Приложение МААМ

Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью

Мария Андрющенко
Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологическое образование детей 6-7 лет

через знакомство с пейзажной живописью»

Андрющенко М. Н.

«Природа – это не только великий учитель и великий воспитатель, это самый естественный источник красоты, источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего поколения». Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».

Публикация «Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью» размещена в разделах

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для экологического и художественного - эстетического развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.

Главной целью является развитие у детей устойчивого интереса к пейзажной живописи на основе наблюдения в природе. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства. Вот она необходимая педагогическая закономерность: опыт наблюдения - восприятие произведений искусства - наконец, творение юного художника. Данный опыт работы направлен на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение творчества художника. Я хочу подвести детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.

Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.

Педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты (в данном случае речь идёт о наблюдении, которое необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача.

С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что в зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа : первозданный природный пейзаж - поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж, морской, (показывающий море во всем великолепии, горы (горный, космос (космический) ; изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский (поля, деревенские дома) и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы, огромные архитектурные постройки и городские улочки,

(индустриальный, изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический, а также сказочный и фантастический пейзажи.

После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.

Специальные занятия по ознакомлению с живописью включаю в другие виды занятий: ознакомление с окружающим миром (природные явления, развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Темы занятий планируютя так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогают детям обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию.

В соответствии с целью были сформированы основные задачи:

1. Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем.

2. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, помочь детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу.

3. Познакомить с такими выразительными средствами живописи, как композиция и колорит, и учить выделять их при рассматривании картин.

4. Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья склоненные под ветром.

5. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные времена года и в разную погоду, и в разное время суток.

6. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, гордость, удовольствие и восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзаж.

По ознакомлению с пейзажем я использую следующие методы и приемы:

1. Чтение литературных произведений, стихов.

2. Отгадывание загадок.

3. Прослушивание музыкальных произведений.

4. Составление описательных загадок про пейзажи.

5. Беседы.

6. Продуктивная деятельность.

7. Наблюдение.

8. Рассматривание репродукций картин известных художников и иллюстраций с изображением пейзажей, работ других детей.

9. Участие в конкурсах.

10. Показ.

11. Образец.

12. Задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи.

13. Дидактические игры.

14. Непосредственно образовательная деятельность.

15. Экскурсии (В ботанический сад).

16. Прием «вхождения» в картину.

Репродукции картин русских художников для рассматривания:

Осень:

- И. С. Остроухов «Золотая осень»;

- И. И. Шишкин «Осень»;

- И. Э. Грабарь «Осень», «Золотая осень»;

- Е. Е. Волков «Октябрь», «»Ранний снег», «Осенний пейзаж»;

- И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»;

- А. А. Рылов «Осень»;

- В. Д. Поленов «Холодная осень», «Золотая осень»;

- Р. А. Берггольц «Осень»;

- А. А. Киселев «Осень. Ветреный день».

Зима:

- И. И. Шишкин «Зима», «Первый снег»;

- И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;

- М. А. Ильин «Зимнее солнце»;

- Е. Е. Волков «Зимний пейзаж»;

- К. Ф. Юон «Волшебница-зима»;

- Н. Н. Дубовской «Морозное утро»;

- Ю. Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Зимний пейзаж»;

- А. К. Саврасов «Зима».

Весна:

- А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

- И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»;

- К. Ф. Юон «Мартовское солнце»;

- А. И. Куинджи «Ранняя весна»;

- И. С. Остроухов «Первая зелень»;

- И. И. Левитан «Цветущие яблони»;

- К. Я. Крыжицкий «Ранняя весна»;

- Р. А. Берггольц «Пробуждение весны».

Лето:

- И. И. Левитан «Березовая роща», «Июньский день»;

- И. И Шишкин «Дубровая роща»;

- Ф. В. Васильев «Мокрый луг», «Летний жаркий день», «Перед грозой»;

- Е. Е. Волков «Цветочное поле», «Поле с ромашками»;

- А. М. Васнецов «Летний пейзаж»;

- С. А. Виноградов «Жаркий день»;

- А. И. Куинджи «После дождя. Радуга».

Данный опыт работы объединяет два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительную деятельность и экологическое воспитание.

Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно – эстетическое воспитание от экологического.

К числу особенностей данного опыта работы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования, природного и бросового материала, на основе ознакомления с репродукциями картин известных и современных русских художников – пейзажистов

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье». Анализ анкеты АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье» Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического.

Фотоотчёт. Экскурсия дошкольников в историко-краеведческий музей. Знакомство с фарфоровой живописьюФотоотчёт. Экскурсия дошкольников в историко-краеведческий музей. Знакомство с фарфоровой живописью Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного находим.

Открытое занятие по ИЗО на тему «Знакомство с портретной живописью»Открытое занятие по ИЗО на тему «Знакомство с портретной живописью» Тема: «Знакомство старших дошкольников с портретной живописью» Задачи: Обучающие: Формировать умение у детей рисовать портрет, передавая.

Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой» Проект: «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой». Вид проекта: познавательно – творческий.

Развитие речи детей через знакомство с русским народным творчеством. Этапы работы. 1 этап (ознакомительный) слушание сказки Цель: 1. Формировать у детей правильное понимание русских народных сказок, иносказательного.

«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста, имеет важное значение, в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и.

Экологическое образование Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому.

Экологическое воспитание детей среднего возраста через экологический проект «По страницам Красной Книги». Одним из негативных последствий экологического кризиса является катастрофическое сокращение и исчезновение многих видов растений и животных.

Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема» В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают,.

Знакомство детей со свойствами муки через экспериментировние в соответствии с ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 104 Знакомство детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью
Опубликовано: 10 мая 2016 в 21:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью» (включая файлы) размещена пользователем Мария Андрющенко (УИ 325286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД