Мария Андрющенко
Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое образование детей 6-7 лет
через знакомство с пейзажной живописью»
Андрющенко М. Н.
«Природа – это не только великий учитель и великий воспитатель, это самый естественный источник красоты, источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего поколения». Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».
Публикация «Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для экологического и художественного - эстетического развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии.
Главной целью является развитие у детей устойчивого интереса к пейзажной живописи на основе наблюдения в природе. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства. Вот она необходимая педагогическая закономерность: опыт наблюдения - восприятие произведений искусства - наконец, творение юного художника. Данный опыт работы направлен на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение творчества художника. Я хочу подвести детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.
Педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты (в данном случае речь идёт о наблюдении, которое необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача.
С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что в зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа : первозданный природный пейзаж - поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж, морской, (показывающий море во всем великолепии, горы (горный, космос (космический) ; изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский (поля, деревенские дома) и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы, огромные архитектурные постройки и городские улочки,
(индустриальный, изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический, а также сказочный и фантастический пейзажи.
После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка.
Специальные занятия по ознакомлению с живописью включаю в другие виды занятий: ознакомление с окружающим миром (природные явления, развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Темы занятий планируютя так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогают детям обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию.
В соответствии с целью были сформированы основные задачи:
1. Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем.
2. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, помочь детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу.
3. Познакомить с такими выразительными средствами живописи, как композиция и колорит, и учить выделять их при рассматривании картин.
4. Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья склоненные под ветром.
5. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные времена года и в разную погоду, и в разное время суток.
6. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, гордость, удовольствие и восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзаж.
По ознакомлению с пейзажем я использую следующие методы и приемы:
1. Чтение литературных произведений, стихов.
2. Отгадывание загадок.
3. Прослушивание музыкальных произведений.
4. Составление описательных загадок про пейзажи.
5. Беседы.
6. Продуктивная деятельность.
7. Наблюдение.
8. Рассматривание репродукций картин известных художников и иллюстраций с изображением пейзажей, работ других детей.
9. Участие в конкурсах.
10. Показ.
11. Образец.
12. Задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи.
13. Дидактические игры.
14. Непосредственно образовательная деятельность.
15. Экскурсии (В ботанический сад).
16. Прием «вхождения» в картину.
Репродукции картин русских художников для рассматривания:
Осень:
- И. С. Остроухов «Золотая осень»;
- И. И. Шишкин «Осень»;
- И. Э. Грабарь «Осень», «Золотая осень»;
- Е. Е. Волков «Октябрь», «»Ранний снег», «Осенний пейзаж»;
- И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»;
- А. А. Рылов «Осень»;
- В. Д. Поленов «Холодная осень», «Золотая осень»;
- Р. А. Берггольц «Осень»;
- А. А. Киселев «Осень. Ветреный день».
Зима:
- И. И. Шишкин «Зима», «Первый снег»;
- И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
- М. А. Ильин «Зимнее солнце»;
- Е. Е. Волков «Зимний пейзаж»;
- К. Ф. Юон «Волшебница-зима»;
- Н. Н. Дубовской «Морозное утро»;
- Ю. Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Зимний пейзаж»;
- А. К. Саврасов «Зима».
Весна:
- А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
- И. И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода»;
- К. Ф. Юон «Мартовское солнце»;
- А. И. Куинджи «Ранняя весна»;
- И. С. Остроухов «Первая зелень»;
- И. И. Левитан «Цветущие яблони»;
- К. Я. Крыжицкий «Ранняя весна»;
- Р. А. Берггольц «Пробуждение весны».
Лето:
- И. И. Левитан «Березовая роща», «Июньский день»;
- И. И Шишкин «Дубровая роща»;
- Ф. В. Васильев «Мокрый луг», «Летний жаркий день», «Перед грозой»;
- Е. Е. Волков «Цветочное поле», «Поле с ромашками»;
- А. М. Васнецов «Летний пейзаж»;
- С. А. Виноградов «Жаркий день»;
- А. И. Куинджи «После дождя. Радуга».
Данный опыт работы объединяет два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительную деятельность и экологическое воспитание.
Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Нравственно – эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно – эстетическое воспитание от экологического.
К числу особенностей данного опыта работы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования, природного и бросового материала, на основе ознакомления с репродукциями картин известных и современных русских художников – пейзажистов