
Описание: Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Воспитатель говорит, а дети выполняют действия.
Слова воспитателя: Действия детей :
«Впереди из-за куста Настораживаются.
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим, Бегут на носочках за обозначенную
Тихо-тихо убежим». Черту.
Взрослый следит за тем, чтобы цыплята убегали только после слов: «Тихо-тихо убежим».
Вариант игры: Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т. П.
Игровое упражнение
«Мячик другу»
Задача: совершенствовать умение детей прокатывать и ловить мяч в парах.
Описание: Дети выбираю пару для игры, размещаются сидя на полу на расстоянии 1,5 – 2 м друг от друга, катают мяч и ловят.
Воспитатель обращает их внимание на то, что мяч надо катить прямо в руки партнера.
Декабрь
4- неделя
Подвижная игра «Птички и кошка»
Задачи: развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.
Правила:
1. Кошка ловит птичек только в кругу.
2. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.
Игровое упражнение
«Ползание по извилистой дорожке»
Задача: совершенствовать умение детей ползать на четвереньках по ограниченной площади опоры.
Описание: Дети ползут друг за другом по извилистой дорожке, выложенной из двух веревок длиной 2 – 2,5 м. воспитатель следит за тем, чтобы дети не опускали голову, не сползали с дорожки.
Январь
4 -неделя
Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»
Задачи: учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.
Описание: Взрослый читает стихи:
«Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой!»
(С. Маршак)
Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой!» — дети бегут от взрослого, который догоняет их. Ребята, не умеющие прыгать, делают «пружинку».
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание: Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Февраль
4 -неделя
Подвижная игра «Пчелки»
Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить детей ориентироваться в пространстве, подражать пчелам.
Описание: Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат. Появляется медведь.
Воспитатель-пчела говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет,
Пчелки домой!
Пчелки летят в определенный угол комнаты – улей.
Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:
Этот улей – домик наш,
Уходи, медведь, от нас.
Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.
Подвижная игра «Зайчик в домике»
Задачи: упражнять детей в прыжках; учить сильно, отталкиваться от пола; побуждать действовать по сигналу.
Описание: Обручи лежат на полу. Это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. На слова взрослого: «Серый волк!» —
бегут к обручам и впрыгивают в них. Затем игра продолжается. В игре могут участвовать один или несколько детей. Воспитатель подбадривает: «Вот какой зайчик сильный, хорошо оттолкнулся и прыгнул прямо в домик».
Вариант игры: У каждого зайчика свой домик в виде круга, квадра-та, треугольника.
Март
4 неделя
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
Описание: Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.
Правила: Нельзя убегать за границы площадки
Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.
Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.
Варианты: Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках – кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.
Подвижная игра «Мы топаем ногами»
Задача: Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.
Апрель
4- неделя
Подвижная игра «Кошка и цыплята»
Задачи: совершенствовать бег, влезание на предметы и слезание с них; развивать внимание и ориентировку в пространстве; поддержи-вать интерес к взаимодействию со сверстниками; побуждать к подражанию животным; развивать воображение.
Описание: На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый, с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поля-не, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы) высотой 10 см. Дети действуют по своему усмотрению.
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:
«На скамейке у окошка Кошка глазки открывает
Улеглась и дремлет кошка. И цыпляток догоняет».
На последние слова цыплята убегают от кошки, а кошка пытается их догнать.
Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.
Варианты игры: Для обогащения двигательного опыта малышей можно включать разнообразные, но уже знакомые детям движения. Например, подлезание под веревку.
Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик.
Май
4 неделя
Подвижная игра «Медведь и добрые зайчата»
Задачи: обогащать двигательный опыт детей (прыжки, бег); побуждать к активным действиям; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками; воспитывать доброжелательность.
Материал: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчат (по количеству играющих, медведя, скамейка, ширма, большие кубы.
Описание: Дети изображают зайчат. Они прыгают, бегают под музыку или бубен. Неожиданно появляется медведь. Его роль вы-полняет взрослый или старший ребенок. Медведь проходит среди зайчат и рычит. Зайчата и воспитатель сочувственно спрашивают медведя:
«Мишка бурый,
Мишка бурый,
От чего такой ты хмурый?»
Мишка отвечает:
«Я медком не угостился, Вот на всех и рассердился!»
Зайчата просят его не сердиться, а поиграть с ними в прятки. Они обещают угостить мишку медом. Зайчата прячутся по своему желанию за ширму, куб, скамейку, воспитатель поощряет их. Мишка после слов: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать». Ходит по группе, ищет зайчат. Зайчата могут перебегать с одного места на другое. После того как мишка находит их, они угощают его медом. Медведь благодарит зайчат, и все вместе весело танцуют.
Литература:
1. Анисимова Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет : развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – Волгоград: Учитель, 2010 – 131с. ;
2. Куценко Т. А., Медянова Т. Ю. 365 веселых игр для дошколят – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003 – 224с. (Серия «Мир вашего ребенка»);
3. Ковалева Е. А. Веселые игры на свежем воздухе для детей и их родителей – М : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ XXI век», 2007 – 189с. (Серия «Учимся играючи», «Азбука развития»);
4. Крусева Т. О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005 – 253с. ;
5. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для работы с детьми 2-7 лет – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011 – 144с.