Быстрова Галина
Для чего знакомить дошкольников с рациональными способами получения изображения при использовании нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время широко представлен выбор программ по развитию творческих способностей дошкольников нетрадиционными методами рисования, что указывает на актуальность данного направления художественного творчества. Следует отметить, что нетрадиционные техники зачастую бывают очень сложны для применения их с детьми дошкольного возраста в рамках непосредственно организованной деятельности. Такие техники как барельеф, скрапбукинг, декупаж, марирование, торцевание весьма редко используются педагогами в связи со своей сложностью исполнения и кропотливостью работы.
Публикация «Для чего знакомить дошкольников с рациональными способами получения изображения при использовании нетрадиционных техник» размещена в разделах
Анализируя представленную практическую литературу, мной было отмечено, что большинство педагогов при разработке программ, делает акцент на развитие творческого начала при работе в нетрадиционных техниках. Большое внимание уделяется развитию у дошкольников творчества, воображения, и мы ни в коем случае не будем оспаривать значимость развития детской фантазии. Но, в связи с этим, было решено разработать такую методику, в которой большее внимание уделялось проблеме ознакомления дошкольников не столько с нетрадиционными техниками, сколько с рациональным использованием ее для получения изображения различными изобразительными материалами и их комбинировании на одном занятии. Научение дошкольника рациональности в использовании нетрадиционного получения изображения дает удивительно обширные перспективы для развития у дошкольников умения активно действовать в новой обстановке и самовыражаться в дальнейшем.
Данная методика предназначена для педагогов дополнительного образования, организующих работу изобразительных студий, воспитателей ДОУ. Особенностью данной методики является использование в работе с детьми момента обучения рациональным способам получения изображения при работе в нетрадиционных техниках. Для более полного понимания считаем необходимым остановиться на раскрытии используемых понятий более подробно.
Рациональность в полном смысле означает разумность (от лат. Ratio - разум). Представляет собой доступность и разумное понимание действия. Под рациональностью понимают целесообразность, то, что способствует достижению цели. До недавних пор считалось, что образцом рациональной деятельности является наука и деятельность. В настоящее время признано, что каждая область деятельности имеет свои стандарты рациональности, но они далеко не всегда совпадают с научными, поэтому можно говорить о рациональном в искусстве, в политике и т. д. Рационально – это значит разумно, быстро, экономя время. Рациональность рассматривается, как эффективная деятельность по достижению поставленных целей. Рациональные способы получения изображения, в контексте данного определения, это такие способы, при использовании которых с наименьшими затратами времени и изобразительных усилий мы можем получить качественно выполненное, презентабельное изображение.
Нетрадиционное - это значит новое. Это способы создание нового, оригинального произведения искусства в котором гармонирует все: и цвет, и форма, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей пробовать, думать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, они готовы многократно повторять то или иное действие, и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех и радуются, привлекая внимание взрослого к свои м достижениям. На современном этапе наибольшую практику применения получили такие нетрадиционные техники рисования, как граттаж, кляксография, монотипия, выдувание, рисование мыльной пеной, сочетание воска и краски, и т. п. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое. Ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким творцом. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый оригинальный объект. Нетрадиционное использование изобразительных материалов, несомненно, развивают у детей интеллект, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Ознакомление дошкольников с рациональными способами получения изображения, использование наглядного моделирования, комбинирование разнообразных изобразительных материалов и нетрадиционных техник при создании изображения, дает удивительно обширные перспективы для развития у дошкольников умения активно действовать в новой обстановке и самовыражаться в дальнейшем…
Методика по развитию у дошкольников умения получать изображение рациональным способом в нетрадиционных техниках рекомендована для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет и рассчитана на 4 года обучения. Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Режим занятий
Возрастная группа Продолжительность занятия (в мин) Количество занятий в неделю Количество занятий в год
Младшая
(3-4 года) Не более 15 2 71
Средняя (4-5 лет) Не более 20 2 71
Старшая (5-6 лет) Не более 25 2 71
Подготовительная к школе (6-7 лет) Не более 30 2 71
В зависимости от возрастной группы дошкольников изменяется мера самостоятельности ребенка в выполняемой им работе, а так же наличие полного или частичного показа педагогом способов действий с изобразительными материалами и техниками для получения изображения. Тема занятий остается одинаковой как у младших, так и у старших дошкольников.
Так, в младшей группе акцент сделан на работу в сотворчестве, по показу, по образцу с подробной словесной инструкцией, активно используется показ способов действия с изобразительными материалами. Педагог самостоятельно или с помощью детей старшего дошкольного возраста изготавливает матрицы, всевозможные шаблоны, заготовки материалов и детали для получения изображения. Младший дошкольник компонует все в единую композицию под контролем и в сотворчестве с педагогом.
В старшем возрасте превалирует работа со схемами-инструкциями, изготовленными как педагогом, так и в совместном обсуждении с детьми. Так же, особое внимание уделяется самостоятельному нахождению способов (приемов) изображения. Дети выполняют детали объекта изображения, матрицы, штампы, основы для рельефов. Постепенно увеличивается самостоятельность ребенка в выполнении работы в рамках темы. Больше внимания уделяется развитию у старших дошкольников самостоятельного нахождения способов получения изображения или нахождению наиболее подходящего изобразительного материала при заполнении листа другими предметами, составлении сюжетной линии в рисунке, а так же расположению предметов в пространстве.
Таким образом, внимание педагога должно быть направлено на установление баланса между репродуктивным и творческим освоением детьми художественного опыта в непосредственно образовательной деятельности.
Занятия можно разбить на блоки для тематического распределения материала. Тематика занятий не меняется и в каждой возрастной группе одинаковая. Темы идут следующими блоками: фрукты, растения, осень, транспорт, Новый год, зима, дикие и домашние животные, сказки, здания, космос, птицы, цветы, насекомые.
Предлагается соблюдать следующие этапы занятия:
1. Создание интереса.
На этом этапе внимание детей обращается на средства выразительности изобразительных материалов и техник, с помощью которых можно передать состояние природы, образ знакомых и не существующих предметов, явлений. Происходит познание новых свойств и качеств знакомых материалов, происходит знакомство с новыми рациональными техниками получения изображения, проявляется интерес к знакомым материалам.
2. Формирование практических навыков и умений.
На этом этапе предусматривается работа по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, развитие замыслов детей. Создание условий для дальнейшего развития интереса, предоставляя детям свободу в выборе средств и техник.
3. Собственное творчество.
Создаются условия для самостоятельности: формируется умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами, самостоятельно находить рациональное использование нетрадиционных техник для получения наибольшей выразительности при изображении предметов, явлений и образов.
Таким образом, обучение дошкольников рациональным способам получения изображения в нетрадиционных техниках призвано дать детям представление о том, как быстро, с наименьшими затратами получить оригинальное и высокохудожественное изображение.