Марина Морозова
Конспект занятия НОД с детьми подготовительной группы по обучению грамоте с использованием ЦОР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : учить детей характеризовать и различать звуки Т-ТЬ, умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить правила написания предложений, умение читать предложения с разной интонацией, закрепить знания детей о правописании имен людей с большой буквы.
Задачи :
Образовательные – продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением, расширять и активизировать словарный запас, развивать слуховое внимание.
Публикация «Конспект занятия НОД с детьми подготовительной группы по обучению грамоте с использованием ЦОР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос полным ответом, выделять звук [ Т ] в потоке звуков, слогов, слов, упражнять в составлении схем слов, закрепить изученные правила русского языка, развивать общую и мелкую моторику, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, развитие глазных мышц, зрительной ориентации, координации зрения с движением руки.
Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, умение слушать учителя-логопеда, желание и умение работать в коллективе.
Материал : картинки «Слоговая копилка», схемы звуков гласных, согласных, звонких, глухих, твердых, мягких, квадраты синие, зеленые, красные для звукового анализа слов, карточки для чтения слов по буквам и по слогам, доска, компьютер, диск «Азбука-малышка» Уроки бабушки совы.
Ход : Логопед: Ребята, сегодня мы выучим новые звуки [ Т, ТЬ ]
Звук [Т] согласный, глухой, в сочетании с гласными А, О, У, Ы, Э твердый, в сочетании с гласными Я, Е, Е, Ю, И.
Вспомните что такое звук, а что такое буква.
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласные и согласные, гласные звуки можно петь.
Логопед : Молодцы, а теперь я буду называть звуки, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [ Т ] : А, К,Т, Р,Ф,Т, П,Т, Р,Ф, Т,Ф, М, Р,Т, З, Н, С, Р,Т, Р, Ж,Т, Б, Г, Т, Ш, Р, Л, Ф, Т.
Логопед: Молодцы, все справились отлично. А теперь я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком
[ Т ] : СА, ТА, КА, ТО, ТУ, НЫ, ПЫ,ТЫ, ШИ, ТО, РЫ, БА, ТА, ЛО,ТО РО, ТУ, КО, ГА, ТЫ.
Логопед: Молодцы, никто не ошибся. А сейчас я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком [ Т ] : ФАРТУК, РАК, СОМ, ФРУКТЫ, ТОРТ, ПАР, РЫБА, ТОПОР, МАК, КОТ, СОК, КИТ, КАРАНДАШ, БАНТ, РЫСЬ, ФОТОГРАФИЯ…
Логопед: Ребята, я сейчас прочту вам сказку, а вы запомните слова со звуками [ Т,ТЬ], которые встретятся вам в сказке.
Телезритель Тимка.
Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.
- Тимка! – кричат ему утром тигрята. – Пойдем играть.
- Отстаньте, - бурчит Тимка, - тут такое показывают!
А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву.
Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно – тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо.
Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.
Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят, в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!
И стало темно – темно.
Тимка слетел с тахты и к телефону:
- Алле, алле! Командная пожарн… Взорвался телевизор! Что делать?
- Выкинуть, - мрачно сказал вошедший папа Тигр, а тебя – выпороть.
Ответы детей: тигр, телевизор, тигренок, Тимка, утром, тигрята, играть, тыква, потом, смотрел, творог, тараканы, тапочки, три, теннис, тетеньки, работать, трамвайно-троллейбусное, трактор, тащил, толстые, трубы, траншея, пить, таблетки, тахта, термометр, телята, затрещит, взорвется, темным-темно, слетел, телефон, выкинуть, выпороть.
За каждый ответ ребенок получает фишку. В конце подсчитываем кто занял первое место, кто второе, кто третье.
Логопед: Молодцы! Давайте вспомним правило, как делить слова на слоги.
Дети: Сколько в слове гласных столько и слогов, это знает каждый из учеников.
Логопед: Правильно, сейчас я буду показывать картинки, а вы прохлопайте сколько в слове слогов и ответите полным ответом.
Дети: МА-ШИ-НА, в слове машина три слога и т. п.
Логопед: Молодцы! Ребята, перед вами лежат макеты разных звуков, эти звуки парные, вы должны правильно определить какой это звук (гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый и мягкий) и верно подставить звонкому звуку колокольчик, глухому – шляпку, гласному - красные тапочки, согласному – синий и зеленый.
Проверьте правильно ли сделали задание соседи. Молодцы!
Логопед: Правильно. А теперь скажите, что такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
Дети: предложение – это законченная мысль.
Логопед: Скажите правила написания предложений.
Дети: Предложение начинается с большой буквы, каждое слово в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка.
Логопед: Молодцы! А какие еще знаки препинания ставятся в конце предложения?
Дети: Восклицательный и вопросительный знаки.
Логопед: Верно! Дима, напиши на доске предложение: Зима.
Прочитайте, а если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, как оно будет читаться? Верно. А если вопросительный знак? Правильно.
Логопед произносит текст, дети выполняют действия в соответствии с текстом: «Пальчик – важный господин».
Я гимнастику для глаз проведу у вас сейчас.
Часто-часто поморгайте, потом глазки закрывайте.
Вы постойте так опять, можно глазки открывать.
Крепко вы глаза зажмурьте, раз, два, три.
Как откроете – вдаль смотри, раз, два, три.
Руку правую вперед вытянуть нам надо,
И за пальчиком своим проследим мы взглядом.
Влево, вправо, вверх и вниз, повторяй и не ленись.
В локте руки вы согните, смотрите на пальчик, не моргните.
Четыре, три, два, один – пальчик – важный господин.
Вдаль его вы отведите, взглядом точно проследите.
Господин ушел гулять, раз, два, три, четыре, пять.
Молодцы! А теперь поиграем с вами «Скажи наоборот» :
Логопед: Дети:
Острая лопата тупая лопата
Домашние гуси дикие гуси
Гладкая бумага мятая бумага
Громкая музыка тихая музыка
Старая панама новая панама
Высоко низко
Близко далеко
Направо налево
Умнички!
Перед вами лежат квадратики красные, синие, зеленые. Что они обозначают?
Дети: красные – гласные звуки, синие – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие.
Логопед : Верно, выложите, пожалуйста, схемы слов КОТ,КИТ. Проверьте правильность у соседа. Молодцы!
Чтение слогов, слов по карточкам. Печатание слов под диктовку: кот, кит, Ната, Тома.
Почему Ната и Тома напечатали с большой буквы?
Дети: потому что имена людей пишутся с большой буквы.
Сегодня все ребята справились с заданиями, молодцы!
А теперь посмотрим мультфильм о букве Т «Уроки бабушки совы» .
Список использованной литературы :
Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа, учебно-методическое пособие «От А до Я»
Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5- 7лет.
Волина В. В. «Занимательное азбуковедение»
В. В. Коноваленко «Пишем и читаем» тетрадь по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе» №1
Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников»
Мультипликационная «Азбука – малышка» диск
Творческое объединение «Маски» .