надежда кубышкина
Как ускорить процесс понимания сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравится, что взрослый что-то читает, говорит? Если ребенку читать часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли ускорить этот процесс? Давайте попробуем.
Начнё м с самого простого: с разбора того, о ком рассказывается в сказке, с выяснения того, что делает герой. Здесь нам поможет рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых в произведении действий. Если у вас нет иллюстраций, то можно нарисовать самостоятельно. Когда вы читаете сказку про медведя, пусть ребёнок показывает, как ходит медведь, когда про зайца – как прыгает зайка.
Публикация «Как ускорить процесс понимания сказки» размещена в разделах
Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами. Это моделирование.
Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине.
Первая задача – научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (например, лягушка будет изображаться зелёным кружком, лиса – оранжевым, по величине (медведь – большой кружок, мышка – маленький).
Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется так выбрать кружки, чтобы «сразу было понятно, какой кружок – лягушка, а какой – лиса». Если на первых порах ребёнок затрудняется выбирать заместителя самостоятельно, надо ему помочь.
На первых порах число кружков (не более трех) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребёнок сам выбирал нужные. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов.
Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух», «Маша и медведь» и многие другие. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. Вначале достаточно, чтобы ребёнок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый, Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемым этим персонажем, Если ребёнок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают или подсказывают.
Очень удобна для разыгрывания сказка Л. Н. Толстого «Три медведя». Медведи – бумажные полоски разной длины, Маша – полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета. «У Машеньки красное платьице», - подсказывает мама. В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики разной величины, тарелки (разные по размеру кружки, кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом – это нарисованный на листе бумаги большой прямоугольник. С одной стороны дверь, в которую все входят, с другой – окно, через которое в конце выпрыгивает Маша.
Взрослый читает сказку, а ребёнок в это время разыгрывает её. Вот Маша пришла в пустой дом. Поела из самой большой тарелки, потом из средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трёх стульях (красная полоска – Маша – переходит от одного квадратика к другому).
Не спешите, читайте медленно, ведь ребё нку нужно разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать, как она качается на стуле. Если ребёнок недостаточно активен, то примите участие в разыгрывании. Чтобы оживить игру, можно предложить ребёнку перевернуть тарелочку, из которой всё съедено, сломанный стул (хорошо, если их оборотная сторона отличается по цвету от лицевой).
Разыгрывание сказки «Три медведя» не только позволит ребёнку лучше усвоить её содержание, но и будет способствовать развитию умения соотносить предметы по величине.
Когда ребёнок уже овладел разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к «конспектированию».
Делается это вот так. Папа читает сказку «Колобок. Он прочел про то, как колобок ушёл от бабки с дедом, ребёнок вывел жёлтый кружок из домика.
- Давай нарисуем, что у нас получилось, - предлагает папа и зарисовывает расположение кружков.
Затем зарисовывается ситуация, возникшая при встрече зайца и колобка. В конечном итоге возникает серия рисунков. Каждая схема делается взрослым после того, как ребёнок с помощью кружков изобразил соответствующую ситуацию. Потом ребёнку предлагается по этим рисункам пересказать сказку. Если он путает последовательность рисунков, то можно лишние прикрывать листом бумаги, оставляя открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказывать в данный момент. Ни в коем случае не настаивайте на дословном пересказе. Это задание направлено на то, чтобы научить ребёнка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной ему сказки, выделять основные происходящие в ней события.
Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке. Но на иллюстрациях, которые обычно бывают в книгах, много второстепенных деталей. Они отвлекают внимание ребёнка от основной сюжетной линии. Описанный схематический конспект создаёт более благоприятные условия для выделения основного содержания сказки.
Разумеется, все те специальные виды работы, которые описаны выше, не должны вытеснять обычного, привычного чтения вслух сказок. Это и без специальных советов делается почти во всех семьях.
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» (К. Г. Паустовский)
Использованная литература:
1. Тумина Л. Е. Сочини сказку.
2. Аникин В. П. Русская народная сказка.
3. Л. Венгер. О чем рассказывает сказка.
4. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002.
- № 4. –с. 51.
5. Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду.
– 2002. - № 5. – с. 73.