Елена Ширинкина
Как знакомить детей с пейзажной живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из незаменимым средством формирования духовного мира детей является живопись. Невозможно при этом не вспомнить слова А. А. Блока - тонкого ценителя искусства: "Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому, живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети". Как точно подмечено, как лаконично и в то же время емко охарактеризованы педагогические возможности живописи и особенности детского восприятия.
Публикация «Как знакомить детей с пейзажной живописью» размещена в разделах
Пейзаж это жанр живописи, посвященный воспроизведению естественной или изменённой человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской. В своей группе с детьми чаще рисуем природный или городской пейзаж.
Для организации работы с детьми я подобрала имеющийся в детском саду наглядный иллюстративный материал, изготовила папки с иллюстрациями по жанрам живописи, схемы для рисования человека, животных, деревьев. Таблицу "Цветная палитра" по смешиванию красок, образцы по темам "Природа", "Цветы", "Животные", "Дома" и др. Дидактические игры "Собери пейзаж", "Времена года".
Знакомство детей с пейзажной живописью начинаю со средней группы, при знакомстве детей с пейзажем я опираюсь на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно его сезонам. В средней группе детей учу рисовать горизонт, смешивать краски.
Рисовать пейзажи сложно для детей. Сначала детей учу прорисовывали эскизы. Труднее всего детям передавать в своих работах перспективу. Для этого я использую прием выполнения коллажей и дидактическую игру "Исправь ошибку художника". Предлагаю детям не только найти ошибку, но и исправить ее, руководствуясь законами перспективы.
Для поддержания интереса детей к беседам по пейзажной живописи в старшей группе, я использую игровые ситуации.
Например, в группу приходят художник Петя и кукла Шурик. Иногда Шурик сообщает детям, что Петя заболел и не может выходить на улицу, поэтому он решил порадовать друга: нарисовать любимые уголки природы, где часто бывал Петя. Но как это сделать, Шурик не знает. На помощь ему приходят дети. Они рассказывают Шурику, какие картинки называются пейзажами, какими правилами изображения руководствуются художники, рисуя пейзажи. И сами рисуют для Пети.
Для большей выразительности детских работ по жанру пейзажа я практикую такие дидактические игры: как "Времена года", "Части суток". В ходе этих игр дети приобретают и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года, учатся определять, к какой части суток относятся предложенные пейзажи.
Также развитию творчества способствует экспериментирование с цветом, поэтому на изо деятельности я предлагаю детям подобрать цветовую гамму для дворцов, добрых и злых волшебников.
При рассматривание картин использую музыкальное сопровождение – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализатор.
С детьми группы, посещаем школу искусств, где дети подробней узнают кто такие художники, как создаются картины, что такое холст, для чего нужен мольберт, какие бывают краски.
Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится центру –художественного творчества. Центр -художественного творчества способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей. Стараюсь пополнять центр различным оснащением. В нашем центре по ознакомлению детей с пейзажной живописью есть :альбомы с иллюстрациями, произведениями пейзажа (репродукции, шаблоны для рисования, кисти, цветные карандаши, гуашь, фломастеры, цветные мелки, восковые мелки, пастель, печатки,штампы, мольберт.
Дети моей группы участвовали в областном конкурсе, со своими работами.